Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2012 года
Дело № 2-324/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 13 августа 2012 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Толстовой Т.В.
при секретаре Мужиковой В.А.,
с участием истца Калмаковой В.И.,
представителя ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Ковдорском районе Гречевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калмаковой В.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковдорском районе Мурманской области о признании права на трудовую пенсию по старости ранее достижения установленного возраста, назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста,
УСТАНОВИЛ:
Калмакова В.И. обратилась с иском к ГУ-УПФ РФ в Ковдорском районе о признании права на трудовую пенсию по старости ранее достижения установленного возраста, назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста.
Свои требования мотивирует тем, что с //дд.мм.гг// по настоящее время она работает в качестве воспитателя МДОУ //№//. До //дд.мм.гг// ясли-сад //№// принадлежал ОАО «...», после чего был передан Ковдорскому районному отделу образования. Ее занятость составляла полный рабочий день. В настоящее время ее педагогический стаж превышает 25 лет. В связи с чем, она обратилась в ГУ-УПФ РФ в Ковдорском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, однако решением комиссии //№// от //дд.мм.гг// в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Согласно решению комиссии продолжительность ее подтвержденного специального стажа работы, дающего право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, составляет 24 года 4 месяца 17 дней. Решением комиссии из специального стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг// и отпуск по уходу за ребенком с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг//. Считает исключение указанных периодов из специального стажа незаконным и необоснованным.
Просит обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг// и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг//, и назначить ей трудовую пенсию по старости, ранее достижения установленного возраста, с //дд.мм.гг//.
Истец Калмакова В.И. в судебном заседании исковые требования уточнила, просит обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг// и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг//, и назначить ей трудовую пенсию по старости, ранее достижения установленного возраста, с //дд.мм.гг//.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в Ковдорском районе Гречева Т.И. с иском не согласна, так как в связи с изменением законодательства с 6 октября 1992 года периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора и трех лет не подлежат включению в стаж работы для назначения пенсии. Считает, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 не предусмотрено включение в специальный стаж истца периода нахождения ее на курсах повышения квалификации с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг//.
Заслушав истца Калмакову В.И., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Ковдорском районе, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела Калмаковой В.И. //№//, суд приходит к выводу, что исковые требования Калмаковой В.И. подлежат удовлетворению.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливает Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Из материалов дела усматривается, что истец Калмакова В.И. с //дд.мм.гг// принята на работу в ясли-сад //№// воспитателем на время отсутствия постоянного работника, //дд.мм.гг// уволена по переводу в Ковдорское РОНО по согласованию между руководителями. С //дд.мм.гг// была принята на работу в ясли-сад № //№// Ковдорского РайОНО по переводу воспитателем (л.д. 10-12).
//дд.мм.гг// у истца родился сын К., что подтверждается копией свидетельства о рождении серии //№// от //дд.мм.гг// (л.д. 37).
Приказом от //дд.мм.гг// //№// Ковдорского горно-обогатительного комбината Калмаковой В.И. с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг// предоставлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет (л.д. 32).
Приказом от //дд.мм.гг// //№// РОНО Ковдорского райисполкома ясли-сад //№// в том числе, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, Калмакова В.И. с //дд.мм.гг// принята по переводу из детского дошкольного учреждения //№// (л.д. 42).
Приказом от //дд.мм.гг// //№// РОНО Ковдорского райисполкома ясли-сад № //№// Калмакова В.И. считается приступившей к своим обязанностям, прервав отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет, с //дд.мм.гг// (л.д. 41).
Как усматривается из приказа //№//-к от //дд.мм.гг// ДОУ //№// отдела образования администрации Ковдорского района, в том числе Калмакова В.И. в период с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг// направлялась на курсы (л.д. 23).
Как следует из материалов пенсионного дела, //дд.мм.гг// истец Калмакова В.И. обратилась с заявлением в ГУ-УПФ РФ в Ковдорском районе о назначении ей трудовой пенсии по старости.
Решением комиссии от //дд.мм.гг// //№// в назначении досрочной пенсии в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ ей было отказано в связи с тем, что продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера составила менее 25 лет, что отражено в протоколе (л.д. 15-16). Основанием для отказа послужило то, что, по мнению ГУ-УПФ РФ в Ковдорском районе, к зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера не подлежат включению периоды нахождения Калмаковой В.И. в отпуске по уходу за ребенком с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг// и с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг//, так как данные периоды имели место после //дд.мм.гг//, то есть после вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Также, по мнению ГУ-УПФ РФ в Ковдорском районе, к зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера не подлежит включению период нахождения истца на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг//, поскольку это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от //дд.мм.гг// //№//.
Спорными периодами, которые истец просит включить в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, являются периоды ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг// и с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг//, а также период нахождения ее на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг//.
Суд считает, что периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг// и с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг// подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», а именно: при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Закона), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости (п. 15).
Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался у Калмаковой В.И. до 6 октября 1992 года в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора и трех лет с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг// подлежит включению в специальный стаж работы Калмаковой В.И., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Также, по мнению суда, подлежит включению в специальный стаж период нахождения истца на курсах повышения квалификации для педагогических работников с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг//.
Судом установлено, что в спорный период Калмакова В.И. работала воспитателем в МДОУ //№//. На курсы повышения квалификации направлялась работодателем по приказу отдела образования администрации Ковдорского района, за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, что подтверждается материалами дела и не оспаривается в суде стороной ответчика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Следовательно, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Согласно статье 19 Закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Из материалов пенсионного дела Калмаковой В.И. усматривается, что днем обращения за трудовой пенсией является //дд.мм.гг//, следовательно, с учетом удовлетворенных требований истца Калмаковой В.И. ответчиком Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда РФ в Ковдорском районе Мурманской области трудовая пенсия по старости Калмаковой В.И. должна быть назначена с //дд.мм.гг//.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Калмаковой В.И. о признании права на трудовую пенсию по старости ранее достижения установленного возраста, назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста следует удовлетворить, признать за истцом прав на досрочную трудовую пенсию по старости, включить в стаж, дающий право истцу на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг// и на курсах повышения квалификации с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг//, обязать ответчика назначить истцу трудовую пенсию по старости ранее достижения установленного возраста с //дд.мм.гг//.
Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Калмаковой В.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковдорском районе Мурманской области о признании права на трудовую пенсию по старости ранее достижения установленного возраста, назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста удовлетворить.
Признать за Калмаковой В.И. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Ковдорском районе Мурманской области включить Калмаковой В.И. периоды ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг// и на курсах повышения квалификации с //дд.мм.гг// по //дд.мм.гг// в стаж, дающий право истцу на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначить трудовую пенсию по старости с //дд.мм.гг//.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий