Дело № 2-1288/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 28 декабря 2011 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Петровой О.С.,
при секретаре Барановой Е.В.,
с участием представителя ответчика Муниципального учреждения здравоохранения «Ковдорская центральная районная больница» Бевз М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агафоновой В.С. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Ковдорская центральная районная больница» о возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Агафонова В.С. обратилась с иском к МУЗ «Ковдорская ЦРБ» о возмещении морального вреда в размере ** рублей, мотивируя свои требования тем, что при ее обращении в приемный покой МУЗ «Ковдорская ЦРБ» около 19 часов 11 августа 2011 года ей было отказано в вызове дежурного врача для проведения осмотра и оказания медицинской помощи ее ребенку. По данному факту ею была подана жалоба в прокуратуру Ковдорского района на ненадлежащее выполнение медицинскими работниками своих обязанностей, которая была признана обоснованной, в адрес главного врача МУЗ «Ковдорская ЦРБ» было внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Приказом главного врача МУЗ «Ковдорская ЦРБ» от 26 сентября 2011 года медицинская сестра по приему вызовов Ш. привлечена к дисциплинарной ответственности, объявлено замечание. В связи с ненадлежащим выполнением медицинским работником своих должностных обязанностей ей были причинены нравственные страдания, выразившиеся в эмоциональном стрессе, страхе за здоровье ребенка, головной боли, бессонной ночи. Кроме того, указанные действия медперсонала могли способствовать ухудшению состояния малолетнего ребенка вплоть до летального исхода.
Истец Агафонова В.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивала, представила в суд письменные объяснения, в которых указала, что тяжелое финансовое положение ответчика нельзя принимать во внимание при определении размера компенсации морального вреда.
Представитель ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ» Бевз М.А. с иском не согласна в части размера компенсации морального вреда. Пояснила, что, действительно, проведенной проверкой установлено, что медсестрой по приему вызовов Ш., не вызвавшей при обращении Агафоновой В.С. дежурного врача, допущено нарушение должностных обязанностей. Указанными действиями медперсонала МУЗ «Ковдорская ЦРБ» Агафоновой В.С. причинен моральный вред. Вместе с тем размер компенсации морального вреда, заявленный истцом, является, по ее мнению несоразмерным допущенным нарушениям. Поскольку ребенку на следующий день была оказана надлежащая медицинская помощь, вреда его здоровью причинено не было, работа с персоналом, направленная на недопущение впредь некорректного обращения с пациентами, проведена, врач Ш. привлечена к дисциплинарной ответственности. Кроме того, МУЗ «Ковдорская ЦРБ» испытывает финансовые трудности, что подтверждается справками о наличии задолженности по исполнительным листам Арбитражного суда Мурманской области, а также справкой о наличии кредиторской задолженности. Просит снизить размер компенсации морального вреда до ** рублей.
Определением от 15 декабря 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация Ковдорского района и Министерство здравоохранения Мурманской области.
Представитель третьего лица администрации Ковдорского района в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Мурманской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в отзыве указали, что МУЗ «Ковдорская ЦРБ» не относится к учреждениям, подведомственным Министерству, просили рассмотреть дело без участия их представителя.
Прокурор Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания извещен, в представленном суду заявлении указал, что данное дело не относится к категории дел, рассматриваемых с обязательным участием прокурора.
Заслушав представителя ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ» Бевз М.А., проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск Агафоновой В.С. подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно статье 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22 июля 1993 года N 5487-1) (ред. от 18 июля 2011 года) (далее – Основы) граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.
Статьей 30 Основ установлено, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право, в том числе, на: уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами.
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованные лица имеют право, в том числе на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования; выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации; возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации; защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.
Согласно Методическим рекомендациям «Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования», утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05 мая 1998 года, качество медицинской помощи определяется совокупностью признаков медицинских технологий, правильностью их выполнения и результатами их проведения. Некачественное оказание медицинской помощи - оказание медицинской помощи с нарушениями медицинских технологий и правильности их проведения. Одним из видов нарушения при оказании медицинской и лекарственной помощи застрахованным является оказание застрахованному медицинской помощи ненадлежащего качества: невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.), необоснованное (без достаточных показаний или при наличии противопоказаний) проведение диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий, приведшее к диагностической ошибке, выбору ошибочной тактики лечения, ухудшению состояния пациента, осложнению течения заболеваний или удлинению сроков лечения.
Статье 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
По мнению суда, исходя из общего правила распределения обязанностей по доказыванию, обязанность доказать причинение вреда при определенных обстоятельствах и конкретным лицом, степень физических и нравственных страданий, претерпеваемых им, и в чем они выражаются, причинно-следственную связь между причинением вреда и наступившими физическими или нравственными страданиями, размер компенсации вреда, возлагается на истца, на ответчике лежит обязанность доказывания отсутствия его вины в причинении вреда.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Агафонова В.С. является матерью М., //данные изъяты//.
Согласно исковому заявлению Агафонова В.С. связывает причинение ей морального вреда с действиями медицинского персонала МУЗ «Ковдорская ЦРБ», своевременно не вызвавших дежурного врача для проведения осмотра и оказания медицинской помощи ее ребенку М. при ее обращении в приемный покой МУЗ «Ковдорская ЦРБ» около 19 часов 11 августа 2011 года. Кроме того, имел факт грубого обращения с ней медицинских работников.
Из материалов дела следует, что Агафонова В.С. с малолетним сыном М., действительно, обращалась в МУЗ «Ковдорская ЦРБ» 11 августа 2011 года для проведения осмотра и оказания медицинской помощи ее ребенку. Не отрицается данный факт и ответчиком.
В соответствии с пунктом 2.1 должностной инструкции фельдшера (медсестры) по приему вызовов и передаче их выездной бригаде медсестра обязана своевременно, четко, разборчиво принимать поступающие вызовы и передавать свободной выездной бригаде. Не имеет права самостоятельного отказа в приеме вызова.
Однако 11 августа 2011 года дежурившая медсестра-диспетчер приемного отделения Ш. свои должностные обязанности не выполнила, обращение Агафоновой В.С. о вызове врача для проведения осмотра и оказания медицинской помощи малолетнему ребенку не приняла, врача не вызвала, грубое обращение санитарки Н. по отношению к Агафоновой В.С. не пресекла.
Наличие указанных нарушений в действиях медицинских работников МУЗ «Ковдорская ЦРБ» подтверждено проведенной прокуратурой Ковдорского района проверкой, по результатам которой в адрес главного врача МУЗ «Ковдорская ЦРБ» внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения и привлечь виновных лиц к ответственности.
Указанные недостатки отмечены и в решении врачебной комиссии (протокол от 30 сентября 2011 года //№//).
09 сентября 2011 года приказом главного врача З. 26 сентября 2011 года медицинской сестре по приему вызовов Ш. объявлено замечание.
Истец Агафонова В.С. в исковом заявлении указала, что в связи с отказом в вызове дежурного врача она испытала нравственные страдания, выразившиеся в эмоциональном стрессе, страхе за здоровье ребенка, головной боли, бессонной ночи. Кроме того, указанные действия медперсонала могли способствовать ухудшению состояния малолетнего ребенка вплоть до летального исхода.
По мнению суда, истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие причинение ей вреда при данных обстоятельствах ответчиком, степень физических и нравственных страданий, претерпеваемых ею, и в чем они выражаются, причинно-следственную связь между причинением вреда и наступившими физическими и нравственными страданиями.
Причинение морального вреда Агафоновой В.С. не оспаривается и ответчиком. Наличие вины ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ» подтверждается собранными по делу доказательствами.
Уставом МУЗ «Ковдорская ЦРБ определено, что учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки (п. 1.3 Устава); учреждение вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.6 Устава); учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами в соответствии с действующим законодательством; целью деятельности учреждения является оказание населению района первичной, а также специализированной высококвалифицированной скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, консультативно диагностической, стационарной медицинской помощи ( пр. 2.1 Устава).
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
С учетом степени вины причинителя вреда, учитывая его имущественное положение, а также с учетом разумности и справедливости, исходя из фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей истца Агафоновой В.С., с учетом характера и глубины перенесенных ею страданий, а также принимая во внимание, что тяжелых последствий в связи с ненадлежащим выполнением своих обязанностей медперсоналом МУЗ «Ковдорская ЦРБ» не наступило, суд считает, что денежная компенсация в размере ** рублей является соразмерной характеру и тяжести причиненного морального вреда.
Поскольку истец в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, составляющей по делу ** рублей, а решение суда принято не в пользу ответчика, суд считает, что с ответчика МУЗ «Ковдорская ЦРБ» в соответствии с ч. 2 ст. 333.17 и на основании п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ следует взыскать в доход государства государственную пошлину в размере ** рублей.
Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Агафоновой В.С. – удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Ковдорская центральная районная больница» в пользу Агафоновой В.С. денежную компенсацию морального вреда в размере ** рублей ** копеек.
Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Ковдорская центральная районная больница» государственную пошлину в размере ** рублей ** копеек.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.
Председательствующий