Дело № 2-1308/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 28 декабря 2011 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Петровой О.С.
при секретаре Барановой Е.В.
с участием старшего помощника прокурора Ковдорского района Блинова Е.В.,
истца Шохова А.Ю.,
представителя отдела образования администрации Ковдорского района Постоваловой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ковдорского района в интересах лица, относящегося к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к Государственному областному учреждению Центр занятости населения Ковдорского района о признании Шохова А.Ю. лицом, ищущим работу впервые, взыскании в пользу Шохова А.Ю. задолженности по выплате пособия по безработице и обязании производить ему начисление и выплату пособия по безработице в дальнейшем,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ковдорского района обратился в суд с иском к ГОУ ЦЗН Ковдорского района о признании Шохова А.Ю. до постановки его на учет 10 октября 2011 года в качестве безработного лицом, ищущим работу впервые, взыскании задолженности по выплате пособия по безработице за период с 10 октября 2011 года по 16 ноября 2011 года в сумме ** рублей ** копейки, обязании в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Шохову А.Ю. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Свои требования прокурор мотивирует тем, что Шохов А.Ю. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 10 октября 2011 года Шохов А.Ю. обратился в ГОУ ЦЗН в целях поиска работы. Согласно приказа от //№// от 17 октября 2011 года Шохову А.Ю. в нарушение пункта 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» назначено пособие по безработице в размере минимальной величины пособия, увеличенное на размер районного коэффициента, в связи с тем, что он ранее обращался в службу занятости в целях поиска работы.
Шохов А.Ю. по данным ГОУ ЦЗН Ковдорского района в 2007 году был трудоустроен подсобным рабочим на временные рабочие места по уборке территорий города.
Прокурор считает, что поскольку трудовые договоры с Шоховым А.Ю. не заключались, заявлений о приеме на работу он не писал, с приказами о приеме на работу и об увольнении не знакомился, трудовая книжка на его имя не оформлялась, то работу Шохова А.Ю. в трудовых бригадах нельзя признать трудовыми отношениями. Поэтому Шохова А.Ю. нельзя отнести к категории ранее работавших граждан и получать пособие по безработице он должен в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.
Прокурор мотивировал подачу иска в суд в интересах Шохова А.Ю. тем, что последний относится к социально незащищенной группе населения, нуждающейся в государственной поддержке и помощи, так как является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году окончившим профессиональное училище //данные изъяты//, является материально необеспеченным, до настоящего времени получает пособие по безработице в размере **, не обладает юридическими познаниями, поэтому не может должным образом защитить свои права в суде.
Помощник прокурора Блинова Е.В. иск поддержала, просила суд признать Шохова А.Ю. до постановки его на учет с 10 октября 2011 года в качестве безработного лицом, впервые ищущим работу. Взыскать с ответчика в пользу Шохова А.Ю. задолженность по выплате пособия по безработице за период с 10 октября 2011 года по 16 ноября 2011 года в сумме ** рублей ** копейки. Обязать ответчика в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Шохову А.Ю. в соответствии с п. 5 ст. 9 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Истец Шохов А.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснил, что действительно работал в трудовых бригадах, однако медкомиссию не проходил, трудовая книжка ему не оформлялась.
Представитель ответчика Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения. В представленном в суд заявлении дело просили рассмотреть в отсутствие представителя ЦЗН.
Представитель третьего лица отдела образования администрации Ковдорского района Постовалова Е.Ф. в судебном заседания заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель третьего лица МУ Ковдорского района «УЖКХ Ковдорского района» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте его проведения.
Заслушав помощника прокурора Блинову Е.В., истца Шохова А.Ю., представителя отдела образования администрации Ковдорского района Постовалову Е.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Согласно пункта 9 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 10 февраля 1998 г. № 5 «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Постановления Минтруда РФ от 05.10.2001 года №70) детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ищущим работу впервые и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе (далее - в субъекте Российской Федерации). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице устанавливается в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец Шохов А.Ю., //данные изъяты//, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 9); в период с 25 мая 2006 года по 31 мая 2010 года проживал в Ковдорском детском доме, находился на полном государственном обеспечении (л.д. 11); 24 июня 2011 года окончил ГООУ среднего профессионального образования «Ковдорский политехнический колледж», присвоена квалификация //данные изъяты// (л.д. 12).
10 октября 2011 года Шохов А.Ю. обратился в Центр занятости населения Ковдорского района с заявлением в целях поиска подходящей работы, справкой из органов опеки и попечительства о том, что относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельством об образовании. В его карточке персонального учета //№// отмечено, что он относится к особой категории – дети, оставшиеся без попечения родителей, ранее не работавшие, повторно обратившиеся (л.д. 27-28).
Приказами ГОУ ЦЗН Ковдорского района от 17 октября 2011 года //№// и //№// Шохов А.Ю. признан безработным и ему установлена выплата пособия по безработице продолжительностью 6 месяцев, начиная с 10 октября 2011 года по 09 апреля 2012 года в размере минимальной величины пособия, увеличенного на размер районного коэффициента в сумме ** рублей (л.д. 30-31).
Также в судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Шохов А.Ю. в 2007 и 2008 годах в период летних каникул работал //данные изъяты//, которые были организованы на основании решений Ковдорского районного Совета депутатов в целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей. Организацию проведения данных работ осуществляли отдел образования администрации района, Центр занятости населения и МУ УЖКХ.
Данный факт подтверждается договором //№// от 10 мая 2007 года, заключенным между районным отделом образования администрации Ковдорского района, ГУ Центр занятости населения Ковдорского района и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Ковдорского района (л.д. 35-36), на основании которого между МОУ СОШ №3 в лице директора школы П. и Шоховым А.Ю. 04 июня 2007 года заключен договор на возмездное оказание услуг на период с 04 июня 2007 года по 29 июня 2007 года (л.д. 38), кроме того, между и.о. начальника отдела образования администрации Ковдорского района в лице Т. И Шоховым А.Ю. 04 июня также заключен договор на выполнение работ на аналогичный период времени (л.д. 21), а также договором на выполнение работ от 02 июня 2008 года, заключенным между начальником отдела образования администрации Ковдорского района Г. и Шоховым А.Ю. на период с 02 июня 2008 года по 26 июня 2008 года (л.д. 15).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» и пунктов 7 и 14 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
Согласно пункта 4 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 10 февраля 1998 г. № 5 «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (зарегистрированного в Минюсте РФ 25 мая 1998 г. № 1527) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившиеся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в качестве лиц, ищущих работу. Их регистрация в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Для регистрации в целях поиска подходящей работы данные лица предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ об образовании.
Вместе с тем в судебном заседании с достоверностью установлено, что истец Шохов А.Ю. впервые лично обратился в ЦЗН в целях поиска подходящей работы 10 октября 2011 года.
Таким образом, учитывая, что Шохов А.Ю. до 10 октября 2011 года лично не обращался в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, а впервые лично с паспортом и документами он обратился в ЦЗН Ковдорского района в целях поиска подходящей работы лишь 10 октября 2011 года, суд считает, что следует признать Шохова А.Ю. до постановки его на учет 10 октября 2011 года в ГОУ Центр занятости населения Ковдорского района безработным, ищущим работу впервые.
С учетом изложенного суд считает, что истец имеет в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на получение пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области, поэтому в пользу Шохова А.Ю. с ГОУ ЦЗН Ковдорского района подлежит взысканию задолженность по выплате пособия по безработице в сумме ** рублей ** копейки, согласно расчетов ответчика.
Также, по мнению суда, заслуживают внимания изложенные прокурором Ковдорского района в иске доводы о том, что отношения, возникшие между несовершеннолетним Шоховым А.Ю. и директором МОУ СОШ №3, а также начальником отдела образования администрации Ковдорского района в периоды его работы в трудовых бригадах следует расценивать как гражданско-правовые в целях оказания материальной поддержки Шохову А.Ю., в связи с чем, нельзя признать трудовыми.
Так, в соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Из представленных материалов следует, что между МОУ СОШ №3 в лице директора П. (заказчиком) и Шоховым А.Ю. заключен договор от 04 июня 2007 года на возмездное оказание услуг по уборке улиц города, где за выполненную работу предусмотрена выплата вознаграждения (л.д. 38).
Также, имеется договор на выполнение работ от 04 июня 2007 года, заключенный между и.о. начальника отдела образования администрации Ковдорского района в лице Т. (заказчиком) и Шоховым А.Ю. по организации досуга в летних оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей г. Ковдора, где также предусмотрена оплата оказанных услуг (л.д. 21), и договор на выполнение работ от 02 июня 2008 года, заключенный между начальником отдела образования администрации Ковдорского района в лице Г. (заказчиком) и Шоховым А.Ю. (работником) на выполнение работ по уборке территории города Ковдор, за которые предусмотрено вознаграждение (л.д. 16).
Содержание указанных договоров не соответствует требованиям статьи 57 Трудового кодекса РФ, поскольку в них отсутствуют существенные условия трудового договора: место работы (с указанием структурного подразделения); дата начала работы; наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации); условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
В каждом случае приказы о приеме и об увольнении не издавались, трудовая книжка, которая согласно части 1 статьи 66 Трудового кодекса РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, Шохову А.Ю. не выдавалась, в то время как согласно части 3 статьи 66 Трудового кодекса РФ работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней.
Согласно статей 69 и 266 Трудового кодекса РФ лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования).
Документов, подтверждающих проведение медицинского обследования истца Шохова А.Ю. при поступлении в трудовые бригады, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что иск прокурора Ковдорского района подлежит удовлетворению, следует признать Шохова А.Ю. до постановки его на учет с 10 октября 2011 года в качестве безработного лицом, впервые ищущим работу, взыскать с ответчика в пользу Шохова А.Ю. задолженность по выплате пособия по безработице за период с 10 октября 2011 года по 16 ноября 2011 года в сумме ** рублей ** копейки, обязать ответчика в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Шохову А.Ю. соответствии с п. 5 ст. 9 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.
Руководствуясь статьями 194 и 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ковдорского района – удовлетворить.
Признать Шохова А.Ю. до постановки его на учет 10 октября 2011 года в Государственном областном учреждении Центр занятости населения Ковдорского района безработным, ищущим работу впервые.
Взыскать с Государственного областного учреждения Центр занятости населения Ковдорского района в пользу Шохова А.Ю. задолженность по выплате пособия по безработице в сумме ** рублей ** копеек.
Обязать Государственное областное учреждение Центр занятости населения Ковдорского района в дальнейшем производить начисление и выплату пособия по безработице Шохову А.Ю. в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.
Решение может быть обжаловано и внесено представление в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.
Председательствующий