Дело № 2-1225/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 28 ноября 2011 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Петровой О.С.,
при секретаре Барановой Е.В.,
с участием истца Цветкова С.В.,
представителя ответчика – ОАО «Ковдорский ГОК» Ридванского Е.А., действующего на основании доверенности от 26 июля 2011 года,
старшего помощника прокурора Ковдорского района Губаревой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цветкова С.В. к Открытому акционерному обществу «Ковдорский горно-обогатительный комбинат» о взыскании компенсации морального вреда в размере ** рублей,
УСТАНОВИЛ:
Цветков С.В. обратился в суд с иском к ОАО «Ковдорский ГОК» о взыскании компенсации морального вреда в размере ** рублей, мотивируя свои требования тем, что с 12 июля 1978 года по 15 августа 2011 года он работал //данные изъяты//. Стаж работы в должности //данные изъяты// составляет 32 года. За время трудовой деятельности было выявлено хроническое профессиональное заболевание, возникшее в результате длительной работы //данные изъяты// в условиях воздействия вредных факторов и повлекшее стойкую утрату профессиональной трудоспособности, что подтверждается актом о случае профессионального заболевания от 04 апреля 2011 года. По заключению ФГУ «ГБ МСЭ по Мурманской области» от 15 августа 2011 года ему была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности /*/, в результате чего он признан //данные изъяты//. 15 августа 2011 года он был уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по возрасту. В связи с утратой профессиональной трудоспособности он обращался в администрацию ОАО «Ковдорский ГОК» с просьбой о возмещении морального вреда, однако данное заявление осталось не рассмотренным. Считает, что если бы не наличие у него профессионального заболевания он мог бы еще работать два года – до достижения 55-летнего возраста и назначения ему полной пенсии по старости в районах Крайнего Севера. Средний размер его заработной платы составлял ** рублей, за два года он мог бы заработать **. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере ** рублей.
Определением Ковдорского районного суда от 10 ноября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика, привлечено ЗАО «А».
Истец Цветков С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Пояснил, что в результате длительной работы //данные изъяты// в условиях действия вредных производственных факторов, он получил профессиональное заболевание. В августе 2011 года ему была установлена степень профессиональной утраты трудоспособности /*/, кроме того, он признан //данные изъяты//. Указывает, что из-за того, что не доработал два года до пенсии, он не дополучил заработную плату в размере ** рублей. Предприятие не предложило ему другую работу, ему пришлось уволиться по собственному желанию. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере ** рублей.
Представитель ответчика ОАО «Ковдорский ГОК» Ридванский Е.А. с иском не согласен, пояснил, что ОАО «Ковдорский ГОК» заключило коллективный договор со своими работниками на 2011-2012 годы, согласно которому возмещение работнику вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием производится одним из двух способов: за счет выплат, производимых страховыми компаниями по соответствующему страховому случаю или при отсутствии добровольных страховых программ за счет средств работодателя. Поскольку в ОАО «Ковдорский ГОК» в 2011 году действует добровольная страховая программа и истцу Цветкову С.В. выплачена страховой компанией «А» страховая выплата в размере ** рублей, обязанность ОАО «Ковдорский ГОК» по возмещению вреда работнику является выполненной.
Представитель ЗАО «А» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав истца Цветкова С.В., представителя ответчика ОАО «Ковдорский ГОК» Ридванского Е.А., заключение старшего помощника Губаревой О.Н., проверив материалы дела, обозрев медицинскую карту Цветкова С.В., суд приходит к выводу, что иск Цветкова С.В. подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Цветков С.В. с 08 декабря 1978 года по 15 августа 2011 года работал в ОАО «Ковдорский ГОК» //данные изъяты//, с предприятия уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) (л.д. 11-19).
Согласно Акту о случае профессионального заболевания от 04 апреля 2011 года заболевание – //данные изъяты// - является профессиональным и возникло в результате длительной работы Цветкова С.В., в течение 32 лет 3 месяцев //данные изъяты//, где из-за специфики работы в данных профессиях и несовершенства, с гигиенической точки зрения, рабочих мест, Цветков С.В. подвергался сочетанному воздействию вредных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе вибрации общей и локальной, тяжести и напряженности трудового процесса. Причиной профессионального заболевания послужило длительное воздействие на организм человека вредных производственных факторов или веществ, а именно вибрация и тяжесть труда. По общей оценке условий труда Цветкова С.В. по данным санитарно-гигиенической характеристики условий труда от 16 декабря 2009 года //№// в соответствии с Руководством Р.2.2.2006-05 относится к вредному классу степени 3.3 по сочетанному воздействию факторов (автомобили HD-1200 //№//,САТ-785С //№//): общая вибрация, инфразвук и тяжесть трудового процесса – класс 3.2, локальная вибрация и напряженность трудового процесса – класс 3.1 (л.д. 7-10).
Согласно решения ВК //№// от 03 марта 2011 года и выписки из истории болезни Цветкову С.В. впервые установлено профессиональное заболевание, которое обусловлено длительным воздействием вредных производственных факторов (вибрация, тяжесть труда) в профессии //данные изъяты//.
С 15 августа 2011 года федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по причине профессионального заболевания //данные изъяты// истцу установлена степень утраты профессиональной трудоспособности /*/ и //данные изъяты//.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 01 января 2011 года ОАО «Ковдорский» ГОК и ЗАО «А» заключили договор //№// добровольного страхования жизни и от несчастных случаев и болезней (л.д.61-71). Сторонами не оспаривается, что по данному договору Цветкову С.В. выплачена единовременная страховая выплата в связи с профессиональным заболеванием в размере ** рублей.
При указанных выше обстоятельствах суд считает, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт наличия у истца Цветкова С.В. профессионального заболевания, а также нашли свое подтверждение в судебном заседании и доводы Цветкова С.В. о наличии вины ОАО «Ковдорский ГОК» в получении им профессионального заболевания.
Ссылку в судебном заседании представителя ответчика Ридванского Е.А. на то, что ответчик компенсировал причиненный истцу вред за счет выплаты в размере ** рублей, произведенной ЗАО «А», суд находит несостоятельной, поскольку компенсация морального вреда договором //№// добровольного страхования жизни и от несчастных случаев и болезней не предусмотрена, в связи с чем такой вред подлежит компенсации причинителем вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными 59 главой и статьей 151 названного Кодекса.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается пояснениями истца Цветкова С.В. и его медицинской картой, истец испытывает физические страдания, выражающиеся в постоянных сильных болях, при которых он вынужден принимать обезболивающие средства, периодически проходить необходимое лечение.
Не имеется у суда оснований не согласиться с доводами истца о том, что он испытывает нравственные страдания в связи с потерей работы и необходимостью уйти на пенсию до достижения 55 летнего возраста.
Указанные обстоятельства, по мнению суда, являются достаточными для удовлетворения исковых требований истца Цветкова С.В. о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда.
Определяя размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд учитывает то, что Цветкову С.В. причинен моральный вред в связи с профессиональным заболеванием по вине ответчика, принимает во внимание степень вины причинителя вреда (поскольку профзаболевание истец получил в результате длительного воздействия вредных производственных факторов в течение 32 лет, которые проработал у ответчика), что положение ответчика финансово устойчиво, что на момент рассмотрения спора срок установления степени утраты профессиональной трудоспособности установлен до 01 сентября 2012 года, а также с учетом разумности и справедливости, исходя из фактических обстоятельств дела и индивидуальных особенностей потерпевшего, суд считает, что денежная компенсация в размере ** рублей является соразмерной характеру и тяжести причиненного вреда.
Вместе с тем суд не может согласиться с доводами Цветкова С.В. о том, что расчет компенсации морального вреда должен производиться исходя из размера его среднемесячной заработной платы, которую он получал в период работы в ОАО «Ковдорский ГОК», поскольку истцу, несмотря на установление //данные изъяты//, противопоказана только работа в контакте с вибрацией, физическими перегрузками, при пониженной температуре воздуха, рекомендовано рациональное трудоустройство. При этом истец, работая на вредном производстве, получал доплаты за вредные условия труда, с работы в ОАО «Ковдорский ГОК» он уволился по собственному желанию.
При установленных обстоятельствах суд считает, что исковое заявление Цветкова С.В. к ОАО «Ковдорский ГОК» о взыскании компенсации морального вреда подлежит удовлетворению частично.
Поскольку истец в соответствии со ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, а решение суда принято не в пользу ответчика, суд считает, что с ответчика ОАО «Ковдорский ГОК» в соответствии с ч. 2 ст. 333.17 НК РФ следует взыскать в доход государства государственную пошлину в размере ** рублей.
Руководствуясь статьями 194 и 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Цветкова С.В. – удовлетворить частично.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Ковдорский горно-обогатительный комбинат» в пользу Цветкова С.В. денежную компенсацию морального вреда в сумме ** рублей.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Ковдорский горно-обогатительный комбинат» государственную пошлину в сумме ** рублей.
Решение может быть обжаловано и внесено представление в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий