мотивированное решение изготовлено 13 августа 2012 г. Дело № 2-360/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 10 августа 2012 г.
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Петровой О.С.,
при секретаре Барановой Е.В.,
с участием представителя заявителя администрации Ковдорского района Домбровского П.Л.,
представителя заинтересованного лица ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области Удовкина В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Ковдорского района об отмене результатов внеплановой, выездной проверки ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ковдорского района обратилась с заявлением об отмене результатов внеплановой, выездной проверки соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведенной начальником ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области - главным государственным инспектором по пожарному надзору Ковдорского района Удовкиным В.И. в период с 25 по 27 июля 2012 года
В обоснование заявленных требований указывают, что законных оснований для проведения данной внеплановой проверки, не имелось, поскольку муниципальное образование Ковдорский район не является зоной возможного затопления (подтопления), а Указ Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1015, во исполнение которого проводилась проверка, содержит поручение провести проверки именно во всех зонах возможного затопления (подтопления). К тому же Указ Президента Российской Федерации РФ не содержит поручения о выявлении виновных лиц и привлечении их к административной ответственности.
Кроме того, с 29 мая 2012 года по 30 мая 2012 года в отношении администрации Ковдорского района ГУ МЧС России по Мурманской области уже была проведена плановая комплексная проверка в области защиты и предупреждения от чрезвычайных ситуаций, а также готовности должностных лиц, сил и средств к действиям, в случае их возникновения. В ходе данной проверки также были установлены нарушения и выданы соответствующие предписания: создать в муниципальном образовании орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечить средствами индивидуальной защиты работников администрации Ковдорского района, для устранения которых установлен срок - до 01.12.2012 года. Данный срок не истек на момент проведения внеплановой проверки.
Просят отменить результаты внеплановой, выездной проверки ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области, проведенной в период с 25 по 27 июля 2012 года.
Представитель заявителя администрации Ковдорского района Домбровский П.Л. заявление поддержал, настаивал на его удовлетворении. Дополнительно пояснил, что начальником ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области - главным государственным инспектором по пожарному надзору Ковдорского района Удовкиным В.И. нарушены требования Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателе при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определяющие порядок проведения внеплановой, выездной проверки. Так, согласно части 1 и пункту 1 части 2 статьи 20 названного Закона отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки является грубым нарушением требований, установленных этим Законом, и, следовательно, результаты проверки, проведенной органом государственного надзора (контроля), не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований. Также указал, что часть нарушений, указанных в оспариваемом предписании, уже выявлялась в ходе плановой комплексной проверки администрации, проведенной в период с 29 по 30 мая 2012 года. Администрации было выдано предписание от 30 мая 2012 года //№//, срок исполнения которого на момент внеплановой проверки еще не истек. Повторное указание выявленных нарушений в предписании //№// нарушает права администрации. Необоснованным считает и указание в предписании на нарушение администрацией Ковдорского района требований законодательства в сфере обеспечения работников администрации средствами индивидуальной защиты.
Представитель заинтересованного лица ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области Удовкин В.И. с заявлением не согласен, пояснил, что внеплановая, выездная проверка администрации Ковдорского района проведена на законных основаниях: во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1015 и на основании распоряжения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области от 23 июля 2012 года «О проверках муниципальных образований по чрезвычайным ситуациям». По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки //№// и выдано предписание //№//, в котором было отмечено 5 нарушений требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и установлен срок их устранения. Все требования предписания основаны на нормах действующего законодательства, оснований для признания результатов внеплановой, выездной проверки соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера недействительными не имеется.
Заслушав представителя администрации Ковдорского района Домбровского П.Л., ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области Удовкина В.И., проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемое действие (бездействие), а суд в силу ст. 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" действие Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона, предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 24 названного Закона предусматривает, что финансовое обеспечение установленных настоящим ФЗ мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно пункту 26 статьи 6 Устава муниципального образования Ковдорский район к вопросам местного значения относится, в том числе и организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Ковдорского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу пунктов 1 и 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Министерство осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с Положением об ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области, отделение надзорной деятельности Ковдорского района является структурным подразделением управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Мурманской области, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 44-51).
Непосредственное руководство осуществляет – начальник ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области (п. 4 Положения).
Руководство и контроль за деятельностью ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области осуществляется Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области в установленном порядке (п. 13 Положения).
При осуществлении ОНД Ковдорского района надзорной деятельности, изданные в установленном порядке указания и распоряжения вышестоящих государственных инспекторов, в сферу ведения которых входит осуществление ГПН, надзора в области ГО и ЧС, обязательны для исполнения нижестоящими государственными инспекторами (п. 14 Положения).
Руководство оперативно-служебной деятельностью ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области осуществляет начальник Главного управления (п. 23 Положения)
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 24 июля 2012 года начальником ОНД Ковдорского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области – главным государственным инспектором Ковдорского района по пожарному надзору Удовкиным В.И. издано распоряжение (приказ) //№// о проведении в отношении администрации Ковдорского района внеплановой, выездной проверки деятельности организации по соблюдению требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в период с 5 по 27 июля 2012 года (л.д. 6-7).
По результатам проверки составлен акт //№// от 27 июля 2012 года (л.д. 8-9), в котором отражены следующие нарушения: в муниципальном образовании Ковдорский район не создан орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования Ковдорский район; отсутствуют средства индивидуальной защиты для работников администрации – противогазы из расчета на 105% от общей численности их работников и медицинских средств индивидуальной защиты из расчета на 100% от их общей численности; не созданы учебно-консультационные пункты для категории не работающего населения; не проводится обучение не работающего населения; отсутствуют планы пропагандистской работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не работающего населения.
27 июня 2012 года начальником ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области вынесено предписание //№// об устранении указанных нарушений в срок до 01 декабря 2012 года.
Согласно ст. 10 Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от
28.07.2012) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Аналогичные основания проведения внеплановой проверки предусмотрены ст. 6.1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ, и п. 46 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N 517.
Как было указано выше, внеплановая проверка администрации муниципального образования Ковдорский район проводилась во исполнение Указа Президента РФ от 17.07.2012 года № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнение в Краснодарском крае» на основании распоряжения (приказа) начальника ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области //№// от 24 июля 2012 года (л.д. 33-34).
В соответствии с п. 11 данного Указа Президента РФ Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий поручено во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации в срок до 16 августа 2012 г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование (л.д. 19-20).
18 июля 2012 года Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий издан приказ № 427 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 17 июля 2012 года № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнения в Краснодарском крае» (л.д. 21-23), согласно которому соответствующие органы должны провести ряд мероприятий и проверок.
Также в материалах дела имеется письмо заместителя руководителя Северо-Западного регионального центра МЧС России от 31.07.2012 года, согласно которого начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации Северо-Западного федерального округа предложено, во исполнение приказа МЧС России от 18.07.2012 г. № 427 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 17 июля 2012 года № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнение в Краснодарском крае», спланировать и провести комиссионные проверки органов исполнительной власти субъектов РФ и органов муниципальных образований в части готовности систем оповещения населения (л.д. 95-96).
Кроме того, требование о проведении территориальными подразделениями надзорной деятельности внеплановых выездные проверок муниципальных образований в рамках осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера содержит письмо заместителя начальника УНД ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области //№// от 23 июля 2012 года (л.д. 89-94). Основанием для данного распоряжения также явился Указ Президента РФ от 17.07.2012 года № 1015.
Таким образом, для проведения начальником ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области внеплановой проверки деятельности администрации муниципального образования Ковдорский район по соблюдению установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, имелись законные основания, а проведение внеплановой проверки находилось в компетенции должностного лица, проводившего проверку.
Довод заявителя о том, что нарушения, выявленные в ходе внеплановой, выездной проверки в части создания ЕДДС и отсутствия средств индивидуальной защиты работников администрации уже были предметом плановой проверки Главного Управления МЧС России по Мурманской области в период с 29 по 30 мая 2012 года, и что срок предписания по данным нарушениям еще не истек, не может служить основанием для отмены результатов внеплановой выездной проверки ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области.
Действительно, материалами дела подтверждается, что в предписании Отдела государственного надзора в области ГО, защиты от ЧС ГУ МЧС России по Мурманской области //№// от 30 мая 2012 года (л.д. 13-14) и предписании ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области //№// от 27 июля 2012 года (л.д. 37-38) указаны одни и те же нарушения: в муниципальном образовании Ковдорский район не создан орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕДДС); отсутствуют средства индивидуальной защиты для работников администрации – противогазы из расчета на 105% от общей численности их работников и медицинских средств индивидуальной защиты из расчета на 100% от их общей численности.
Однако сам по себе факт повторного указания в числе прочих нарушений требований законодательства нарушений, ранее выявленных в ходе иной проверки иным должностным лицом, с тем же сроком устранения данных нарушений – до 01 декабря 2012 года, прав заявителя не нарушает и каких-либо неблагоприятных последствий для него не влечет.
Кроме того, пунктом 70 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности" прямо закреплена обязанность инспектора в случае выявления при проведении проверки нарушений требований законодательства выдать предписание по устранению этих нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Вместе с тем администрацией Ковдорского района не представлено доказательств того, что действиями и решениями начальника ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области - главного государственного инспектора по пожарному надзору Ковдорского района Удовкиным В.И. нарушены права администрации или на нее незаконно возложена какая-либо обязанность, или действия данного должностного лица не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту.
Доводы представителя заявителя Домбровского П.Л. о несогласии с выявленным нарушением в сфере обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, полагавшего, что оснований для обеспечения в мирное время работников администрации средствами индивидуальной защиты, не имеется, суд отвергает, поскольку они основаны на ошибочном толковании требований законодательства, так как обязанность органов местного самоуправления обеспечить своих работников средствами индивидуальной защиты прямо закреплена пунктом 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N 993.
Суд также учитывает, что и все остальные требования оспариваемого предписания основаны на нормах действующего законодательства, доказательств обратного заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что внеплановая выездная проверка ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области по соблюдению администрацией муниципального образования Ковдорский район установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций проведена в соответствии с требованиями законодательства, заявление администрации Ковдорского района об отмене ее результатов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления администрации Ковдорского района об отмене результатов внеплановой, выездной проверки ОНД Ковдорского района УНД ГУ МЧС России по Мурманской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Председательствующий