Мотивированное решение изготовлено 2 марта 2012 года
Дело № 2-43/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 27 февраля 2012 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Толстовой Т.В.,
при секретаре Барановой Е.В.,
с участием истца Селезнева В.С.,
представителя истца адвоката Игнатенко В.В.,
представителей ответчика администрации Ковдорского района Домбровского П.Л., Лучкиной А.А., Дрелиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Селезнева В.С. к администрации Ковдорского района о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Селезнев В.С. обратился в суд с иском к администрации Ковдорского района о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Свои требования мотивирует тем, что 27 февраля 2010 года он как член семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения был зарегистрирован в комнатах //№// и //№// дома //адрес//. На момент заключения договора по данному адресу были зарегистрированы еще 5 человек – мать, отец, жена, сын и дочь. Поскольку данное жилое помещение не соответствует по нормам жилой площади на 1 человека, установленным законодательством РФ, он обратился в администрацию Ковдорского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, категория – малоимущие граждане. 23 июня 2011 года жилищная комиссия администрации Ковдорского района отказала ему в постановке на учет, совершив в отношении него противоправные действия, нарушив его права и свободы на жилище, установленные Конституцией РФ.
Считает, что он предоставил все документы, указанные в ЖК РФ и в Приложении к Закону Мурманской области от 7 июля 2005 года № 646-01-ЗМО «Порядок учета и определения размера дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет». Однако жилищная комиссия сослалась на то, что им не представлены ряд документов. Впоследствии он узнал, что данные документы в Приложении к Закону Мурманской области не указаны, также узнал, что требование администрации об их предоставлении незаконны.
Просит обязать жилищную комиссию администрации Ковдорского района Мурманской области принять его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма (категория – малоимущие).
Истец Селезнев В.С. исковые требования уточнил, просит обязать администрацию Ковдорского района Мурманской области принять его и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в категории малоимущие граждане на дату его обращения в администрацию Ковдорского района 25 мая 2011 года. Пояснил, что 25 мая 2011 года обратился в администрацию Ковдорского района с заявлением о постановке на учет его и членов его семьи, в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма как малоимущие, вместе с которым представил все необходимые документы. После чего, в середине июня 2011 года уехал в отпуск за пределы Ковдорского района. Будучи в отпуске, со слов отца узнал, что ему было отказано в постановке на учет. По возвращению из отпуска в сентябре получил решение жилищной комиссии, в котором было указано об отказе в постановке на учет в виду того, что им не были представлены сведения о его доходах за апрель 2011 года.
Представитель истца Игнатенко В.В. дополнительно пояснил, что ответчик не уведомил истца о том, что им не были представлены сведения о доходах за апрель 2011 года, для того чтобы тот мог устранить недостатки до вынесения решения жилищной комиссией. Считает, что в этом случае ответчик сам был обязан истребовать необходимые документы, например в налоговом органе. Тем самым ответчик нарушил порядок рассмотрения заявления Селезнева В.С.
Представители ответчика Домбровский П.Л., Лучкина А.А., Дрелина Е.Ю. с иском не согласны. Пояснили, что действительно истец в мае 2011 года обратился к ответчику с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в категории – малоимущие граждане. Вместе с заявлением истцом не были представлены сведения о его доходах за двенадцать месяцев, предшествующих обращению с таким заявлением, ввиду чего, истцу Селезневу В.С. решением жилищной комиссии от 23 июня 2011 года было отказано в постановке на такой учет. Копия данного решения была вручена члену семьи истца А. и направлена истцу Селезневу В.С. на домашний адрес почтой 27 июня 2011 года. Однако после вынесения данного решения истец Селезнев В.С. более в администрацию Ковдорского района с таким заявлением не обращался. Кроме того, пояснили, что истец ранее обращался с подобным заявлением, ему неоднократно разъяснялось какие документы ему необходимо представить вместе с заявлением. Вместе с тем, кроме указанных в решении жилищной комиссии документов, истцом не были представлены документы, подтверждающие степень его родства с сыном его жены Е. – М., а именно решение суда о признании сына жены членом его семьи. Также истцу предлагали обратиться с заявлением о предоставлении комнат в других общежитиях г. Ковдора, вместе с тем и такое заявление от истца Селезнева В.С. в администрацию Ковдорского района не поступало.
Заслушав истца Селезнева В.С., его представителя Игнатенко В.В., представителей ответчика администрации Ковдорского района Домбровского П.Л., Лучкину А.А., Дрелину Е.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление Селезнева В.С. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Из материалов дела следует что, 27 февраля 2010 года между МУ Ковдорского района «УЖКХ Ковдорского района» и А. заключен договор найма жилого помещения в общежитии по адресу //адрес//, комнаты //№// и //№//. Согласно данного договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: жена О., сын Селезнев В.С., невестка Е., внук М. и внучка Т. (л.д. 8-10).
Факт регистрации истца Селезнева В.С. и членов его семьи подтверждается справкой формы 9 (л.д. 13).
Селезнев В.С. обратился в администрацию Ковдорского района с заявлением о принятии его и членов его семьи в количестве 3 человек (жены, сына жены и дочери) на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма (л.д. 20), указав сведения о доходах его и членов семьи, и представив документы (паспорта членов семьи и их ксерокопии, свидетельство о браке, свидетельства о рождении, справку формы 9, договор найма жилого помещения и его ксерокопию, справки о наличии собственности, справку о наличии транспортных средств, справку о наличии земельных участков, справки о доходах).
23 июня 2011 года жилищная комиссия при администрации Ковдорского района, рассмотрев заявление и документы Селезнева В.С., решила отказать Селезневу В.С. в принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, в связи с тем, что рассчитать ежемесячный доход на 1 члена семьи не представилось возможным, так как сведения о доходах представлены не за 12 месяцев (л.д. 18).
Протокол заседания жилищной комиссии от 23 июня 2011 года был утвержден постановлением главы Ковдорского района № 395 от 27 июня 2011 года (л.д. 17). Копия указанного постановления направлена истцу (л.д. 19).
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 52 Жилищного кодекса российской Федерации).
Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, относится к компетенции органов государственной власти субъекта РФ (пункты 3 и 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Мурманской области от 7 июля 2005 г. N 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» жилые помещения муниципального жилищного фонда (далее - жилые помещения) по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) в соответствии со статьями 4, 6, 7 настоящего Закона.Согласно пункту 1 статьи 3 Закона жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных пунктом 2 настоящей статьи случаев.
Статьей 4 предусмотрено, что на учет принимаются граждане Российской Федерации при наличии следующих оснований: постоянное или преимущественное проживание в данном городском округе, городском (сельском) поселении; признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признание малоимущими и (или) наличие права состоять на учете по иным основаниям.
В целях настоящего Закона граждане признаются малоимущими уполномоченным органом с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, определяемых согласно приложению к настоящему Закону.
Размер дохода и стоимость имущества для признания граждан малоимущими устанавливаются представительными органами городских округов и городских (сельских) поселений.
Статьей 6 Закона установлен порядок принятия граждан на учет. Так, для принятия на учет гражданин (далее - заявитель) представляет по месту жительства в уполномоченный орган в том числе документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства, в том числе свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда об усыновлении (удочерении), решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя, иные документы, подтверждающие принадлежность к членам семьи заявителя и для подтверждения статуса малоимущих, граждане, подавшие заявление о принятии на учет, дополнительно предоставляют
документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и представленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи документов не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в уполномоченный орган.
Отказ в принятии на учет допускается в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Порядок учета и определения размера дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет определен Законом Мурманской области от 7 июля 2005 г. N 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».
Согласно указанного Порядка при расчете среднемесячного дохода семьи заявителя (далее - семья) и дохода одиноко проживающего заявителя учитываются все виды доходов, полученные заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим заявителем в денежной и натуральной форме.
Доходы, сведения о которых представлены заявителями, учитываются в объеме, оставшемся после уплаты всех налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи или одиноко проживающего заявителя, определяется на основании сведений о составе семьи и сведений о доходах членов семьи или одиноко проживающего заявителя за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет (далее - расчетный период), указанных в заявлении о принятии на учет.
Из материалов дела усматривается, что Селезнев В.С., обращаясь с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, по категории – малоимущие, представил документы в недостаточном объеме.
Судом установлено, что сведения о доходах истца и членов его семьи должны были быть представлены за период с мая 2010 года по апрель 2011 года. Вместе с тем, сведения о доходах истца Селезнева В.С. за апрель 2011 года в представленных истцом документах отсутствовали, что подтверждается материалами дела, показаниями представителей ответчика администрации Ковдорского района Домбровского П.Л., Лучкиной А.А., Дрелиной Е.Ю. и не оспаривается истцом Селезневым В.С. и его представителем Игнатенко В.В.
Доказательств обратного, как это требует часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, со стороны истца Селезнева В.С. в судебное заседание не представлено.
При этом суд не может принять во внимание доводы представителя истца Игнатенко В.В. о том, что ответчиком администрацией Ковдорского района нарушен порядок рассмотрения заявления Селезнева В.С., выразившейся в не уведомлении истца Селезнева В.С. о том, что им не были представлены сведения о доходах за апрель 2011 года до вынесения решения жилищной комиссии, а также о том, что ответчик обязан был сам истребовать необходимые документы. Так, Селезнев В.С., зная достоверно и своевременно о принятом жилищной комиссией решении, не воспользовался своим правом, предусмотренным пунктом 5 статьи 6 Закона Мурманской области от 7 июля 2005 г. N 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» и не представил недостающие документы в течение 30 календарных дней с того момента когда он узнал о принятом решении, что подтверждено в судебном заседании истцом Селезневым В.С. и материалами дела, из которых усматривается, что 30 сентября 2011 года ответчиком истцу Селезневу В.С. рекомендовано вновь обратиться с заявлением о принятии на учет с приложением документов подтверждающих доход семьи за 12 месяцев, в виду того, что с момента подачи первоначального заявления прошло более трех месяцев (л.д. 85).
Кроме того, нормами Закона Мурманской области от 7 июля 2005 г. N 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» обязанность предоставления документов содержащих сведения о доходах для подтверждения статуса малоимущих возложена на заявителя.
Более того, к заявлению о принятии на учет прилагаются документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства, в том числе свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда об усыновлении (удочерении), решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя, иные документы, подтверждающие принадлежность к членам семьи заявителя.
В целях настоящего Закона к членам семьи заявителя относятся лица, указанные в части 1 статьи 31 и части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Закона).
Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Однако истцом Селезневым В.С. с заявлением не были представлены документы, подтверждающие, что сын жены М. является членом его семьи, а именно не представлено решение суда о признании М. членом семьи Селезнева В.С.
Также к заявлению истца должен был быть приложен документ, выданный органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности заявителю и членам его семьи.
Вместе с тем, как следует из справки формы 9 Е. //дд.мм.гг// прибыла из //адрес//, Н. прибыл в г. Ковдор из //адрес//, однако сведений о наличии или отсутствии жилья в собственности Е. и Н. в //адрес// истцом также представлено не было.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, суд находит решение жилищной комиссии при администрации Ковдорского района принятое 23 июня 2011 года законным и обоснованным, поскольку на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, оснований для постановки его и членов его семьи на учет не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Селезнева В.С. к администрации Ковдорского района о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма следует отказать.
Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Селезнева В.С. к администрации Ковдорского района о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий