О включении в трудовой стаж периодов военной службы по контракту и работы индивидуальным предпринимателем



Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2011 года

Дело № 2-322/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор                                                                                    11 июля 2011 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Толстовой Т.В.,

при секретаре Перебасовой В.А.,

с участием представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ковдорском районе Гречевой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Темиржановой И.А. к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о включении в трудовой стаж периодов военной службы по контракту и работы индивидуальным предпринимателем,

У С Т А Н О В И Л:

Темиржанова И.А. обратилась в суд с иском к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о включении в трудовой стаж периодов военной службы по контракту и работы индивидуальным предпринимателем.

Свои требования мотивирует тем, что в период времени с 24 октября 1995 года по 24 сентября 1999 года проходила военную службу по контракту в войсковой части //№// Мурманской области. Указанный период военной службы был приравнен к службе в районах Крайнего Севера и включен ГУ УПФ в Ковдорском районе в ее страховой стаж.

В период с 5 октября 2006 года по 16 февраля 2010 года она осуществляла предпринимательскую деятельность в городе Ковдоре Мурманской области. Указанный период ее предпринимательской деятельности был включен в страховой стаж в районах Крайнего Севера, за исключением период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов в бюджет ПФР.

Обратившись 23 июня 2008 года в администрацию Ковдорского района с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, была поставлена на учет.

Вместе с тем в апреле 2011 года получила уведомление от Главы Ковдорского района о том, что в ее трудовой стаж в районах Крайнего Севера не вошли периоды службы по контракту и осуществления ею предпринимательской деятельности.

Просит обязать ответчиков включить в ее трудовой стаж в районах Крайнего Севера, для получения социальных выплат по категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, периоды прохождения ею службы по контракту в войсковой части //№// Мурманской области с 24 сентября 1996 года и осуществления ею предпринимательской деятельности в Мурманской области с 5 октября 2006 года по 16 февраля 2010 года, а также взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере ** рублей и по оплате услуг адвоката в размере ** рублей.

В дополнении к исковому заявлению истец также просит обязать ГУ УПФР в Ковдорском районе и ответчиков по данному делу включить периоды ее трудовой деятельности по трудовым договорам от 16 августа 1978 года, от 16 августа 1981 года, 16 августа 1984 года в стаж работы в районах Крайнего Севера из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев; период ее работы с 1 апреля 1987 года по 19 июля 1995 года в совхозе //адрес// из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Обязать ответчиков службу с 22 ноября 1995 года по 24 сентября 1996 года радиотелеграфистом //№// включить в трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера. Службу по контракту в в/ч //№// с 24 сентября 1996 года по 24 сентября 1999 года просит признать как 3 года за 4,5 года льготного исчисления. Обязать ГУ УПФР в Ковдорском районе и ответчиков произвести перерасчет ее пенсии с 25 ноября 2009 года по настоящее время.

Истец Темиржанова И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения предварительного судебного заседания извещена, в заявлении просила о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика администрации Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен. В отзыве указали, что стаж военной службы истца Темиржановой И.А. не входит в трудовой стаж, исчисляемый в календарном порядке, для получения социальных выплат по категории пенсионер. Период с 2 октября 2006 года по 16 февраля 2010 года засчитан в трудовой стаж истца Темиржановой И.А. В связи с чем, считают, что в удовлетворении иска следует отказать (л.д. 61-62).

Представитель ответчика Министерства строительства и территориального развития Мурманской области судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен. В отзыве указали, что стаж военной службы истца Темиржановой И.А. не может быть учтен в составе стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности. По состоянию на 1 января 2011 года в утвержденном списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий со стажем работы на Севере 23 года 10 месяцев 27 дней истец Темиржанова И.А. состоит по категории очередности пенсионеры, номер ее очереди – 25422, местом регистрационного учета является администрация Ковдорского района. Поскольку постановку на учет истца Темиржановой И.А. осуществляла администрация Ковдорского района, Министерство не может являться надлежащим ответчиком по данному иску. Просят в иске Темиржановой И.А. отказать (л.д. 40-41, 72-73).

Определением от 15 июня 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ УПФР в Ковдорском районе.

Представитель ответчика ГУ УПФР в Ковдорском районе Гречева Т.И. с иском не согласна. Пояснила, что военная служба по контракту не входит в трудовой стаж в районах Крайнего Севера. Трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера согласно Закона Российской Федерации «О государственных пенсия в РФ», действовавшего до 1 января 2002 года и Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для назначения пенсии исчисляется только в календарном порядке. На 15 ноября 2009 года, день обращения истца за назначением ей трудовой пенсии, ее трудовой стаж в районах Крайнего Севера составлял 20 лет 13 дней.

Заслушав представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Ковдорском районе Гречеву Т.И., исследовав материалы учетного дела истца Темиржановой И.А., проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит.

     Статьей 1 Федерального Закона №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

В целях реализации прав граждан на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета Правительство Российской Федерации Постановлением от 21 марта 2006 года N 153 утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы».

Подпунктом «з» пункта 5 Правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года.

Из учетного дела истца Темиржановой И.А. усматривается, что с 1 декабря 2002 года истец Темиржанова И.А. состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в администрации Ковдорского района (л.д. 9-10 учетного дела истца).

Согласно письма главы администрации Ковдорского района от 11 марта 2011 года Темиржановой И.А. было отказано в удовлетворении ее требований о включении в ее трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера периода осуществления ею работы в качестве индивидуального предпринимателя, в виду отсутствия документов подтверждающих такой стаж работы (л.д. 15).

Из материалов дела усматривается, что истец Темиржанова И.А. в период с 4 октября 2006 года по 3 сентября 2009 года и с 7 октября 2009 года по 16 февраля 2010 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 22, 35-39).

В указанные период истцом в полном объеме произведена уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (л.д. 22-28, 81-85).

Как установлено в судебном заседании и усматривается из отзыва администрации Ковдорского района (л.д. 61-62), периоды с 4 октября 2006 года по 3 сентября 2009 года и с 7 октября 2009 года по 16 февраля 2010 года включены истцу Темиржановой И.А. в трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном порядке.

Более того из материалов дела усматривается, что период работы истца в военной части //№// с 22 ноября 1995 года по 24 сентября 1996 года радиотелеграфистом также включен истцу Темиржановой И.А. в трудовой стаж в районах Крайнего Севера в календарном порядке (л.д. 15, 18-21).

При установленных обстоятельствах требования истца Темиржановой И.А. в части обязать ответчиков включить в ее трудовой стаж периоды работы индивидуальным предпринимателем и период работы в войсковой части удовлетворению не подлежат.

Из письма главы администрации Ковдорского района от 11 марта 2011 года усматривается, что Темиржановой И.А. было отказано в удовлетворении ее требований о включении в ее трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера периода военной службы по контракту с 24 сентября 1996 года по 24 сентября 1999 года, так как действующее законодательство предусматривает исчисление именно работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (л.д. 15).

Как усматривается из материалов дела в период с 24 сентября 1996 года по 24 сентября 1999 года истец Темиржанова И.А. проходила военную службу по контракту (л.д. 8-14).

Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

Истец Темиржанова И.А. в период с 24 сентября 1996 года по 24 сентября 1999 года выбрала военную службу, которая является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется соответствующими законами.

    Формы и порядок реализации военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, конституционного права на жилище установлены статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

     Частью 3 статьи 10 Закона «О статусе военнослужащих» предусмотрен зачет времени нахождения граждан на военной службе по контракту в их общий трудовой стаж, включение в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности, что позволяет гражданам, уволенным с военной службы, адаптироваться к условиям гражданской жизни и сохранить ряд льгот, предусмотренных законодательством для отдельных категорий граждан, т.к. военная служба представляет собой одну из форм реализации права на труд.

Пенсионное обеспечение военнослужащих (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Предоставление гражданам жилищных субсидий регулируется специальным законодательством, нормативные акты которых не содержат указания на зачет срока военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Кроме того, включение периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на участие в подпрограмме по подпункту «з» пункта 5 Правил, приведет к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим, в то время, как право военнослужащих на участие в подпрограмме предусмотрено подпунктом «а-г» пункта 5 Правил.

Более того, из содержания иска следует, что истец, утверждая, что при определении права на участие в подпрограмме по подпункту «з» пункта 5 Правил военная и приравненная к ней служба в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна засчитываться в специальный стаж наравне с работой в этих районах и местностях, фактически ставит вопрос об изменении действующего законодательства, в то время, как разрешение данного вопроса не относится к компетенции судов, а является прерогативой законодателя.

При установленных обстоятельствах истцу Темиржановой И.А. в удовлетворении иска в части обязать ответчиков включить в трудовой стаж в районах Крайнего Севра период военной службы по контракту и признать службу по контракту в в/ч //№// с 24 сентября 1996 года по 24 сентября 1999 года в течение трех лет за 4,5 года льготного исчисления следует отказать.

Из материалов дела усматривается, что истец Темиржанова И.А. в период с 16 августа 1978 года по 31 октября 1979 года работала техником-радиооператором гидрометстанции //данные изъяты//, с 31 октября 1979 года по 12 августа 1982 года техником-радиооператором гидрометстанции //данные изъяты//, с 12 августа 1982 года по 1 февраля 1985 года исполняющей обязанности начальника гидрометстанции //данные изъяты//, с 27 мая 1985 года по 27 мая 1985 года начальником гидрометстанции «...», с 27 мая 1985 года по 31 марта 1987 года техником-агрометеорологом гидрометстанции //данные изъяты//, с 1 апреля 1987 года по 19 июля 1995 года на предприятиях в с. Ена Ковдорского района (л.д. 8-12, 78-80).

Судом установлено, что данные периоды работы истца Темиржановой И.А. в районах Крайнего Севера включены ответчиками в трудовой стаж истца в календарном порядке, что подтверждается материалами дела (л.д. 15, 18-21).

Доводы истца об исчисления данного стажа в размере один год работы за один год и шесть месяцев не основаны на нормах действующего законодательства, так как согласно статье 14 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2002 года и статье 12 Федерального Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации исчисления стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В силу статьи 1 указанного Федерального закона право гражданина на получение жилищной субсидии определяется, в том числе и продолжительностью календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Следовательно, требования истца Темиржановой И.А. о включении периодов трудовой деятельности по трудовым договорам от 16 августа 1978 года, от 16 августа 1981 года, 16 августа 1984 года в стаж работы в районах Крайнего Севера из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев, периода работы с 1 апреля 1987 года по 19 июля 1995 года в совхозе //данные изъяты// из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев и о перерасчет пенсии с 25 ноября 2009 года по настоящее время удовлетворению не подлежат.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск Темиржановой И.А. удовлетворении не подлежит.

Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Темиржановой И.А. к администрации Ковдорского района, Министерству строительства и территориального развития Мурманской области и Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ковдорском районе о включении в трудовой стаж периодов военной службы по контракту и работы индивидуальным предпринимателем, о включении периодов трудовой деятельности по трудовым договорам от 16 августа 1978 года, от 16 августа 1981 года, 16 августа 1984 года в стаж работы в районах Крайнего Севера из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев, период работы с 1 апреля 1987 года по 19 июля 1995 года в совхозе //данные изъяты// из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев, о включении службы с 22 ноября 1995 года по 24 сентября 1996 года радиотелеграфистом в/ч //№// в трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера, о признании службы по контракту в в/ч //№// с 24 сентября 1996 года по 24 сентября 1999 года в течение трех лет за 4,5 года льготного исчисления, о перерасчет пенсии с 25 ноября 2009 года по настоящее время - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий