Дело № 2-647/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 21 июля 2011 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Толстовой Т.В.,
при секретаре Байковой Д.А.,
с участием истца Мушникова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мушникова А.В. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании действий незаконными, признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями и о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, с 2006 года,
УСТАНОВИЛ:
Мушников А.В. обратился с иском к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании действий незаконными, признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями и о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, с 2006 года.
Свои требования мотивирует тем, что с 1984 года по настоящее время является инвалидом труда 2 группы, инвалидность получил в период работы на Севере. Так как инвалидность была установлена ему в 30 лет, то заработать 15-ти летний стаж он не мог физически и фактически. 22 апреля 2011 года он получил отказ Минтерразвития Мурманской области в постановке его на учет для получения жилищной субсидии для строительства (приобретения) жилья в регионах с благоприятными условиями, как инвалид 2 группы, не имеющий стаж 15 лет. В 2006 году он обращался с аналогичным заявлением в Минтерразвития Мурманской области, и также получил отказ.
Считает, действия Минтерразвития Мурманской области незаконными, нарушающими его права и законные интересы.
Истец Мушников А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Дополнительно пояснил, что трудовую деятельность в районах Крайнего Севера начал в 1972 году, потом в 1974 – 1976 г.г. служил в армии. Работал до 1984 года, после чего заболел, ему была установлена инвалидность. В настоящее время является инвалидом второй группы //данные изъяты//, нетрудоспособен. В 2006 году впервые обратился в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. В постановке на учет ему было отказано. Указал, что согласно статье 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Представитель ответчика – Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены. В отзыве ответчик просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Заслушав истца Мушникова А.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит.
Статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Пункт 2 статьи 1 Закона предусматривает право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
Таким образом, указанная норма установила круг лиц, на которых распространяется действие Закона и условия предоставления жилищной субсидии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии с пунктом 24 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно на основании предоставленных органами местного самоуправления списков утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно пункту 25 данного Положения, утвержденные в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения списки граждан, являются основанием для предоставления социальных выплат для предоставления жилья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865 установлено, что мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные входившими в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы на первом этапе ее реализации подпрограммами «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», осуществляются на втором этапе реализации указанной Программы в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (подпункт «б» пункта 2).
Подпунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, предусмотрено право на участие в подпрограмме граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Пунктом 18 Правил определено, что гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил выдачу жилищных сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).
На территории Мурманской области реализацию указанных Правил осуществляет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению об участии в подпрограмме граждан, указанных в пункте 5 Правил, установлен подпунктом «е» пункта 19 данных Правил.
В соответствии с пунктом 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Пунктами 22 и 23 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлено, что основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в том числе и несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил. Повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа.
Из материалов дела усматривается, что 11 апреля 2006 года Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области отказал Мушникову А.В. в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в связи с отсутствием у него 15-ти летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях .
12 апреля 2011 года истцу вновь было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, по тем же основаниям .
Мушников А.В. является инвалидом II группы бессрочно //данные изъяты// . Зарегистрирован и проживает с 29 января 1982 года //адрес//. Пенсия ему назначена с 15 июня 1984 года, что подтверждается копией пенсионного удостоверения .
Согласно записям в трудовой книжке истца, свою трудовую деятельность в районах Крайнего Севера он начал 29 ноября 1972 года и окончил 2 августа 1984 года по состоянию здоровья .
Как установлено в судебном заседании и подтверждается показаниями истца Мушникова А.В., стаж его работы в районах Крайнего Севера составляет менее 15 лет.
При установленных обстоятельствах, право на получение жилищной субсидии истец Мушников А.В. не имеет.
Ссылка истца на статью 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" судом не может быть принято во внимание по следующим обстоятельствам.
Так с соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В указанной норме, а также в статье 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", речь идет об очередности постановки на учет и определении норматива предоставления жилищных субсидий тем категориям граждан, в том числе инвалидам I и II групп, которые имеют право на получение жилищных субсидий и круг которых определен в статье 1 Закона.
Истец Мушников А.В., как инвалид II группы //данные изъяты//, не имеющий требуемого законом трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, к указанной категории граждан не относится.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Мушникова А.В. не имеется, в иске следует отказать.
Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске Мушникову А.В. к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании действий незаконными, признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями и о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, с 2006 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.
Председательствующий