Об установления факта работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях



Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2011 года

Дело № 2-214/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор                                                                              24 мая 2011 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Толстовой Т.В.,

при секретаре Федоровой Е.В.,

с участием представителя истца Князева В.Л., представителя ответчика Министерства строительства и территориального развития Мурманской области Лакеевой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князевой Е.М. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании действий незаконными, об установления факта работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, факта постоянного проживания, о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретения жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, выдаче государственного жилищного сертификата в 2011 году и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Князева Е.М. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании действий незаконными, об установления факта работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, факта постоянного проживания, о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретения жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, выдаче государственного жилищного сертификата в 2011 году и взыскании компенсации морального вреда.

Свои требования мотивирует тем, что постоянно проживает //адрес//, является получателем пенсии по старости, ее трудовой стаж в местностях приравненных к районам Крайнего Севера и в районах Крайнего Севера составляет 10 лет 9 месяцев 14 дней, согласно записям в трудовой книжке. С 10 октября 2003 года по 30 апреля 2007 года работала по трудовым договорам продавцом продовольственных товаров у индивидуального предпринимателя ФИО1. С 30 апреля 2007 года по настоящее время работает у индивидуального предпринимателя ФИО2 по бессрочному трудовому договору.

В адрес ответчика 29 июня 2010 года она отправила пакет документов для постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретения жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями. 20 июля 2010 года получила от ответчика отказ в постановке на учет, где ей предложили подтвердить 15 лет трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Тогда она 26 августа 2010 года направила в адрес ответчика второй пакет документов с заявлением о постановке на учет, в том числе и выписку из лицевого счета застрахованного лица Пенсионного фонда России, подтверждающую ее стаж в период с 10 октября 2003 года по 2 августа 2010 года, согласно которой ее стаж в районах Крайнего Севера за период с 10 октября 2003 года по 1 ноября 2010 года составляет 7 лет 21 день.

6 сентября 2010 года она вновь получила от ответчика уведомление об отказе в постановке на учет, в связи с тем, что она снималась с регистрационного учета по месту жительства и повторно прибыла в район Крайнего Севера позднее 1 января 1992 года.

Однако она постоянно проживает //адрес// с 1984 года, что было подтверждено документами, направленными ответчику.

13 сентября 2010 года она вновь направила ответчику пакет документов, в том числе и подтверждающих ее постоянное проживание по месту регистрации в //адрес//.

28 сентября 2010 года ответчик вновь направил ей уведомление об отказе в постановке на учет, мотивировав отсутствием 15 лет трудового стажа в районах Крайнего Севера.

В результате неправомерных действий ответчика ее не стали учитывать и не поставили на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретения жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.

Кроме того неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред, выразившийся в нравственных переживаниях в связи с ограничением и лишением ее права на получение субсидии для переселения в среднюю полосу России. Неоднократные отказы ответчика принесли ей и ее семье нравственные и физические страдания, она испытывает чувство унижения, подавленности, отчаяния, ее беспокоит бессонница, головные боли, ухудшился психологический климат в семье.

Просит признать действия чиновников Министерства строительства и территориального развития Мурманской области незаконными. Подтвердить юридическую значимость ее трудовой книжки, выписки из лицевого счета застрахованного лица, трудовых договоров, установить юридический факт ее работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в течении 17 лет 7 месяцев 25 дней, установить юридический факт ее постоянного проживания по адресу //адрес//. Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить ее на очередь на получение жилищной субсидии и выдать ей сертификат по программе переселения в 2011 году, взыскать компенсацию морального вреда.

Истец Князева Е.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.

Представитель истца Князев В.Л. исковые требования уточнил, просит обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить Князеву Е.М. на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретения жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями незаконными и взыскать компенсацию морального вреда в размере ** рублей.

Пояснил, что Князева Е.М. 29 июня 2010 года отправила заявление о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретения жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями с приложенными документами ответчику, на что 20 июля 2010 года получила отказ в постановке на учет в виду отсутствия необходимого трудового стажа. Вместе с тем Князева Е.М. на 1 января 2010 года имела трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом времени работы по договорам у индивидуальных предпринимателей 16 лет 10 месяцев 4 дня. Позвонив ответчику и, пояснив о времени работы по трудовым договорам у индивидуального предпринимателя, узнала, что необходимо к документам приложить справку ПФ РФ. Тогда, получив выписку из лицевого счета застрахованного лица в ПФ РФ, 26 августа 2010 года вновь направила пакет документов с заявлением. Однако 6 сентября 2010 года опять получила отказ, но уже в связи с тем, что снималась с регистрационного учета по месту жительства и прибыла повторно в районы Крайнего Севера позднее 1 января 1992 года. Тогда как с 1984 года была зарегистрирована и никогда не снималась с регистрационного учета в //адрес//. После чего 13 сентября 2010 года вновь направила документы с копией паспорта и формой 9, однако 28 сентября 2010 года вновь получила отказ в виду отсутствия необходимого стажа.

Представитель ответчика Министерства строительства и территориального развития Мурманской области Лакеева Е.Е. с иском не согласна, пояснила, что для постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями согласно Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ необходимо два условия это прибыть в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года и иметь общую продолжительность стажа работы в указанных районах не менее 15 календарных лет. Первое условие Князевой Е.М. соблюдено, действительно Князева Е.М. прибыла в район Крайнего Севера 22 августа 1984 года, однако согласно представленной трудовой книжке и выписке из лицевого счета застрахованного лица ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ковдорском районе общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Князевой Е.М. составляет на 1 января 2011 года 14 лет 7 месяцев 14 дней, даже с учетом того, что выписка из лицевого счета застрахованного лица представлена по состоянию на 19 августа 2010 года.

Также пояснила, что действительно истец трижды обращалась в Министерство с заявлениями о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, решениями от //дд.мм.гг// //№//, от //дд.мм.гг// //№//, от //дд.мм.гг// //№//, истцу было отказано в постановке на учет, в виду того, что общая продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее 15 лет. Однако, на основании решения от //дд.мм.гг// //№//, в виду технической ошибки истцу было направлено уведомление об отказе в постановке на учет из-за прибытия в район Крайнего Севера позднее 1 января 1992 года.

Выслушав представителя истца Князева В.Л., представителя ответчика Министерства строительства и территориального развития Мурманской области Лакееву Е.Е., проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в указанных районах не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели.

Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлена очередность предоставления жилищных субсидий.

В частности, жилищные субсидии предоставляются в третью очередь пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с пунктом 24 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно на основании предоставленных органами местного самоуправления списков утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно пункту 25 данного Положения, утвержденные в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения списки граждан, являются основанием для предоставления социальных выплат для предоставления жилья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865 установлено, что мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные входившими в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы на первом этапе ее реализации подпрограммами «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», осуществляются на втором этапе реализации указанной Программы в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (подпункт «б» пункта 2).

Подпунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, предусмотрено право на участие в подпрограмме граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Пунктом 18 Правил определено, что гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил выдачу жилищных сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).

На территории Мурманской области реализацию указанных Правил осуществляет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению об участии в подпрограмме граждан, указанных в пункте 5 Правил, установлен подпунктом «е» пункта 19 данных Правил.

В соответствии с пунктом 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Пунктами 22 и 23 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлено, что основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в том числе и несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил, и непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил. Повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа.

Судом установлено, что 6 июля 2010 года Князева Е.М. обратилась в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области с заявлением о включении ее в состав граждан имеющих право на получение жилищных субсидий, для приобретения жилого помещения, представив в том числе, копию своей трудовой книжки.

Распоряжением Министерства строительства и территориального развития Мурманской области от //дд.мм.гг// //№// Князевой Е.М. было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в связи с тем, что общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее 15 лет, о чем 20 июля 2010 года Князевой Е.М. направлено уведомление.

Также судом установлено, что Князева Е.М. 31 августа 2010 года вновь обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в состав граждан имеющих право на получение жилищных субсидий, для приобретения жилого помещения представив дополнительно выписку из лицевого счета застрахованного лица Князевой Е.М. ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ковдорском районе.

Вместе с тем, распоряжением Министерства строительства и территориального развития Мурманской области от //дд.мм.гг// //№// Князевой Е.М. было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в связи с тем, что общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее 15 лет, о чем 6 сентября 2010 года Князевой Е.М. направлено уведомление.

Суд считает, что уведомление от //дд.мм.гг// //№// с допущенной в нем технической опиской в части указания основания отказа в постановке на учет, в связи с тем, что Князева Е.М. снималась с регистрационного учета по месту жительства и повторно прибыла в районы Крайнего Севера позднее 1 января 1992 года, носит информационный характер и каких-либо прав истца не нарушает. Более того данное уведомление не препятствовало Князевой Е.М. представить необходимые документы подтверждающие наличие общей продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет.

Более того судом установлено, что 21 сентября 2010 года Князева Е.М. снова обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в состав граждан имеющих право на получение жилищных субсидий, для приобретения жилого помещения представив дополнительно справку формы 9 с места жительства и копию паспорта.

Однако, распоряжением Министерства строительства и территориального развития Мурманской области от //дд.мм.гг// //№// Князевой Е.М. отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в связи с тем, что общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее 15 лет, о чем 23 сентября 2010 года Князевой Е.М. направлено уведомление.

Как установлено в судебном заседании, Министерством строительства и территориального развития Мурманской области, согласно представленной истцом Князевой Е.М. копии трудовой книжки, также имеющейся в материалах дела (л.д. 24-32), рассчитан трудовой стаж работы истца в районах Крайнего Севера как 7 лет 4 месяца 11 дней.

Согласно представленной выписке из лицевого счета застрахованного лица Князевой Е.М. ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ковдорском районе за период уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (л.д. 34-38) работодателями истца – индивидуальными предпринимателями ФИО1 и ФИО2 рассчитан трудовой стаж работы истца в районах Крайнего Севера как 7 лет 0 месяцев 0 дней, несмотря на то, что период уплаты страховых взносов в справке отражен только за 6 лет с 1 января 2003 года по 1 января 2010 года.

При этом суд соглашается с тем, что в трудовой стаж истца Князевой Е.М. работы в районах Крайнего Севера не включены периоды работы истца с 3 января 1977 года по 27 июня 1977 года в "***" и с 25 января 1979 года по 24 апреля 1979 года в ОМТС Объединения «***» в виду отсутствия указания в трудовой книжке мест нахождения данных организаций.

Также суд соглашается с тем, что в трудовой стаж работы истца Князевой Е.М. в районах Крайнего Севера не включен период работы с 1 декабря 1991 года по 25 апреля 1994 года в кооперативе «***», так как согласно справке (л.д. 128) ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ковдорском районе начисление и уплата взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации кооперативом «***» производилась только с 1 января 1991 года по 31 марта 1992 года, что представителем истца Князевым В.Л. в судебном заседании не оспаривалось.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Вместе с тем в судебном заседании доказательств того, что в периоды с 3 января 1977 года по 27 июня 1977 года и с 25 января 1979 года по 24 апреля 1979 года истец работала в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, а также доказательств того, что уплата взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации кооперативом «***» производилась полностью за весь период работы истца Князевой Е.М. в данном кооперативе добыто не было, представителем истца Князевым Е.М. такие доказательства суду представлены не были.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что по смыслу приведенных выше норм законодательства граждане самостоятельно реализуют свое право на предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в органы исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме согласно приложению № 1, к которому прилагают документы, указанные для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в подпункте «е» пункта 19 данных Правил.

Для получения сертификата гражданин-участник подпрограммы предоставляет документы, указанные в пункте 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Из изложенного следует, что право на участие в подпрограмме носит заявительный характер, при этом на гражданина возложена обязанность по предоставлению необходимых документов в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Таким образом поскольку Князевой Е.М. не были представлены документы, предусмотренные Правилами, подтверждающие 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, оснований для удовлетворения ее искового заявления не имеется.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд должен учитывать степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства; степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Взыскание компенсации морального вреда также регламентируется статьями 1099, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, требование истца Князевой Е.М. о возмещении морального вреда также не подлежат удовлетворению, поскольку неправомерность оспариваемых действий ответчика не нашла своего подтверждения в судебном заседании, нарушение законных прав и интересов истца Князевой Е.М. в судебном заседании не установлено. Истец Князева Е.М. не представила доказательств в обоснование требований о компенсации морального вреда свидетельствующих о действиях ответчика, не предусмотренных законодательством.

Руководствуясь статьями 194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Князевой Е.М. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретения жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями и взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий