Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2012 года
Дело № 2-336/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 20 июля 2012 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Толстовой Т.В.,
при секретаре Барановой Е.В.,
с участием помощника прокурора Блиновой Е.В.,
представителя ответчика администрации Ковдорского района Домбровского П.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ковдорского района Мурманской области о признании незаконным бездействия Администрации Ковдорского района по не размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, о размещении указанных сведений в срок до 01 августа 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ковдорского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации Ковдорского района Мурманской области о признании незаконным бездействия администрации Ковдорского района по не размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, о размещении указанных сведений в срок до 01 августа 2012 года.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Ковдорского района в соответствии с приказом прокурора Мурманской области от 14 июня 2011 года №47 «Об организации прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства о противодействии коррупции» 13 июля 2012 года проведена проверка соблюдения муниципальными служащими обязанности предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В ходе проверки установлено, что в ходе реализации положений Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ «О противодействии коррупции» допускаются нарушения прав неопределенного круга лиц. Решением Совета депутатов Ковдорского района от 27 января 2011 года №5 утвержден Перечень должностей муниципальной службы, предусматривающих обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в муниципальном образовании Ковдорский район. Как установлено в ходе проверки все муниципальные служащие, утвержденные указанным Перечнем, выполнили требования Закона о предоставлении представителю нанимателя (работодателя) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Вместе с тем, пунктом 6 статьи 8 Закона установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 данной статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время органом местного самоуправления нормативный правовой акт, определяющий порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности на официальном сайте в сети Интернет и для публикации в средствах массовой информации, не принят. Официальным сайтом администрации Ковдорского района является сайт www.kovadm.ru. Однако, как установлено в ходе проверки, указанные сведения до настоящего времени не размещены на данном сайте. Считает, что администрацией Ковдорского района не исполнена обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы. Просит признать бездействие администрации муниципального образования Ковдорский район по не размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Ковдорского района незаконным, обязать администрацию муниципального образования Ковдорский район разместить указанные сведения в срок до 01 августа 2012 года.
Помощник прокурора Ковдорского района Блинова Е.В. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Ковдорского района Домбровский П.Л. с заявлением не согласен. Считает, что прокурор Ковдорского района не имеет полномочий для обращения с таким заявлением в суд в защиту неопределенного круга лиц, так как каких-либо заявлений от граждан с указанием на нарушение их прав и свобод по не размещению Администрацией Ковдорского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Ковдорского района прокурору не поступало. Считает, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, так как отсутствует муниципальный нормативный правовой акт, определяющий порядок размещения на официальном сайте администрации Ковдорского района таких сведений, следовательно, не определено лицо которое должно обеспечивать размещение такой информации в сети Интернет и для публикации в средствах массовой информации. Также считает, что срок размещения указанной информации до 1 августа 2012 года Администрацией Ковдорского района заведомо не выполним, так как только срок для обращения с апелляционной жалобой на решения суда составляет месяц.
Выслушав помощника прокурора Ковдорского района Блинову Е.В., представителя ответчика администрации Ковдорского района Домбровского П.Л., проверив материалы дела, суд считает, что заявление прокурора Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
По правилам, установленным главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, может быть оспорено бездействие органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность, соответствующие разъяснения даны в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Таким образом, прокурор Ковдорского района вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации Ковдорского района по не размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в интересах неопределенного круга лиц.
При установленных обстоятельствах доводы представителя ответчика Администрации Ковдорского района Домбровского П.Л. о том, что прокурор Ковдорского района не имеет полномочий для обращения с заявлением в суд в защиту неопределенного круга лиц, судом не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ предусмотрена обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Пункт 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определяет обязанность граждан, замещающих должности муниципальной службы представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
На основании пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 33 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены в том числе и осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования утвержден Указом Президента Российской Федерацией от 18 мая 2009 года N 561.
На официальных сайтах размещаются и общероссийским средствам массовой информации предоставляются для опубликования следующие сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:
а) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих лицу, замещающему государственную должность Российской Федерации (федеральному государственному служащему), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;
б) перечень транспортных средств, с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности лицу, замещающему государственную должность Российской Федерации (федеральному государственному служащему), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;
в) декларированный годовой доход лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (федерального государственного служащего), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные в пункте 2 настоящего порядка, размещают на официальных сайтах в 14-дневный срок со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 4 Порядка).
Размещение на официальных сайтах сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в пункте 2 настоящего порядка представленных лицами, замещающими иные государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы, обеспечивается кадровыми службами соответствующих федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации (подпункт в пункта 5 Порядка).
Согласно Перечню должностей муниципальной службы, предусматривающих обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в муниципальном образовании Ковдорский район, утвержденного решением Совета депутатов Ковдорского района от 27 января 2011 года № 5, обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в муниципальном образовании Ковдорский район возложена на лиц замещающих должности – первого заместителя главы Ковдорского района, заместителя главы Ковдорского района, управляющего делами администрации Ковдорского района, председателя комитета, начальника управления, начальника отдела администрации Ковдорского района с правом юридического лица, начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности – главного бухгалтера администрации Ковдорского района, начальника отдела экономики и прогнозирования администрации Ковдорского района, начальника отдела потребительского рынка администрации Ковдорского района, начальника отдела градостроительства администрации Ковдорского района, начальника отдела по учету жилья администрации Ковдорского района, начальника отдела муниципального финансового контроля управления финансов администрации Ковдорского района, начальника финансового отдела – главного бухгалтера управления ЖКХ Ковдорского района, главного специалиста – главного бухгалтера комитета по управления муниципальным имуществом Ковдорского района, главного специалиста – юриста комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района (л.д. 7-9).
Как установлено в судебном заседании и подтверждено представителем ответчика Администрации Ковдорского района Домбровским П.Л., данные лица, замещающие указанные должности представили сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей ответчику – Администрации Ковдорского района.
При установленных обстоятельствах, доводы представителя ответчика Администрации Ковдорского района Домбровского П.Л. о том, что Администрация Ковдорского района не является надлежащим ответчиком по делу, судом не могут быть приняты во внимание, так как противоречат вышеуказанным нормам Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерацией от 18 мая 2009 года N 561.
Более того, в судебном заседании было установлено, что на рассмотрении структурных подразделений Администрации Ковдорского района находится проект муниципального правового акта «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Ковдорского района Мурманской области и членов их семей на официальном сайте администрации Ковдорского района и предоставления этих сведений средствам массовой информации», согласно которому размещение на официальных сайтах сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, обеспечивается Администрацией Ковдорского района.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск прокурора Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ковдорского района Мурманской области подлежит удовлетворению, следует признать незаконным бездействие Администрации Ковдорского района по не размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Администрации Ковдорского района и обязать Администрацию Ковдорского района Мурманской области разместить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Администрации Ковдорского района.
При этом суд принимает во внимание доводы представителя ответчика Администрации Ковдорского района Домбровского П.Л. о том, что срок размещения указанной информации до 1 августа 2012 года Администрацией Ковдорского района заведомо не выполним, так как только срок для обращения с апелляционной жалобой на решения суда составляет месяц. Суд считает ограничить этот срок 1 ноября 2012 года, учитывая характер дела, а также характер действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ковдорского района Мурманской области – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Ковдорского района по не размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Администрации Ковдорского района.
Обязать Администрацию Ковдорского района Мурманской области разместить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Администрации Ковдорского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте в срок до 1 ноября 2012 года.
Взыскать с Администрации Ковдорского района Мурманской области государственную пошлину в размере * рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий