Дело № 2-1203/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 2 ноября 2011 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Толстовой Т.В.,
при секретаре Мужиковой В.А.,
с участием старшего помощника прокурора Ковдорского района Губаревой О.Н.,
истца Громова В.С.,
представителя отдела образования администрации Ковдорского района Постоваловой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ковдорского района в интересах лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к Государственному областному учреждению Центр занятости населения Ковдорского района о признании Громова В.С. в качестве безработного, лицом, ищущим работу впервые, взыскании задолженности по выплате пособия по безработице и обязании производить начисление и выплату пособия по безработице в дальнейшем,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ковдорского района обратился в суд с иском к Государственному областному учреждению Центр занятости населения Ковдорского района о признании Громова В.С. в качестве безработного, лицом, ищущим работу впервые, взыскании задолженности по выплате пособия по безработице за период с 8 августа 2011 года по 3 октября 2011 года в сумме ** рублей ** копеек и обязании производить начисление и выплату пособия по безработице в дальнейшем в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Свои требования прокурор мотивирует тем, что Громов В.С. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 08 августа 2011 года Громов В.С. обратился в ЦЗН в целях поиска работы. Согласно приказа от 16 августа 2011 года //№// Громов В.С. признан безработным и в нарушение пункта 5 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ему назначено пособие по безработице как ранее работавшему в размере минимальной величины пособия, увеличенного на размер районного коэффициента. Громов В.С. по данным ГОУ ЦЗН Ковдорского района в 2007 году был трудоустроен в трудовые бригады подсобным рабочим на временные рабочие места по уборке территорий города.
Считает, что, поскольку трудовой договор с Громовым В.С. не заключался, заявлений о приеме на работу он не писал, с приказами о приеме на работу и об увольнении не знакомился, трудовая книжка на его имя не заводилась, то работу Громова В.С. в трудовых бригадах нельзя признать трудовыми отношениями. Поэтому Громова В.С. нельзя отнести к категории ранее работавших граждан и получать пособие по безработице он должен в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.
Прокурор мотивировал подачу иска в суд в интересах Громова В.С. тем, что последний относится к социально незащищенной группе населения, нуждающейся в государственной поддержке и помощи, так как является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году вернулся из Вооруженных сил РФ, является материально необеспеченным, получает пособие по безработице в размере около ** рублей, не обладает юридическими познаниями, поэтому не может защитить свои права в суде.
Старший помощник прокурора Губарева О.Н. в судебном заседании иск поддержала, просит признать Громова В.С. до постановки его на учет 8 августа 2011 года в качестве безработного, лицом, ищущим работу впервые, взыскать с Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в пользу Громова В.С. задолженность по выплате пособия по безработице в сумме ** рублей ** копеек и обязать Государственное областное учреждение Центр занятости населения Ковдорского района в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Громову В.С. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Истец Громов В.С. иск поддержал, настаивал на его удовлетворении.
Представитель ответчика – Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в судебное заседание не явился. В представленном заявлении дело просили рассмотреть в отсутствие представителя ЦЗН.
Представитель третьего лица – отдела образования администрации Ковдорского района Постовалова Е.Ф. с иском согласна. Подтвердила, что Громов В.С. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Отделом образования администрации Ковдорского района в летний период организовывались трудовые бригады для трудоустройства несовершеннолетних. Однако заявление о приеме на работу дети не писали, трудовые книжки им не заводились, приказов об увольнении не было.
Представитель третьего лица – МУ УЖКХ Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом. В отзыве указали, что исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме, дело просят рассмотреть в отсутствие их представителя.
Заслушав старшего помощника прокурора Губареву О.Н., истца Громова В.С., представителя отдела образования администрации Ковдорского района Постовалову Е.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно пункта 5 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Согласно пункта 9 Постановления Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 5 от 10 февраля 1998 года (зарегистрированного в Минюсте РФ 25 мая 1998 года № 1527) детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ищущим работу впервые и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт - Петербурге, автономной области, автономном округе (далее - в субъекте Российской Федерации). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице устанавливается в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец Громов В.С., //дд.мм.гг// рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10).
Постановлением Главы Ковдорского района Мурманской области от //дд.мм.гг// //№// Громову В.С. назначен попечитель З. (л.д. 19).
28 июня 2010 года окончил ГООУ СПО Ковдорский политехнический колледж (л.д. 11).
08 августа 2011 года Громов В.С. обратился в Центр занятости населения Ковдорского района с заявлением в целях поиска подходящей работы, в его карточке персонального учета отмечено, что он относится к особой категории военнослужащий, дети-сироты, повторно обратившийся (л.д. 12).
Приказами ГОУ ЦЗН Ковдорского района от 16 августа 2011 года //№// и //№// Громов В.С. признан безработным и ему установлена выплата пособия по безработице продолжительностью 6 месяцев, начиная с 08 августа 2011 года по 07 февраля 2012 года, в размере минимальной величины пособия, увеличенного на размер районного коэффициента (л.д. 14,15).
Также в судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Громов В.С. в 2007 году в период летних каникул работал в трудовой бригаде, которая была организована на основании решения Главы Ковдорского района в целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей. Организацию проведения данных работ осуществляли отдел образования администрации района, Центр занятости населения и МУ УЖКХ.
Ответчиком ГОУ ЦЗН Ковдорского района данных о том, что Громов В.С. обращался в службу занятости населения в целях поиска работы до 08 августа 2011 года не представлено и такие сведения отсутствуют в материалах дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года и пунктов 7 и 14 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 458 от 22 апреля 1997 года решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.
Согласно пункта 4 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 5 от 10 февраля 1998 года (зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 25 мая 1998 года № 1527) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившиеся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в качестве лиц, ищущих работу. Их регистрация в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Для регистрации в целях поиска подходящей работы данные лица предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ об образовании.
Вместе с тем, в судебном заседании с достоверностью установлено, истец Громов В.В. впервые лично обратился в ЦЗН в целях поиска подходящей работы в августе 2011 года.
Таким образом, учитывая, что Громов В.С. до 08 августа 2011 года лично не обращался в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, а впервые лично с паспортом он обратился в ЦЗН Ковдорского района в целях поиска подходящей работы лишь 08 августа 2011 года, суд считает, что следует признать Громова В.С. до постановки его на учет 08 августа 2011 года в ГОУ Центр занятости населения Ковдорского района безработным, ищущим работу впервые.
С учетом изложенного суд считает, что истец в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области, поэтому в пользу Громова В.С. с ГОУ ЦЗН Ковдорского района подлежит взысканию задолженность по выплате пособия по безработице в сумме ** рублей ** копеек.
Также, по мнению суда, заслуживают внимания изложенные прокурором Ковдорского района в иске доводы о том, что отношения между Громовым В.С. и отделом образования администрации Ковдорского района в период его работы в трудовой бригаде нельзя признать трудовыми, так как они не соответствуют требованиям трудового законодательства и не являются отношениями между работником и работодателем.
Так, в соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Из представленных материалов следует, что между Громовым В.С. и Муниципальным общеобразовательным учреждением – средняя общеобразовательная школа //№// 04 июня 2007 года был заключен договор на возмездное оказание услуг, в котором сторонами указаны заказчик (Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа //№//) и исполнитель (Громов В.С.), а также за выполненную работу предусмотрена выплата вознаграждения (л.д. 20).
Содержание указанного договора не соответствует требованиям статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку в нем отсутствуют существенные условия трудового договора: права и обязанности работника, права и обязанности работодателя, место работы, трудовая функция; режим рабочего времени и времени отдыха, условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с названным Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Приказы о приеме и об увольнении не издавались, трудовая книжка, которая согласно части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, Громову В.С. не выдавалась, в то время как согласно части 3 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней.
Согласно статьям 69 и 266 Трудового кодекса Российской Федерации лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования).
Документов, подтверждающих проведение истцу Громову В.С. медицинского обследования при поступлении в трудовые бригады, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что иск прокурора Ковдорского района подлежит удовлетворению, следует признать Громова В.С. до постановки его на учет 08 августа 2011 года в качестве безработного, лицом, ищущим работу впервые, взыскать с Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в пользу Громова В.С. задолженность по выплате пособия по безработице в сумме ** рублей ** копеек, обязать Государственное областное учреждение Центр занятости населения Ковдорского района в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Громову В.С. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.
Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ковдорского района – удовлетворить.
Признать Громова В.С. до постановки его на учет 08 августа 2011 года в Государственном областном учреждении Центр занятости населения Ковдорского района в качестве безработного, лицом, ищущим работу впервые.
Взыскать с Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в пользу Громова В.С. задолженность по выплате пособия по безработице в сумме ** рублей ** копеек.
Обязать Государственное областное учреждение Центр занятости населения Ковдорского района в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Громову В.С. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.
Решение может быть обжаловано и внесено представление в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.
Председательствующий