Об обязании произвести выплаты единовременного пособия и среднего заработка, предусмотренного при увольнении в связи с сокращением штата и произвести перерасчет выслуги лет



Дело № 2-96/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ковдор22 марта 2011 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Толстовой Т.В.,

при секретаре Федоровой Е.В.,

с участием истца Романчука В.А.,

представителя ответчика ОВД по Ковдорскому району Чернышевой И.А.,

представителя соответчика УВД по Мурманской области Макеева О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Романчука В.А. к Отделу внутренних дел по Ковдорскому району Мурманской области об обязании произвести выплаты единовременного пособия и среднего заработка, предусмотренного при увольнении в связи с сокращением штата, и произвести перерасчет выслуги лет,

У С Т А Н О В И Л:

Романчук В.А. обратился в суд с иском к Отделу внутренних дел по Ковдорскому району Мурманской области об обязании произвести выплаты единовременного пособия и среднего заработка, предусмотренного при увольнении в связи с сокращением штата, и произвести перерасчет выслуги лет.

Мотивируя тем, что проходил службу в ОВД по Ковдорскому району с 12 октября 2000 года по 16 декабря 2010 года, был уволен по пункту «е» статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» - по сокращению штатов, при увольнении ему были выплачены компенсационные выплаты за годы службы предусмотренные Положением о денежном довольствии сотрудников внутренних дел. Однако Трудовым кодексом Российской Федерации процедура увольнения работника по сокращению штата предусматривает выплату ему выходного пособия в размере среднемесячного заработка, а также сохранения за ним среднемесячного заработка в течении трех месяцев, а в случае увольнения в районах Крайнего Севера, средний заработок сохраняется на протяжении четвертого, пятого и шестого месяцев. Вместе с тем ответчик производить ему данные выплаты отказывается.

Кроме того службу он проходил в ОВД по Ковдорскому району в районах Крайнего Севера в течении десяти лет двух месяцев четырех дней, однако при исчислении льготной выслуги лет данные года были ему зачислены в непрерывный трудовой стаж из расчета один год за полтора.

Истец Романчук В.А. иск поддержал, пояснил, что при его увольнении из органов внутренних дел ему были произведены все выплаты, предусмотренные приказами МВД РФ. Однако считает, что данные выплаты не являются единовременным пособием и средним заработком, предусмотренными статьями 178 и 318 Трудового кодекса РФ. Нормы Трудового кодекса РФ должны быть распространены и на него, так как данные выплаты не регламентированы специальными нормативными актами органов внутренних дел. Кроме того, статьей 64 Положения о службе в органах внутренних дел предусмотрено, что время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности как один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа. Тогда как ему при исчислении льготной выслуги лет служба в ОВД по Ковдорскому району в районах Крайнего Севера была зачислена в непрерывный трудовой стаж из расчета один год за полтора года.

Представитель ответчика ОВД по Ковдорскому району Чернышева И.А. с иском не согласна, считает, что правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел регулируются специальными нормативно-правовыми актами. При увольнении истцу было выплачено единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2010 год, единовременное пособие в размере 10 должностных окладов, в течение года, с даты увольнения, ежемесячно выплачивается оклад по специальному званию. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, утверждено приложение N 1, согласно которому истцу был произведен расчет выслуги лет, из расчета один месяц службы за полтора. Считает, что оснований для перерасчета нет.

Представитель ответчика УВД по Мурманской области Макеев О.Н. с иском не согласен. Пояснил, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации распространяются на сотрудников органов внутренних дел, только в части не урегулированной специальными нормативными актами. Процедура увольнения сотрудников органов внутренних дел полностью урегулирована специальными нормативными актами. Расчет выслуги лет истцу произведен в соответствии с действующим законодательством, из расчета один месяц службы за полтора месяца, согласно Приложения № 1 к Постановлению Совета министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941.

Заслушав истца Романчука В.А., представителя ответчика ОВД по Ковдорскому району Чернышеву И.А., представителя соответчика УВД по Мурманской области Макеева О.Н., суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В силу статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Судом установлено, что Романчук В.А. в период с 12 октября 2000 года по 16 декабря 2010 года проходил службу в Отделе внутренних дел по Ковдорскому району .

Приказом Управления внутренних дел по Мурманской области //№// л/с от 16 декабря 2010 года Романчук В.А. уволен из органов внутренних дел по сокращению штата в соответствии с пунктом «е» части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» (далее Закон).

Согласно справки ОВД по Ковдорскому району //№// от 10 февраля 2011 года и справки от 1 марта 2011 года , Романчуку В.А. при увольнении было выплачено выходное пособие по сокращению штатов в сумме ** рублей ** копеек, из расчета 10 окладов денежного содержания, единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2010 год в размере ** рублей ** копейки; денежное довольствие за декабрь 2010 года в размере ** рубль ** копеек; в течение года после увольнения по //дд.мм.гг// истцу производится ежемесячная выплата оклада по специальному званию в размере ** рубля, что истцом не оспаривается.

В силу статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на: военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; членов советов директоров; лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера; других лиц, если это установлено федеральным законом.

Служба в органах внутренних дел является разновидностью государственной службы и статус сотрудников органов внутренних дел по вопросу о режиме службы, определяется, в первую очередь, специальными законами - Законом Российской Федерации «О милиции», Положением о службе в органах внутренних дел, приказами МВД, иными нормативными документами, изданными МВД РФ, а также Трудовым Кодексом РФ и иными нормативными актами общего применения в части, не урегулированной специальными законами.

При этом, необходимо учитывать, что специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок поступления на службу, ее прохождения, а также основания и порядок увольнения со службы, вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности предусмотреть выплаты пособий при увольнении со службы.

Так, в соответствии со статьей 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы с правом на пенсию, производятся единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию - выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Кроме того, предписания Федерального закона от 17 июля 1999 года № 177-ФЗ "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О милиции", устанавливают, что до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Вопросы выплат сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, уволенным со службы, регулируются Постановлением Совета министров – Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 17 Постановления Совета министров – Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел при увольнении со службы по сокращению штатов выплачивается единовременное пособие, размер которого зависит от выслуги лет.

Положения пункта 18 Постановления Совета министров – Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 предусматривают выплату ежемесячного социального пособия лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным по сокращению штатов без права на пенсию, размер которого определяется в зависимости от продолжительности службы.

Кроме того, данной категории лиц, имеющей общую продолжительность службы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по специальному званию.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при наличии норм специального законодательства, регламентирующих выплаты указанным категориям лиц, правовых оснований для осуществления выплат в соответствии со статьями 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации, не имеется.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что указанные нормативные правовые акты, не противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (Трудовой кодекс Российской Федерации), не ухудшают положение истца, а ОВД по Ковдорскому району произведены все необходимые выплаты Романчуку В.А. при его увольнении, указанные в перечисленных нормативных актах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Кроме того, требование истца о произведении перерасчета выслуги лет, так же не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях - соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного Закона Правительство РФ, воспользовавшись предоставленными ему статьей 114 Конституции Российской Федерации и статьями 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" полномочиями, 22 сентября 1993 года приняло Постановление N 941, в котором абзацами 1 и 2 раздела 2 Приложения N 1 к данному Постановлению определено, что в Мурманской области для военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца – с 1 января 1970 года.

Согласно приказа УВД по Мурманской области от 16 декабря 2010 года //№// л/с «По личному составу» выслуга лет Романчука В.А. составляет в календарном исчислении 13 лет 00 месяцев, а в льготном исчислении 17 лет 11 месяцев .

При указанных обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы права, не доверять расчету выслуги лет произведенном в льготном исчислении УВД по Мурманской области истцу Романчуку В.А. у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Романчуку В.А. к Отделу внутренних дел по Ковдорскому району Мурманской области об обязании произвести выплаты единовременного пособия и среднего заработка, предусмотренного при увольнении в связи с сокращением штата, и произвести перерасчет выслуги лет – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней через Ковдорский районный суд со дня вынесения.

Председательствующий