Мотивированное решение изготовлено 06 февраля 2012 года
Дело № 2-86/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 03 февраля 2012 г.
Ковдорский районный суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Петровой О.С.,
при секретаре Барановой Е.В.,
с участием помощника прокурора Ковдорского района Блиновой Е.В.,
заявителя Матвеевой О.С., ее представителя Игнатенко В.В.,
представителя избирательной комиссии В.И. Беляева,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Матвеевой О.С. об отмене решения Ковдорской территориальной избирательной комиссии № 26/206 от 28 января 2012 года об отказе в регистрации ее кандидатом на должность главы муниципального образования Ковдорский район на выборах 04 марта 2012 года и обязании зарегистрировать ее кандидатом на должность главы муниципального образования Ковдорский район,
УСТАНОВИЛ:
Решением Ковдорской территориальной избирательной комиссии № 26/206 от 28 января 2012 года Матвеевой О.С. отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Ковдорский район на выборах 04 марта 2012 года.
Не согласившись с указанным решением, Матвеева О.С. обратилась в суд с заявлением, в котором просит его отменить, обязав территориальную избирательную комиссию Ковдорского района Мурманской области зарегистрировать ее кандидатом на должность главы муниципального образования Ковдорский район.
В обоснование заявленных требований заявитель Матвеева О.С. указывает, что в соответствии с действующим законодательством ею были подготовлены и предоставлены 18 января 2012 года в территориальную избирательную комиссию Ковдорского района документы на выдвижение ее кандидатом на должность главы муниципального образования Ковдорский район (в порядке самовыдвижения) на выборах 04 марта 2012 года. Председателем указанной комиссии ей был выдан образец подписного листа, в соответствии с договором от 19 января 2012 года с ООО «...» были изготовлены подписные листы в количестве 25 штук. В период с 19 января 2012 года по 22 января 2012 года осуществлялся сбор подписей в поддержку ее кандидатуры на выдвижение. 23 января 2012 года она предоставила в территориальную избирательную комиссию Ковдорского района 18 прошитых и пронумерованных подписных листов. 26 января 2012 года избирательная комиссия довела до нее информацию под роспись о том, что все подписи в подписных листах признаны недействительными, так как в них отсутствует указание региона – Мурманская область, не указаны наименование и код подразделения органа, выдавшего паспорт, у сборщиков подписей.
Считает, что оснований для признания собранных в ее поддержку подписей недействительными не имелось. По мнению заявителя, обязанность указывать наименование и код органа, выдавшего документ, в соответствии с правилами грамматики, относится к указанию документа, заменяющего паспорт, так как союз «или» является разделительным. Все сведения об избирателях, поставивших подпись, являются достоверными и могут быть подтверждены территориальным отделением УФМС России по Мурманской области в г. Кандалакша.
Отсутствие в подписных листах наименования субъекта РФ в адресе места жительства лиц, поставивших подпись за ее кандидатуру, не является существенным нарушением избирательного законодательства, поскольку местом жительства этих лиц указан г. Ковдор, являющийся центром муниципального образования Ковдорский район и единственным городом в РФ с данным названием. Адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, а в паспортах граждан, проживающих в г. Ковдоре, указан адрес (улица, дом, квартира), по которому они проживают, и не указан даже город, не говоря уже о регионе. Кроме того, в заглавии подписного листа указан адрес кандидата и место работы, что исключает иное толкование и не препятствует однозначному восприятию указанных данных, а в соответствии с законодательством не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в данных об избирателях сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. К тому же общий перечень сведений, образующих понятия адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Указанные выводы подтверждаются судебной практикой.
Заявитель Матвеева О.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, дополнительно пояснила, что в территориальной избирательной комиссии Ковдорского района ей выдали образец подписного листа, который она растиражировала типографским способом, впоследствии ею были обнаружены расхождения данного образца подписного листа с бланком данного документа, утвержденного законом Мурманской области от 2 июля 2008 года № 994-01-ЗМО. В частности, в графе, где сборщик подписей должен указывать свои данные, не имеется указания на внесение данных о наименовании и коде органа, выдавшего паспорт или документ, его заменяющий. Поскольку такая форма подписного листа была выдана ей в избирательной комиссии, она ей доверяла и не обязана была ее сверять с формой, указанной в законе. Считает, что избирательная комиссия намеренно ввела часть кандидатов на должность главы муниципального образования в заблуждение и спровоцировала их на ошибки. Подписи собирались согласно закону, возможность двоякого толкования места жительства избирателей, поставивших в ее поддержку подпись, отсутствует. Проверка проводилась в ее отсутствие, о времени и месте ее проведения она не извещалась. Подписи Д., С., Л. необоснованно признанны недействительными по сведениям УФМС, что подтверждается копиями их паспортов.
Представитель заявителя Игнатенко В.В. поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении, пояснил, что Матвеевой О.С. допущены формальные нарушения, которые не могут являться основанием для отказа в ее регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования. Если считать, что закон не допускает произвольного толкования, то все подписные листы кандидатов должны быть признаны недействительными, поскольку они представлены не в книжном формате, а в альбомном.
Представитель избирательной комиссии Ковдорского района Мурманской области Беляев В.И. с заявленными требованиями не согласен, пояснил, что комиссия приняла решение в соответствии с действующим законодательством. Поскольку в подписном листе не были указаны все сведения, требуемые законом, они были признаны недействительными. Факт проживания граждан, поставивших свои подписи в поддержку кандидата Матвеевой О.С., не оспаривается, однако не соблюдена форма подписных листов. Кандидатам, желающим участвовать в выборах, действительно, показывался вариант оформления подписного листа в альбомном формате, а не в книжном, однако он не являлся образцом для его тиражирования в типографии. Кандидатам предлагалось сравнить его с формой, утвержденной законом. Поскольку у комиссии было мало времени на проведение проверки подписей, комиссией отмечались только наиболее значимые нарушения, поглощающие в себя другие нарушения, поэтому часть нарушений, допущенных при сборе подписей в поддержку кандидата Матвеевой О.С., не были указаны. Считает, что процедура проверки подписей не нарушена.
Выслушав заявителя Матвееву О.С., ее представителя Игнатенко В.В., председателя территориальной избирательной комиссии Ковдорского района Мурманской области Беляева В.И., свидетелей К., А., М., Г., исследовав материалы гражданского дела, обозрев подлинники подписных листов кандидата Матвеевой О.С., заслушав заключение помощника прокурора Блиновой Е.В., полагавшей, что заявление Матвеевой О.С. не подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регулируется порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом.
В соответствии со ст. 38 данного Закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в законе, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Пункт 3 указанной статьи гласит, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
В пункте 6 ст. 38 Закона указано, что при проведении проверки подписей избирателей референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов, и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
В силу подпункта «д» пункта 24 указанной статьи основанием для отказа в регистрации кандидата являются, в том числе: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата, в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в ст. 79 Закона Мурманской области от 02 июля 2008 года № 994-01-ЗМО (в ред. от 15 июня 2009 года) "О выборах глав муниципальных образований на муниципальных выборах".
Так, согласно статьям 21, 22 названного закона выдвижение кандидатов (в том числе в порядке самовыдвижения) на должность главы муниципального образования начинается не ранее чем за 65 дней до дня голосования и заканчивается не позднее чем за 40 дней до дня голосования в 18 часов по местному времени.
В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей. Сбор подписей осуществляется в период, установленный пунктом 1 статьи 21 настоящего Закона. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не может быть менее 10 подписей. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии муниципального образования о выдвижении кандидата.
Подписные листы по формам, указанным в приложениях N 3 и 4 к настоящему Закону, изготавливаются инициаторами выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования самостоятельно, с обеспечением возможности их брошюрования, за счет средств избирательного фонда кандидата. Допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне, при этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа (ст. 24 Закона).
Пунктами 6 и 7 статьи 24 Закона Мурманской области от 02 июля 2008 года № 994-01-ЗМО "О выборах глав муниципальных образований на муниципальных выборах" предусмотрено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт, с указанием наименования и кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии и инициалов собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.
Статьей 25 данного закона установлено, что избирательная комиссия, регистрирующая кандидата, в течение шести дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
По результатам проверки достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
Судом установлено, что решением Ковдорской территориальной избирательной комиссии от 25 декабря 2011 года № 14/86 определено количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования Ковдорский район при проведении выборов 4 марта 2012 года – 188 подписей.
Из решения Ковдорской территориальной избирательной комиссии от 28 января 2012 года № 26/206 усматривается, что Матвеевой О.С. отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Ковдорский район на выборах 04 марта 2012 года в связи с тем, что из 207 проверенных подписей 207 (100%) подписей признаны недействительными.
Основания для признания подписей недостоверными и (или) недействительными предусмотрены пунктами 9 и 10 статьи 25 Закона Мурманской области от 02 июля 2008 года № 994-01-ЗМО "О выборах глав муниципальных образований на муниципальных выборах". В частности, недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи.
В подписных листах, представленных в избирательную комиссию Матвеевой О.С., которые были исследованы в судебном заседании, адреса места жительства 132 избирателей не содержат наименования субъекта Российской Федерации - Мурманская область, в 17 подписных листах у сборщиков подписей отсутствует указание наименования и кода подразделения органа, выдавшего паспорт, что не оспаривается и заявителем. Неуказание таких данных, по мнению суда, является нарушением закона, поскольку действующим избирательным законодательством установлены четкие требования как к форме подписных листов, так и к содержанию отдельных записей в них. Несоблюдение требований законодательства влечет недействительность соответствующих подписей.
При таких данных суд считает, что решение Ковдорской территориальной избирательной комиссии от 28 января 2012 года № 26/206, которым заявителю отказано в регистрации на должность главы муниципального образования Ковдорский район, является законным и обоснованным.
Суд не соглашается с доводами заявителя Матвеевой О.С. и ее представителя Игнатенко В.В. о том, что не указание субъекта Российской Федерации в адресе места жительства избирателей, а также органа и кода выдавшего паспорт органа сборщика подписей является несущественным нарушением, поскольку избирательное право не содержит оговорок или условий, при наступлении которых подписи избирателей могли бы быть признаны действительными в случае, если требуемые законом сведения указаны не в полном объеме, не установлены и критерии, позволяющие дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей на более или менее значимые, в зависимости от чего и определять последствия этих нарушений.
Не может согласиться суд и с выводами Матвеевой О.С. о том, что следует считать адресом место жительства избирателя и к какому виду документа следует относить требование об указании наименования и кода подразделения органа, его выдавшего, поскольку данные суждения направлены на иное толкование закона, содержащего четкие и исчерпывающие требования подлежащих указанию в подписном листе сведений.
Факт действительного проживания всех избирателей, поставивших в поддержку кандидата Матвеевой О.С. подписей, на территории Ковдорского района Мурманской области также не может являться основанием для отмены решения избирательной комиссии, поскольку в регистрации Матвеевой О.С. было отказано не в связи с предоставлением недостоверных сведений, а в связи с отсутствием сведений, требуемых к указанию действующим законодательством.
Утверждение Матвеевой О.С. о том, что Ковдорская территориальная избирательная комиссия намеренно ввела часть кандидатов на должность главы муниципального образования Ковдорский район в заблуждение, выдав им форму подписного листа, имеющую расхождения с формой данного документа, утвержденной законом, не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку и самим заявителем не отрицалось, что председателем избирательной комиссии кандидатам, в том числе и ей лично, было предложено сопоставить выданную форму с требованиями закона. К тому же данная форма, как пояснил председатель избирательной комиссии, не являлась образцом для ее тиражирования типографским способом, а лишь демонстрировала возможность размещения бланка в альбомной ориентации для удобства ее заполнения избирателями.
Ссылка Матвеевой О.С. на ее неизвещение избирательной комиссией о времени проведения проверки подписей не может являться основанием для отмены решения избирательной комиссии, поскольку, как установлено в судебном заседании, о заседании рабочей группы Матвеева О.С. извещалась, с ведомостью проверки ознакомлена под подпись, ей предоставлялось время для принесения возражений на выводы избирательной комиссии. Кроме того, само по себе указанное обстоятельство, при условии соблюдения иных требований избирательного законодательства при выдвижении и регистрации кандидата Матвеевой О.С., не может повлечь признание оспариваемого решения избирательной комиссии незаконным.
Факт признания подписей Д., С., Л. достоверными или недостоверными в данном случае не имеет существенного значения, поскольку все 207 подписей в поддержку кандидата Матвеевой О.С. признаны недействительными.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 259-261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Матвеевой О.С. об отмене решения Ковдорской территориальной избирательной комиссии № 26/206 от 28 января 2012 года об отказе в регистрации ее кандидатом на должность главы муниципального образования Ковдорский район на выборах 04 марта 2012 года и обязании зарегистрировать ее кандидатом на должность главы муниципального образования Ковдорский район – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Судья О.С. Петрова