О признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями



Дело № 2-1148/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

            г. Ковдор                                                                   19 октября 2011 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Горбатюк А.А.

при секретаре Мужиковой В.А.,

с участием представителя истца Зиновьевой Ж.Н., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пряхиной А.А. к администрации Ковдорского района, Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями,

УСТАНОВИЛ:

Пряхина А.А. обратилась с иском к администрации Ковдорского района, Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.

    Свои требования мотивирует тем, что с 28 мая 1985 года по 28 ноября 2003 года проживала и была зарегистрирована по месту жительства по адресу: //адрес//. С 19.10.2004 года по настоящее время зарегистрирована по месту жительства и проживает по этому же адресу. До 28.05.1985 года проживала в общежитии //адрес//. В г. Ковдор она (Пряхина А.А.) вместе с сыном П., //дд.мм.гг// рождения, приехали из //адрес// в январе 1980 года. Сын также проживает и зарегистрирован по указанному адресу с 28 мая 1985 года. В период с 28.11.2003 года по 19.10.2004 года была снята с регистрационного учета в //адрес//. Имеет календарный стаж работы в районах Крайнего Севера более 15 лет. В 2007 году стала инвалидом второй группы и с 16 октября 2007 года находится на пенсии по инвалидности. Жилья в других регионах Российской Федерации не имеет, субсидии на эти цели никакой не получала. Считает, что имеет право на получение жилищной субсидии для строительства (приобретения) жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, в связи с чем, в марте 2010 года обратилась в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области с заявлением о постановке на учет. Уведомлением от 28.04.2010 года Министерство строительства и территориального развития Мурманской области в постановке на учет отказало, посчитав, что она (Пряхина А.А.) прибыла в районы Крайнего Севера позднее 1 января 1992 года, так как выбывала из г. Ковдор в //адрес//. С решением Министерства не согласна, так как выезд был связан с объективными обстоятельствами временного характера, вызванными состоянием здоровья. Просит признать за ней право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в районах с благоприятными климатическими условиями, обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области включить ее в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в районах с благоприятными климатическими условиями.

     Истец Пряхина А.А. в судебное заседание не явилась, извещенная надлежащим образом о времени и месте его проведения.

Представитель истца Зиновьева Ж.Н. иск Пряхиной А.А. поддержала, настаивала на его удовлетворении. Пояснила, что истец подпадает под категорию граждан, указанных в п. 1 ФЗ №125 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", т.к. прибыла в районы Крайнего Севера в 1980 году, имеет более 15 лет трудового стажа. В марте 2010 года истец обратилась с заявлением в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области о получении субсидии на переселение, однако 28 апреля 2010 года в постановке на учет ей было отказано в связи с тем, что она прибыла в районы Крайнего Севера позднее 1 января 1992 года. Считает отказ необоснованным, т.к. Пряхина с 1980 года проживает в г. Ковдоре. В 2002 году совместно с сыном приватизировали квартиру в г. Ковдоре. В ноябре 2003 года вынуждена была уехать в //адрес// к матери по настоянию сына и рекомендации врача в связи с ухудшением состояния здоровья. В октябре 2004 года возвратилась в г. Ковдор, устроилась на работу. Выезд Пряхиной носил временный характер и был связан с заболеванием.

Представитель ответчика администрации Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в отзыве, представленном в адрес суда, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя.

Представитель Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указывают, что поскольку Пряхина А.А. была снята с регистрационного учета в г. Ковдор в связи с выбытием в //адрес//, откуда она вновь прибыла в Мурманскую область после 1 января 1992 года, то отнесение ее к категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера» является спорным. Положения, дающие право на получение жилищной субсидии (государственного жилищного сертификата) гражданам, выбывшим из районов Крайнего Севера и прибывшим вновь в указанные районы после 01 января 1992 года, в действующем законодательстве отсутствуют. В связи с этим, Министерством было принято решение об отказе Пряхиной А.А. в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в районах с благоприятными природно-климатическим условиями. Обращают внимание суда на то, что Пряхина А.А., отстаивая свое право на постановку на учет, ссылается на обстоятельства временного характера, связанные с состоянием здоровья. При этом документального подтверждения (медицинского заключения) Пряхина А.А. не представляет, а имеющиеся в материалах искового заявления справки об установлении ей инвалидности с 2007 года не служат убедительным аргументом о временном характере ее выезда за пределы Мурманской области в ноябре 2003 года. Возражают против удовлетворения заявленных Пряхиной А.А. требований. Поясняют, что учетное дело Пряхиной А.А. в Министерстве отсутствует, так как по письменному заявлению ее сына П. документы из учетного дела были возвращены заявительнице 16.09.2010 года. Просят суд рассмотреть иск без участия представителя Министерства.

Выслушав представителя истца Зиновьеву Ж.Н., свидетелей П., И., проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных данным постановлением, предусмотрено право указанных граждан на участие в подпрограмме.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2002 года N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий, осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Правительство Российской Федерации Постановлением от 10.12.2002 N 879 утвердило «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Указанное постановление регулирует вопросы постановки граждан на учет, ведения очередности и формирования списка лиц, желающих выехать из Мурманской области и имеющих право на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с пунктом 24 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ежегодно на основании представленных органами местного самоуправления списков утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно пункту 25 Положения, утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Как следует из материалов дела, 07 апреля 2010 года Пряхина А.А. обратилась в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области с заявлением о включении ее в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения – квартиры в //адрес// (л.д. 41, 49).

Решением Министерства строительства и территориального развития Мурманской области от 24 апреля 2010 года //№// в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для строительства (приобретения) жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями, Пряхиной А.А. отказано, в связи с тем, что она прибыла в районы Крайнего Севера позднее 01 января 1992 года (л.д. 42, 50). О чем Пряхиной А.А. 28 апреля 2010 было направлено уведомление (л.д. 6, 43, 51).

16 сентября 2010 года сын Пряхиной А.А. – П. обратился в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области с заявлением о возвращении документов, предоставленных его матерью ранее для постановки на учет. Документы были получены им 16.09.2010г. (л.д. 40, 48)

Из копии трудовой книжки следует, что общий трудовой стаж истца Пряхиной А.А. в районах Крайнего Севера начинается с 1980 года, так как согласно имеющейся записи, 21 февраля 1980 года она была принята воспитателем детского сада //№// //данные изъяты//. Впоследствии работала на иных предприятиях и в организациях Мурманской области вплоть до 07 декабря 2006 года – уволена с должности //данные изъяты// по собственному желанию в соответствии с пунктом 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 10-14). Таким образом, стаж работы в районах Крайнего Севера Пряхиной А.А. составляет более 15 календарных лет.

Истец с 28 мая 1985 года по 28 ноября 2003 года проживала по адресу: //адрес//; с 19 октября 2004 года постоянно проживает по указанному адресу, что подтверждается справкой формы № 9 (л.д. 16). Из данной справки также следует, что в период с 28 ноября 2003 года по 19 октября 2004 года Пряхина А.А. выписывалась в //адрес//.

Кроме того, согласно справки формы 9 сын Пряхиной А.А. – П. также был зарегистрирован в период с 28 мая 1985 года по 17 января 1997 года по адресу: //адрес//. В период времени с 17 января 1997 года по 02 декабря 1998 года был снят с регистрационного учета, так как служил в Армии. С 02 декабря 1998 года по настоящее время зарегистрирован по указанному адресу постоянно.

Квартира, расположенная по адресу: //адрес//, принадлежит Пряхиной А.А. и ее сыну П. в равных долях на праве собственности, согласно договора на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан от 29 апреля 2002 года (л.д. 15), что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права серии //№// от 04.09.2002 года и серии //№// от 04.09.2002 года (л.д. 17, 18).

В силу ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.

Как следует из телефонограммы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по //адрес//, адресованной в адрес суда, права Пряхиной А.А. и ее сына П. на недвижимое имущество на территории //адрес// не зарегистрированы.

На данный период времени продолжительность стажа работы Пряхиной А.А. в районах Крайнего Севера и отсутствие у нее жилья в других регионах администрацией Ковдорского района и Министерством строительства и территориального развития Мурманской области не оспаривается.

Из материалов дела следует, что истец действительно снималась с регистрации в г. Ковдор в //адрес// на период с 28 ноября 2003 года по 19 октября 2004 года, где была зарегистрирована по адресу: //адрес// (л.д. 21-26, 36, 63).

При этом, как установлено в судебном заседании, выезд Пряхиной А.А. из г. Ковдор носил временный характер и был связан с объективными обстоятельствами временного характера, вызванными состоянием ее здоровья.

Так, из объяснений допрошенных в судебном заседании свидетелей П. и И. следует, что истец в 2003 году по рекомендации врача сменила обстановку, уехала на временное проживание в //адрес// к матери, через несколько месяцев вернулась в г. Ковдор, устроилась на работу. В 2007 году у неё произошло обострение заболевания и с этого времени она не работает.

Показания вышеуказанных свидетелей подтверждаются имеющейся в материалах дела справкой врача от 09.09.2011г., из которой следует, что Пряхина А.А. наблюдается врачом с 2002 года, неоднократно лечилась в стационаре (23.01.2002г. – 20.03.2002г.; 06.09.2007г. – 19.10.2007г.; 03.10.2008г. – 31.10.2008г.; 16.09.2009г. – 30.10.2009г.; 06.10.2010г. – 26.11.2010г.) в связи с ухудшением состояния и отсутствием эффекта от амбулаторного лечения. В 2007 году Пряхина А.А. в г. Апатиты была представлена на МСЭК и признана инвалидом (л.д. 58).

Согласно копии справки серии //№// Пряхиной А.А. повторно с 01.11.2009 года установлена группа инвалидности по общему заболеванию (л.д. 8).

Также, в материалах дела имеется постановление врачебно-консультационной комиссии МУЗ «Ковдорская центральная районная больница» //№// от 04.12.2009 года о том, что Пряхина А.А. с 2007 года является инвалидом (л.д. 7).

Кроме того, имеется копия удостоверения //№// на имя Пряхиной А.А. о том, что ей назначена пенсия по инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 20).

Согласно сведений, предоставленных ГУ-УПФ Ковдорского района от 16.09.2011 года Пряхина А.А. является получателем пенсии по инвалидности с 16.10.2007 года.

Данные обстоятельства объективно подтверждают нестабильное состояние здоровья Пряхиной А.А., а соответственно и то, что выезд в //адрес// в период времени с 28.11.2003г. по 19.10.2004 года в связи с состоянием здоровья был вынужденным.

Отсутствие у истца регистрации в этот период в Ковдорском районе само по себе, по мнению суда, не может служить основанием для ограничения прав и свобод истца Пряхиной А.А.

В силу ст. 27 Конституции РФ, ст. 18 ГК РФ, положений Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Для реализации гражданином РФ его прав и свобод он обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Из смысла данной статьи следует, что гражданин имеет только одно место жительства, которым у истца, как установлено, являлся и является //адрес//, а выезд истца в //адрес// носил временный характер.

На основании изложенного, анализируя юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что выезд истца с 28.11.2003г. по 19.10.2004 г. в //адрес// носил временный характер, что в силу действующего законодательства Российской Федерации не влияет на возникновение у истца права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в районах с благоприятными климатическими условиями.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец Пряхина А.А. обладает правом на получение субсидии, ее иск подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пряхиной А.А. – удовлетворить.

Признать за Пряхиной А.А. право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.

Обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области поставить Пряхину А.А. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.

     Судья                                                             А.А. Горбатюк