Об обязании произвести перерасчет платы за не оказанную услугу по горячему водоснабжению



Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2011 года

Дело № 2-70/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор17 марта 2011 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Толстовой Т.В.,

при секретаре Федоровой Е.В.,

с участием помощника прокурора Ковдорского района Стрельцовой В.В., представителя ответчика Власова В.В.,

представителя третьего лица администрации Ковдорского района Решетникова И.А., представителя третьего лица МУ Ковдорского района «УЖКХ Ковдорского района» Овсянниковой З.К., представителя третьего лица МУП ЖКХ «Енский» Бушуева Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Расчетно-информационный центр» об обязании произвести перерасчет платы за не оказанную услугу по горячему водоснабжению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ковдорского района действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «РИЦ» об обязании произвести перерасчет платы за не оказанную услугу по горячему водоснабжению.

Мотивируя тем, что в ходе проверки было установлено, что в связи с техническими особенностями системы отопления подача горячей воды в жилые дома н.п. Риколатва осуществляется только в течение отопительного сезона.

В периоды с 1 июня 2008 года по 8 сентября 2008 года, с 1 июня 2009 года по 22 сентября 2009 года и с 1 июня 2010 года по 14 сентября 2010 года услуга по горячему водоснабжению жителям н.п. Риколатва не предоставлялась, однако плата за нее начислялась, изменение платы не производилось.

Услуга по горячему водоснабжению должна оказываться бесперебойно и круглосуточно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды 8 часов в течении одного месяца, 4 часа единовременно, 24 часа при аварии на тупиковой магистрали и один раз в год для проведения профилактических работ. За каждый час, превышающий допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15% размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Считают, что плата за услуги по горячему водоснабжению в летний период 2008 – 2010 г.г. была начислена ответчиком незаконно.

Помощник прокурора Ковдорского района Стрельцова В.В. исковые требования поддержала, по существу иска пояснила, что горячее водоснабжение, учитывая технические особенности системы отопления в н.п. Риколатва, подается в жилые дома только в течении отопительного сезона, продолжительность которого 9 месяцев. Постановлением Главы Ковдорского района № 746 от 15 ноября 2007 года в нарушение действующего законодательства при расчете норматива на горячее водоснабжение произведено распределение объема горячей воды, рассчитанного за 9 месяцев, на весь календарный год 12 месяцев. В результате, населению производится начисление платы за горячее водоснабжение равными долями в течении всего года, в том, числе и в летний период, когда услуга не предоставляется, что является нарушением Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, а также Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.

Представитель ответчика МУП «РИЦ» Власов В.В. с иском не согласен. Пояснил, что ответчик является управляющей организацией с 1 января 2008 года и не утверждает тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг. Постановлением Главы Ковдорского района № 746 от 15 ноября 2007 года при расчете норматива на горячее водоснабжение в п. Риколатва произведено распределение объема горячей воды, рассчитанного за 9 месяцев, на весь календарный год 12 месяцев. Однако количество поставленной услуги по горячему водоснабжению соответствует внесенной населением плате за данную услугу, так как размер ежемесячно предъявляемой платы меньше стоимости номинально потребленных услуг по горячему водоснабжению в месяц.

Представитель третьего лица – МУП ЖКХ «Енский» Бушуев Н.Н. с иском не согласен. Пояснил, что в денежном выражении население н.п. Риколатва не пострадало, нарушена процедура начисления платы за услугу. За период с 2008 по 2010 годы поставленная МУП ЖКХ «Енский» услуга по горячему водоснабжению полностью оплачена управляющей компанией МУП «РИЦ».

Представитель третьего лица – администрации Ковдорского района Решетников И.А. с иском не согласен. Пояснил, что прокурор, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, вместе с тем доказательств нарушения прав, свобод или законных интересов неопределенного круга лиц им не представлено, как и отсутствуют доказательства причинения неопределенному кругу лиц материального вреда. Кроме того при проверке прокурором Ковдорского района не проверялись объемы поставленной услуги по горячему водоснабжению в период с 2008 по 2010 годы и размер платы, предъявленной населению за оказанную услугу по горячему водоснабжению.

Представитель третьего лица – МУ Ковдорского района «УЖКХ Ковдорского района» Овсянникова З.К. с иском не согласна. Пояснила, что действительно норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в п. Риколатва рассчитан с учетом продолжительности отопительного периода – 9 месяцев, но весь объем потребления распределен равномерно на весь календарный год – 12 месяцев, в результате чего населению производиться начисление платы равными долями в течение всего года, однако с населения излишней платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению получено не было. Кроме того произведя перерасчет по коммунальной услуге по горячему водоснабжению, необходимо будет доначислить эту сумму населению по коммунальной услуге по отоплению, так как объем предоставленной услуги по горячему водоснабжению за период с 2008 по 2010 годы не изменится.

Заслушав помощника прокурора Ковдорского района Стрельцову В.В., представителя ответчика – МУП «РИЦ» Власова В.В., представителя третьего лица МУП ЖКХ «Енский» Бушуева Н.Н., представителя третьего лица администрации Ковдорского района Решетникова И.А., представителя третьего лица МУ Ковдорского района «УЖКХ Ковдорского района» Овсянникову З.К., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит.

Частью первой статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле (часть первая статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом.

В соответствии с частью первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Прокурором Ковдорского района заявлены требования о перерасчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в периоды с 1 июня 2008 года по 8 сентября 2008 года, с 1 июня 2009 года по 22 сентября 2009 года и с 1 июня 2010 года по 14 сентября 2010 года в н.п. Риколатва Ковдорского района.

Как установлено в судебном заседании и не оспариваться сторонами, горячее водоснабжение, учитывая технические особенности системы отопления в н.п. Риколатва, подается в жилые дома только в течение отопительного периода, продолжительность которого в расчетах принята 276 дней в году – 9 месяцев. При расчете норматива на горячее водоснабжение, утвержденного Постановлением Главы Ковдорского района от 15 ноября 2007 года № 746 , произведено распределение объема горячей воды рассчитанного за 9 месяцев на весь календарный год – 12 месяцев. В результате, населению производиться начисление платы за горячее водоснабжение равными долями в течение всего года, в том числе и в летний период, когда услуга не предоставляется.

В соответствии с действовавшими до 13 августа 2010 года положением части первой статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых услуг, определяемого по показания приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

В соответствии с пунктом 4 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

Согласно пункту 12 Правил изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.

Нормативы потребления коммунальных услуг для потребителей н.п. Риколатва в жилых домах утверждены Постановлением Главы Ковдорского района от 15 ноября 2007 года № 746 и применяются при отсутствии приборов учёта и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

В соответствии с частью второй статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из материалов дела усматривается, что ответчик МУП "РИЦ" (Управляющая компания) заключило договора управления многоквартирными домами с МУ Ковдорского района «Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского района», уполномоченным осуществлять права и исполнять обязанности собственника жилых помещений . Фактически весь жилой фонд н.п. Риколатва находится в муниципальной собственности .

В соответствии с указанными договорами, размер платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых и индивидуальных (по квартирных) приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления (п. 3.5.1.).

Вместе с тем, в силу пунктов 4 и 12 указанных выше Правил ответчик не относиться к уполномоченным органам (органам местного самоуправления) которые устанавливают и изменяют нормативы потребления коммунальных услуг.

Таким образом, нормативные акты, составляющие правовую основу деятельности ответчика МУП «РИЦ», а также акты об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, не оспорены в установленном порядке и у суда не имеется оснований ставить их под сомнение.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, поставленная ресурсоснабжающей организацией – МУП ЖКХ «Енский» услуга по горячему водоснабжению населению н.п. Риколатва, полностью оплачена ответчиком МУП «РИЦ», несмотря на задолженность населения по оплате оказанной услуги .

Расчетом платы за услугу по горячему водоснабжению, произведенным ответчиком , подтверждается что, стоимость горячего водоснабжения на одного человека, рассчитанная за 12 месяцев и за 9 месяцев, в период с 2008 года по 2010 год идентична.

В судебном заседании было установлено, что количество поставленной услуги по горячему водоснабжению населению н.п. Риколатва соответствует предъявленной населению плате за данную услугу, так как размер ежемесячно предъявляемой платы меньше стоимости номинально потребленных услуг по горячему водоснабжению в месяц, доказательств обратного в судебном заседании добыто не было и из материалов дела не усматривается.

Таким образом, применительно к положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом оснований для произведения перерасчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в периоды с 1 июня 2008 года по 8 сентября 2008 года, с 1 июня 2009 года по 22 сентября 2009 года и с 1 июня 2010 года по 14 сентября 2009 года суду не представлено.

Анализируя представленные ответчиком доказательства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска прокурору Ковдорского района следует отказать.

Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурору Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Расчетно-информационный центр» об обязании произвести перерасчет платы за не оказанную услугу по горячему водоснабжению отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий