Изготовлено 27 сентября 2011 года. Дело № 2-1088/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 23 сентября 2011 года
Ковдорский районный суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Горбатюк А.А.
при секретаре Федоровой Е.В.,
с участием истца Игнаткиной Е.И.,
представителя ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ» Захаровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Игнаткиной Е.И. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Ковдорская центральная районная больница» о восстановлении нарушенных прав в связи с дискриминацией, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда,
установил:
Игнаткина Е.И. обратилась в суд с иском к МУЗ «Ковдорская ЦРБ» о восстановлении нарушенных прав в связи с дискриминацией, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Свои требования мотивирует тем, что работает в МУЗ «Ковдорская ЦРБ» с 12 мая 2009 года в должности инспектора. С 26 октября 2010 года решением тарификационной комиссии была переведена на должность инспектора с минимальным должностным окладом ** рублей в месяц. С решением тарификационной комиссии она не согласна, так как такую же должность занимает и второй инспектор первой внутридолжностной категории, однако, имеет минимальный должностной оклад ** рублей в месяц. Считает, что занимая одну и ту же должность и выполняя одну и ту же работу, оклады должны быть одинаковы. В связи с чем, 10.03.2011 года она обратилась к главному врачу с заявлением, однако 11.04.2011 года получила ответ, не соответствующий ее заявлению. В личном разговоре главный врач рекомендовала ей вновь обратиться в тарификационную комиссию. Начальник отдела написала ходатайство в тарификационную комиссию, заседание которой состоялось 28 апреля 2011 года, где было принято решение не повышать ей минимальный должностной оклад, мотивируя тем, что у ЦРБ имеется задолженность по фонду оплаты труда по ОМС. По ее мнению работодатель не может вводить разные оклады при аналогичных должностных обязанностях. Считает, что нарушены ее трудовые права, предусмотренные статьей 37 Конституции РФ и статьями 3, 22, 132 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющие право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Полагает, что тарификационная комиссия МУЗ «Ковдорская ЦРБ» своими незаконными действиями с 26 октября 2010 года по 30 июня 2011 года включительно нанесла ей (Игнаткиной Е.И.) материальный вред в размере ** рублей ** копеек, а также причинило моральный вред, который заключается в том, что она чувствует себя униженной и несет нравственные страдания по сравнению со вторым инспектором, так как выполняют одинаковый объем работы, предусмотренный одной должностной инструкцией. Сумму морального вреда оценивает в ** рублей
Истец Игнаткина Е.И. в судебном заседании дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Дополнила, что действия ответчика по установлению двоим инспекторам различных должностных окладов, является дискриминацией, так как она выполняет те же должностные обязанности, что и второй инспектор К.. За стаж работы и замещение начальника отдела К. получает доплаты.
Представитель ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ» Захарова О.В. с иском не согласна. Пояснила, что с 2009 года постановлением Главы Ковдорского района от 01.11.2008 года №804 «Об утверждении Примерного положения по оплате труда работников муниципальных учреждений и работников органов местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район, осуществляющих профессиональную деятельность по общеотраслевым должностям служащих и по общеотраслевым профессиям рабочих» установлены новые системы оплаты труда. Заработная плата работников учреждений здравоохранения (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников учреждений здравоохранения. Игнаткина Е.И. была принята на должность инспектора с 12.05.2009 года с окладом ** рублей, согласно единой тарифной сетки, действующей на тот период. На основе Примерного положения приказом МУЗ «Ковдорская ЦРБ» от 28.12.2010 года //№// утверждено Положение «Об оплате труда работников МУЗ «Ковдорская ЦРБ», где инспектору, отнесенному к первому квалификационному уровню, предусмотрен оклад ** рублей. Приказом МУЗ «Ковдорская ЦРБ» от 23.12.2009 года //№// Игнаткиной Е.И. изменен должностной оклад в размере ** рублей с 12.05.2009 года. Инспектор первой внутридолжностной категории К. имела 3 квалификационный уровень, а инспектор Игнаткина Т.Н. – 1 квалификационный уровень. К. не имеет высшего образования, однако, имеет стаж работы, замещает начальника отдела. Все решения по присвоению окладов принимаются на заседаниях тарификационной комиссии. Так, 12.11.2010 года Игнаткина поощрена, приказом МУЗ «Ковдорская ЦРБ» от 12.11.2010 года //№// с 26.10.2010 года ей установлен должностной оклад ** рублей, хотя она не имеет высшего образования, стажа. Не согласна с расчетом, так как в нем указаны выплаты стимулирующего характера, которые носят индивидуальный подход.
Заслушав истца Игнаткину Е.И., представителя ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ» Захарову О.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит.
В статье 22 Трудового Кодекса Российской Федерации, законодатель возложил на работодателя обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в заработную плату (оплату работника) входят: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационное характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статья 135 Трудового Кодекса Российской Федерации предусматривает, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы-премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Из материалов дела следует, что Постановлением администрации муниципального образования Ковдорский район от 01 ноября 2008 года № 804 утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений и работников органов местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район, осуществляющих профессиональную деятельность по общеотраслевым должностям служащих и по общеотраслевым профессиям рабочих, а также Минимальные размеры окладов работников муниципальных учреждений и работников органов местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район, осуществляющих профессиональную деятельность по общеотраслевым должностям служащих по профессиональным квалификационным группам (л.д. 37).
Согласно указанным Минимальным размерам окладов работников муниципальных учреждений минимальный должностной оклад по профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих второго уровня» – 1 квалификационный уровень – инспектор – от ** рублей до ** рублей, минимальный должностной оклад по профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих второго уровня» – 3 квалификационный уровень – должности служащих первого квалификационного уровня, по которым может устанавливаться 1 внутридолжностная категория – от ** рублей до ** рублей (л.д. 39).
Из материалов дела следует, что истец на основании приказа МУЗ «Ковдорская ЦРБ» от 12 мая 2009 года //№// (л.д. 8) принята на работу в МУЗ «Ковдорская ЦРБ» с 12 мая 2009 года на должность инспектора с окладом ** рублей в месяц без стажа работы в медицинском учреждении (ОМС), на основании заявления.
12 мая 2009 года с Игнаткиной Е.И. был заключен трудовой договор (контракт), согласно которому Игнаткина Е.И. обязуется выполнять обязанности инспектора, а МУЗ «Ковдорская ЦРБ» - обеспечить необходимые условия для работы, выплачивать заработную плату и представлять социально-бытовые льготы в соответствии с законодательством, коллективными договорами и трудовым договором (контрактом) (л.д. 7).
Согласно пункта 4.1 трудового договора (контракта) от 12 мая 2009 года Игнаткиной Е.И. за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, выплачивается должностной оклад в размере ** рублей в месяц, без стажа работы в медицинском учреждении.
Примечанием к разделу 3 Положения об оплате труда работников МУЗ «Ковдорская ЦРБ», утвержденного 14 апреля 2009 года, предусмотрено, что минимальный размер оклада работника устанавливается по соответствующим профессиональным квалификационным группам с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, установленных Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
Согласно пункту 12.3 вышеуказанного Положения предусмотрено, что для проведения работы по определению минимальных размеров окладов (должностных окладов) работников, а также размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера приказом главного врача создается постоянно действующая Тарификационная комиссия в составе: главный врач, главный бухгалтер, начальник отдела кадров, экономист, представитель профсоюзного комитета, а также других лиц привлекаемых руководителем учреждения к работе по тарификации. Председателем Тарификационной комиссии является главный врач или назначенный им заместитель. Тарификационная комиссия в своей работе руководствуется действующими условиями оплаты труда соответствующих работников и другими нормативными актами. В отдельных случаях комиссия может оформлять результаты своей работы протоколом.
Приказом МУЗ «Ковдорская ЦРБ» от 21 декабря 2009 года //№// (л.д. 51-52) Игнаткиной Е.И. - инспектору присвоен 1 квалификационный уровень и установлен минимальный должностной оклад ** рублей. Этим же приказом инспектору по кадрам 1 внутридолжностной категории К. присвоен 3 квалификационный уровень и установлен минимальный должностной оклад ** рублей.
В соответствии с требованиями к квалификации специалистов отдела МУЗ «КЦРБ», утвержденными 18 декабря 2009 года (л.д. 56-57) к инспектору 1 квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые должности служащих второго уровня», кем является Игнаткина Е.И., устанавливается, в том числе, следующее требование к квалификации – стаж работы по профилю не менее 3 лет, в том числе в данной организации не менее 1 года. В то же время для инспектора 1 внутридолжностной категории 3 квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые должности служащих второго уровня», кем является К., - стаж работы по профилю составляет не менее 7 лет.
Приказом МУЗ «Ковдорская ЦРБ» от 23 декабря 2009 года //№// (л.д. 53) Игнаткиной Е.И. изменен должностной оклад в размере ** рублей в месяц с 12 мая 2009 года.
Согласно протокола заседания тарификационной комиссии от 12 ноября 2010 года (л.д. 58-59) начальник отдела П. ходатайствовала (л.д. 12) об установлении Игнаткиной Е.И. наименование должности по 3 квалификационному уровню инспектора 1 внутридолжностной категории с минимальным должностным окладом ** рублей. Тарификационная комиссия решила установить Игнаткиной Е.И. должность инспектора 1 внутридолжностной категории с минимальным должностным окладом ** рублей.
Приказом МУЗ «Ковдорская ЦРБ» от 12 ноября 2010 года //№// (л.д. 9) Игнаткина Е.И. инспектор переведена на должность в отдела инспектором 1 внутридолжностной категории с 26 октября 2010 года с минимальным должностным окладом ** рублей в месяц (ОМС) на основании личного заявления и протокола заседания тарификационной комиссии от 12 ноября 2010 года.
Должность инспектора отнесена к первому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые должности служащих второго уровня», согласно Профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей, руководителей, специалистов и служащих, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 247н.
Пунктом 3.1 раздела 3 Положения об оплате труда работников МУЗ «Ковдорская ЦРБ», утвержденном приказом от 28 декабря 2010 года //№// (л.д. 41-46) предусмотрено, что минимальные размеры должностных окладов работников, осуществляющих профессиональную деятельность по общеотраслевым должностям служащих устанавливаются на основании приказов Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 мая 2008 года № 247-н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» и от 6 августа 2008 года № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональных квалификационным группам».
Так, согласно вышеуказанного Положения, профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих второго уровня» с первым квалификационным уровнем – инспектор – устанавливается минимальный размер оклада ** – ** рублей. Профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих второго уровня» с третьим квалификационным уровнем, которой может устанавливаться первая внутридолжностная категория – минимальный размер оклада ** – ** рублей.
Пунктом 3.1 раздела 3 Положения об оплате труда работников МУЗ «Ковдорская ЦРБ», утвержденном приказом от 1 июля 2011 года //№//, также предусмотрено для профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые должности служащих второго уровня» имеющих третий квалификационный уровень, которым может устанавливаться первая внутридолжностная категория – минимальный размер оклада ** – ** рублей.
Из материалов дела усматривается, что начальник отдела кадров МУЗ «Ковдорская ЦРБ» П. обратилась 12 апреля 2011 года в тарификационную комиссию МУЗ «Ковдорская ЦРБ» с ходатайством об установлении Игнаткиной Е.И. инспектору первой категории минимального должностного оклада в размере ** рублей (л.д. 12). Тарификационная комиссия, рассмотрев данное ходатайство 28 апреля 2011 года (л.д. 16-18), решила, что Игнаткиной Е.И. минимальный размер оклада установлен в соответствии с Положением об оплате труда и его следует оставить его на прежнем уровне.
Более того, согласно положений части 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так, решением Ковдорского районного суда от 12 июля 2011 года (вступившим в законную силу 7 сентября 2011 года) в удовлетворении иска Игнаткиной Е.И. к МУЗ «Ковдорская ЦРБ» об обязании установить минимальный должностной оклад в размере ** руб. с 26 октября 2010 года отказано.
Основанием иска Игнаткиной Е.И. также как и основанием рассматриваемого иска было оспаривание решения тарификационной комиссии в части установления ей минимального должностного оклада в размере ** руб., которое истец связывала с дискриминацией в сфере труда.
Судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации были полно, всесторонне и объективно оценены доказательства по делу и доводы истца.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Каких-либо доказательств, отличных от доказательств, предъявленных истицей по ранее рассмотренному делу, суду предоставлено не было.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обоснованность установления Игнаткиной Е.И. минимального должностного оклада ответчиком МУЗ «Ковдорская ЦРБ подтверждена, нарушений трудовых прав истца Игнаткиной Е.И. на получение заработной платы в порядке и размере, определенных законом, работодателем не допущено, соответственно факт дискриминации истца Игнаткиной Е.И. МУЗ «Ковдорская ЦРБ» не подтвердился.
Принимая во внимание, что истец Игнаткина Е.И. работает в должности инспектора с 12 мая 2009 года, была принята на эту должность без стажа работы в медицинском учреждении, тогда как второй инспектор К. работает в МУЗ «Ковдорская ЦРБ» в течение 40 лет, в должности инспектора по кадрам с 09 апреля 1998 года, о чем свидетельствует приказ МУЗ «Ковдорская ЦРБ» от 15 апреля 1998 года //№// (л.д. 50) и имеет большой опыт работы, что подтверждено в судебном заседании показаниями представителя ответчика Захаровой О.Е. и не оспорено в судебном заседании истцом Игнаткиной Е.И., суд приходит к выводу, что требования Игнаткиной Е.И. о взыскании с ответчика материального вреда и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Игнаткиной Е.И. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Ковдорская центральная районная больница» о восстановлении нарушенных прав в связи с дискриминацией, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.
Председательствующий