Об обязании выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья



изготовлено 09.06.2012 г. Дело № 2-225/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор 06 июня 2012 г.

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Петровой О.С.

при секретаре Коршуновой Н.В.,

с участием истца Авериной Н.Н.,

третьих лиц Аверина Д.В., Тихомирова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Авериной Н.Н. к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Аверина Н.Н. обратилась с иском к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья в 2012 году на состав семьи 4 человека.

Свои требования мотивирует тем, что в г. Ковдоре Мурманской области проживает с //дд.мм.гг//, имеет северный трудовой стаж более 40 лет. По состоянию здоровья ей и двум ее старшим сыновьям необходимо проживание в районах средней полосы. С //дд.мм.гг// она является участником подпрограммы, имеющим право на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера в среднюю полосу. Заявление о постановке на учет для предоставления жилищной субсидии на строительство (приобретение) жилья подавалось главе администрации Ковдорского района, заведено учетное дело //№//. 11 февраля 2008 года ею подано заявление на участие в подпрограмме в 2009 году на состав семьи 4 человека и о включении ее в список на получение государственного жилищного сертификата на 2009 год. 06 ноября 2009 года за подписью главы администрации Ковдорского района ей было направлено сообщение о том, что она включена в резервный список граждан-получателей жилищных сертификатов в 2009 году. Ею и ее детьми своевременно 16 ноября 2009 года были подготовлены и сданы все необходимые документы на получение государственного жилищного сертификата, после чего учетное дело администрацией Ковдорского района было направлено в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области. В декабре 2009 года, со слов работников жилищного отдела администрации Ковдорского района, ее учетное дело было возвращено в г. Ковдор в связи с тем, что Министерством из УФМС по Вологодской области не получена справка со сведениями по обмену паспорта сына Аверина Д.В., год закончился, средства федерального бюджета освоены в полном объеме, в выдаче сертификата ей отказали. Полагает, что из-за действий (бездействия) работников Министерства строительства и территориального развития Мурманской области она не получила государственный жилищный сертификат в 2009 году. Неполучение государственного жилищного сертификата существенно нарушает ее права на предоставленную государством возможность переселения из районов Крайнего Севера.

Определением суда от 28 мая 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне истца привлечены Тихомиров А.А., Аверин М.В. и Аверин Д.В..

Истец Аверина Н.Н. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что в качестве кандидата на получение жилищного сертификата она была включена в сводный список на 2009 год граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, однако в 2009 году жилищный сертификат так и не получила. Официального отказа в выдаче сертификата ни Министерство строительства и территориального развития, ни администрация Ковдорского района ей не направляли. От работников жилищного отдела администрации Ковдорского района ей стало известно, что основанием неполучения ею государственного жилищного сертификата стало отсутствие справки о получении ее сыном Авериным Д.В. паспорта в Вологодской области, однако данный документ не является обязательным для предоставления при получении жилищного сертификата. Более того, как стало ей известно при изучении учетного дела, в материалах дела имеется справка УФМС России по Вологодской области о получении ее сыном паспорта, датированная ноябрем 2009 года. Просила признать незаконными действия администрации Ковдорского района и Министерства строительства и регионального развития Мурманской области, связанные с невыдачей ей в 2009 году государственного жилищного сертификата, и обязать Министерство строительства и территориального развития Мурманской области выдать ей в 2012 году государственный жилищный сертификат на состав семьи из 4 человек.

Представитель ответчика администрации Ковдорского района в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представили в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому сообщили, что Авериной Н.Н. в 2009 году не был предоставлен жилищный сертификат, поскольку сертификаты выдавались гражданам со стажем работы не менее 40 лет. Учитывая, что стаж Авериной Н.Н. составлял 38 лет и 4 месяца, Министерство строительства и территориального развития по Мурманской области ее учетное дело не запросило.

Представитель ответчика Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представили в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому Министерство просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку Аверина Н.Н. //дд.мм.гг// в качестве потенциального получателя государственного жилищного сертификата могла быть рассмотрена только при подходе ее очереди, однако в сводном списке граждан, включенных в резерв на получение ГЖС, Аверина Н.Н. стояла по номером //№//, а в конечный список вошли только очередники из резервного списка до //№//.

Третьи лица Аверин Д.В. и Тихомиров А.А. поддержали заявленные требования, пояснили, что ими в 2009 году были собраны и представлены в администрацию Ковдорского района все необходимые документы и справки.

Третье лицо Аверин М.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Выслушав истца Аверину Н.Н., третьих лиц Аверина Д.В., Тихомирова А.А., проверив материалы дела, обозрев материалы учетного дела Авериной Н.Н. //№//, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Правительство Российской Федерации в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, своим постановлением от 17 сентября 2001 года № 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в которую включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты».

В 2006 году мероприятия федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" включены в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Данный Федеральный закон закрепляет право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих соответствующий стаж работы в этих районах и местностях, на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (статья 1); предусматривает, что право указанных граждан на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (статья 4).

Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Порядок выпуска и реализации сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона РФ № 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Данным постановлением Правительства РФ утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы.

Правила наделяют федеральные органы исполнительной власти правами выдачи сертификатов гражданам, организации работы по проверке органов местного самоуправления, уведомления граждан о принятом решении в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Выдачу сертификатов, гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подпункте «з » пункта 5 Правил, в соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).

В соответствии с пунктом 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме с приложением перечисленных документов.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, а также материалами учетного дела Авериной Н.Н. //№//, что Аверина Н.Н. является участником подпрограммы, имеющим право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера, с составом семьи 4 человека (сыновья – Аверин Д.В., Аверин М.В., Тихомиров А.А.) с //дд.мм.гг// (л.д. 7-8 учетного дела).

//дд.мм.гг// Аверина Н.Н. подала главе Ковдорского района заявление (рапорт) на участие в подпрограмме с необходимыми документами, а также заявление о включении ее и членов ее семьи в список на 2009 год на получение государственного жилищного сертификата в //адрес// (л.д. 5, 6 учетного дела).

06 ноября 2009 года письмом администрации Ковдорского района Аверина Н.Н. была уведомлена о том, она включена в резервный список граждан - получателей ГЖС в 2009 году в категории – пенсионеры (л.д. 115 учетного дела).

В своем заявлении главе Ковдорского района от 16 ноября 2009 года Аверина просит изменить регион выезда с //адрес// на //адрес// (л.д. 3 учетного дела).

Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлена очередность предоставления жилищных субсидий, при этом пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, жилищные субсидии предоставляются в третью очередь.

Порядок формирования списков граждан – участников подпрограммы определен разделом II Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".

В соответствии с распределением бюджетных ассигнований на 2009 год на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Графиком выпуска и распределения в 2009 году государственных жилищных сертификатов и Правилами выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, распоряжением Министерства территориального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 17 апреля 2009 года №67 утверждены сводный список граждан-получателей ГЖС в 2009 году и сводный список граждан, включенных в резерв на получение ГЖС в 2009 году (л.д. 22-29, 67-73)

В сводном списке на 2009 год граждан, включенных в резерв на получение ГЖС в рамках подпрограммы, Аверина Н.Н. состояла под //№// в категории – пенсионеры (л.д. 70).

Выдача государственного жилищного сертификата осуществляется в порядке очередности, механизм внеочередного выделения жилищной субсидии действующим законодательством не предусмотрен.

Как следует из отзыва Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, при поступлении в 2009 году сертификатов в Мурманскую область их распределение производилось Министерством изначально участникам основного сводного списка, а в случае остатка денежных средств ГЖС их распределение производилось очередникам из резервного списка.

Приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 06 октября 2009 года №454 «О дополнительной выдаче государственных жилищных сертификатов» (л.д. 83-85), от 06 октября 2009 года №464 «О дополнительной выдаче государственных жилищных сертификатов» (л.д. 88-89) осуществлены дополнительные выдачи государственных жилищных сертификатов серии «ПС» о выделении социальных выплат на приобретение жилья гражданам участникам подпрограммы, в том числе на Мурманскую область.

В целях предоставления государственной финансовой поддержки на обеспечение жильем граждан в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 06 октября 2009 года №454 «О дополнительной выдаче государственных жилищных сертификатов» утвержден список получателей социальных выплат на приобретение жилья из числа граждан, выезжающих из Мурманской области, на дополнительную выдачу ГЖС (л.д. 80-82). В указанный список вошли очередники из основного списка, а также из резервного списка до номера //№//.

При таких основаниях, учитывая, что получение государственного жилищного сертификата Авериной Н.Н. в 2009 году возможно было только в порядке очередности, определенной сводным списком, денежные средства были выделены в объеме, позволяющем обеспечить очередников только до номера //№//, суд считает, что оснований для признания незаконными действий администрации Ковдорского района и Министерства строительства и регионального развития Мурманской области, связанных с невыдачей Авериной Н.Н. в 2009 году государственного жилищного сертификата, не имеется.

Доводы истца о том, что в выдаче государственного жилищного сертификата ей было отказано в связи с отсутствием в материалах учетного дела справки о получении ее сыном Авериным Д.В. паспорта в Вологодской области, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Так, ни в материалах данного гражданского дела, ни в учетном деле истца, письменного отказа в выдаче государственного жилищного сертификата от администрации Ковдорского района или Министерства строительства и территориального развития Мурманской области не имеется. Не содержится в них и сведений о том, что учетное дело Авериной Н.Н. в 2009 года было возвращено из Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в администрацию Ковдорского района именно в связи с отсутствием указанной справки.

Ссылки Авериной Н.Н. на восстановление прав К., которой было отказано в 2009 году в выдаче государственного жилищного сертификата, по решению Ковдорского районного суда, суд не может принять во внимание, поскольку решение суда, вынесенное в отношении других лиц и по иным обстоятельства не имеет преюдициального значения для рассмотрения гражданского дела по иску Авериной Н.Н.

Поскольку, как установлено в судебном заседании, в настоящее время Аверина Н.Н. состоит в сводном списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов под номером //№// (категория – пенсионеры), требование истца о предоставлении ей в 2012 году во внеочередном порядке государственного жилищного сертификата удовлетворены быть не могут.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска Авериной Н.Н. к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Авериной Н.Н. к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области - отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий