о признании ищущим работу впервые, взыскании задолженности по выплате пособия по безработице и обязании производить начисление и выплату пособия по безработице в дальнейшем



Дело № 2-1195/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор                                                           02 ноября 2011 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Петровой О.С.

при секретаре Барановой Е.В.

с участием помощника прокурора Ковдорского района Краевой В.В.,

истца Гариной К.И.,

представителя отдела образования администрации Ковдорского района Тельяновой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ковдорского района в интересах лица, относящегося к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к Государственному областному учреждению Центр занятости населения Ковдорского района о признании Гариной К.И. лицом, ищущим работу впервые, взыскании в пользу Гариной К.И. задолженности по выплате пособия по безработице и обязании производить ей начисление и выплату пособия по безработице в дальнейшем,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ковдорского района обратился в суд с иском к ГОУ ЦЗН Ковдорского района о признании Гариной К.И. до постановки ее на учет 26.07.2011 года в качестве безработного лицом, ищущим работу впервые, взыскании задолженности по выплате пособия по безработице за период с 26.07.2011г. по 02.08.2011г. в сумме ** рублей ** копеек, обязании в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Гариной К.И. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Свои требования прокурор мотивирует тем, что Гарина К.И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 26.07.2011 года Гарина К.И. обратилась в ГОУ ЦЗН в целях поиска работы. Согласно приказа от //№// от 02.08.2011г. Гариной К.И. в нарушение пункта 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» назначено пособие по безработице в размере минимальной величины пособия, увеличенное на размер районного коэффициента, в связи с тем, что она ранее обращалась в службу занятости в целях поиска работы.

Гарина К.И. по данным ГОУ ЦЗН Ковдорского района в 2007 году была трудоустроена на временные рабочие места по уборке территорий города.

Прокурор считает, что поскольку трудовые договоры с Гариной К.И. не заключались, заявлений о приеме на работу она не писала, с приказами о приеме на работу и об увольнении не знакомилась, трудовая книжка на ее имя не оформлялась, то работу Гариной К.И. в трудовых бригадах нельзя признать трудовыми отношениями. Поэтому Гарину К.И. нельзя отнести к категории ранее работавших граждан и получать пособие по безработице она должна в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.

Прокурор мотивировал подачу иска в суд в интересах Гариной К.И. тем, что последняя относится к социально незащищенной группе населения, нуждающейся в государственной поддержке и помощи, так как является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году отчислена из учебного заведения, является материально необеспеченной, до настоящего времени получает пособие по безработице в размере около ** рублей, не обладает юридическими познаниями, поэтому не может должным образом защитить свои права в суде.

Помощник прокурора Краевая В.В. иск поддержала, просит суд признать Гарину К.И. до постановки ее на учет с 26.07.2011 года в качестве безработного лицом, впервые ищущим работу. Взыскать с ответчика в пользу Гариной К.И. задолженность по выплате пособия по безработице за период с 26.07.2011г. по 02.08.2011г. в сумме ** руб. ** коп. Обязать ответчика в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Гариной К.И. соответствии с п. 5 ст. 9 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Истец Гарина К.И. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснила, что действительно работала в трудовых бригадах, однако медкомиссию не проходила, трудовая книжка ей не оформлялась.

Представитель ответчика Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения. В представленном в суд заявлении дело просили рассмотреть в отсутствие представителя ЦЗН.

Представитель третьего лица отдела образования администрации Ковдорского района Тельянова С.А. в судебном заседания заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель третьего лица МУ Ковдорского района «УЖКХ Ковдорского района» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте его проведения. Предоставили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заслушав помощника прокурора Краевую В.В., истца Гарину К.И., представителя отдела образования администрации Ковдорского района Тельянову С.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Согласно статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Согласно пункта 9 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 10 февраля 1998 г. № 5 «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Постановления Минтруда РФ от 05.10.2001 года №70) детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ищущим работу впервые и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе (далее - в субъекте Российской Федерации). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице устанавливается в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец Гарина К.И., //дд.мм.гг// рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 11); с 2006 года по 2010 год Гарина К.И. воспитывалась в //данные изъяты// и находилась на полном государственном обеспечении.

26.07.2011 года Гарина К.И. обратилась в Центр занятости                                      населения Ковдорского района с заявлением в целях поиска подходящей работы, справкой из органов опеки и попечительства о том, что относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельством об образовании. В ее карточке персонального учета //№// отмечено, что она относится к особой категории – сироты, повторно обратившиеся (л.д. 12-13).

Приказами ГОУ ЦЗН Ковдорского района от 02.08.2011 года //№// и //№// Гарина К.И. признана безработным и ей установлена выплата пособия по безработице продолжительностью 6 месяцев, начиная с 26.07.2011 года по 25.01.2012 года, в размере минимальной величины пособия, увеличенного на размер районного коэффициента, в сумме ** рублей (л.д. 14, 15).

Также в судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Гарина К.И. в 2007 году в период летних каникул работала в трудовой бригаде, которая была организована на основании решения Ковдорского районного Совета депутатов в целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей. Организацию проведения данных работ осуществляли отдел образования администрации района, Центр занятости населения и МУ УЖКХ.

Данный факт подтверждается договором на возмездное оказание услуг от 04.06.2007 года, заключенным между МОУ СОШ //№// и Гариной К.И. на период с 04.06.2007 года по 29.06.2007 года (л.д. 20) и договором на выполнение работ от 30.07.2007 года, заключенным между и.о. начальника отдела образования администрации Ковдорского района и Гариной К.И. на тот же период времени (л.д. 29).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» и пунктов 7 и 14 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

Согласно пункта 4 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 10 февраля 1998 г. № 5 «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (зарегистрированного в Минюсте РФ 25 мая 1998 г. № 1527) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившиеся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в качестве лиц, ищущих работу. Их регистрация в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Для регистрации в целях поиска подходящей работы данные лица предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ об образовании.

Вместе с тем, в судебном заседании с достоверностью установлено, истец Гарина К.И. впервые лично обратилась в ЦЗН в целях поиска подходящей работы 26.07.2011 года.

Таким образом, учитывая, что Гарина К.И. до 26.07.2011 года лично не обращалась в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, а впервые лично с паспортом и документами она обратилась в ЦЗН Ковдорского района в целях поиска подходящей работы лишь 26.07.2011 года, суд считает, что следует признать Гарину К.И. до постановки ее на учет 26.07.2011 года в ГОУ Центр занятости населения Ковдорского района безработным, ищущим работу впервые.

С учетом изложенного суд считает, что истец имеет в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на получение пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области, поэтому в пользу Гариной К.И. с ГОУ ЦЗН Ковдорского района подлежит взысканию задолженность по выплате пособия по безработице в сумме ** рубля ** копейки согласно расчетов ответчика.

Также, по мнению суда, заслуживают внимания изложенные прокурором Ковдорского района в иске доводы о том, что отношения, возникшие между несовершеннолетней Гариной К.И. и и.о. начальника отдела образования администрации Ковдорского района в период ее работы в трудовой бригаде следует расценивать как гражданско-правовые в целях оказания материальной поддержки Гариной К.И., в связи с чем, нельзя признать трудовыми.

Так, в соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Из представленных материалов следует, что между и.о. начальника отдела образования администрации Ковдорского района и Гариной К.И. заключен договор на выполнение работ по организации досуга в летних оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей города Ковдор, в котором сторонами указаны заказчик (и.о. начальника отдела образования администрации Ковдорского района) и работник (Гарина К.И.), а также за выполненную работу предусмотрена выплата вознаграждения (л.д. 29).

Также имеется договор на возмездное оказание услуг от 04.06.2007 года, заключенный между МОУ СОШ //№// (заказчиком) и Гариной К.И. на оказание услуг по уборке улиц города, где также предусмотрена оплата оказанных услуг (л.д. 20).

Содержание указанных договоров не соответствует требованиям статьи 57 Трудового кодекса РФ, поскольку в нем отсутствуют существенные условия трудового договора: место работы (с указанием структурного подразделения); дата начала работы; наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации); условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

В каждом случае приказы о приеме и об увольнении не издавались, трудовая книжка, которая согласно части 1 статьи 66 Трудового кодекса РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, Гариной К.И. не выдавалась, в то время как согласно части 3 статьи 66 Трудового кодекса РФ работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней.

Согласно статей 69 и 266 Трудового кодекса РФ лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования).

Документов, подтверждающих проведение медицинского обследования истца Гариной К.И. при поступлении в трудовую бригаду, суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что иск прокурора Ковдорского района подлежит удовлетворению, следует признать Гарину К.И. до постановки ее на учет с 26.07.2011 года в качестве безработного лицом, впервые ищущим работу, взыскать с ответчика в пользу Гариной К.И. задолженность по выплате пособия по безработице за период с 26.07.2011г. по 02.08.2011г. в сумме ** руб. ** коп., обязать ответчика в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Гариной К.И. соответствии с п. 5 ст. 9 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.

Руководствуясь статьями 194 и 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ковдорского района – удовлетворить.

Признать Гарину К.И. до постановки его на учет 26 июля 2011 года в Государственном областном учреждении Центр занятости населения Ковдорского района безработным, ищущим работу впервые.

Взыскать с Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в пользу Гариной К.И. задолженность по выплате пособия по безработице за период с 26 июля 2011 года по 02 августа 2011 года в сумме ** рублей ** копеек.

Обязать Государственное областное учреждение Центр занятости населения Ковдорского района в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Гариной К.И. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.

Решение может быть обжаловано и внесено представление в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий