Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)
----------------------------------------------------------------------------
(дело № 2-613/10)
15 октября 2010 года гор. Котовск
Котовский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи ЕЛАГИНА Н.И.,
с участием сторон,
при секретаре АЛЕХИНОЙ Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в городе Котовске Тамбовской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Обратившись в суд, ФИО2 просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности в учреждениях для детей и обязать ответчика назначить ей вышеуказанный вид пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента письменного ее обращения в ГУ-УПФ в г. Котовске.
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность.
Однако ответчик отказал ей в этом. При подсчете специального стажа не были приняты к зачету некоторые периоды ее работы:
1) отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
2) учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
3) курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец считает не включение указанных периодов работы в ее льготный стаж для назначения пенсии неправомерным.
Она находилась в отпуске по уходу за ребенком 2 года 7 месяцев. Ответчик засчитал в льготный стаж только отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда от 29.01.2004 года № 2-П. Считает, что в данном случае ответчик обязан был применить в отношении нее статью 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 06.10.1992 года, когда такой отпуск включался в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно п.21 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 29 в стаж работы по специальности при назначении государственных пенсий включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.92 года, то есть до вступление в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Считает, что, так как она находилась в отпуске по уходу за ребенком в период до 6 октября 1992 года, данный период времени имел место до вступления в силу вышеуказанного закона.
Кроме того, в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 667 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей, пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного
отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Отказ ответчика засчитать в льготный стаж нахождение в учебных отпусках считает также необоснованным, так как ранее действующее законодательство не содержало запрета на включение в льготный стаж периодов нахождения в учебных отпусках, дополнительных отпусках в связи с обучением. В силу ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В судебном заседании ФИО2 поддержала свои первоначальные требования, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.
Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г.Котовске, юрисконсульт предприятия - ФИО4, возражая против заявленных ФИО2 требований, пояснил, что из спорного периода нахождения ее в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет может быть включен период только до 1,5 лет. Данная позиция основана на Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П. а также Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.
Кроме того, в вышеуказанный стаж, по мнению представителя ответчика, не могут быть включены периоды нахождения истца в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п.19 п.1 ст.27 этого же Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности учителя начальных классов в МОУ «Основная общеобразовательная школа № г.Котовска Тамбовской области». При этом, за время работы в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в учебных отпусках; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации.
Должность учителя предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781).
Суд считает, что периоды нахождения истца в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации должны быть включены в специальный стаж, дающий ей право на назначение требуемого вида пенсии, так как согласно ст.173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка, а в соответствии со ст.
ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Следовательно, вышеуказанные спорные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для истца повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Что же касается периода нахождения истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет, то данный период не может быть включен в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. При этом суд исходит из следующего.
С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей.
Предпринятое в последние годы реформирование пенсионного законодательства, в основу которого положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, изменило функциональную роль трудового стажа в рамках обязательного пенсионного страхования.
В настоящее время одним из основных условий приобретения права на трудовую пенсию является страховой стаж, т.е. суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя их смысла положений п.п.5,6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, стаж для назначения досрочной трудовой пенсии исчисляется за фактически отработанное время.
Следовательно, нахождение в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет страховым стажем не является.
Ссылка истца на то, что вышеуказанный спорный период должен быть включен в стаж для назначения ей льготной пенсии по ранее действующему законодательству, на законе не основана.
Так Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года N 70 утвердило разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В нем указано в частности, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Истец на день отмены ранее действующего закона еще не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, в связи с чем право на требуемый вид пенсии у него должно возникнуть по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенного в действие с 1 января 2002 года.
При таких обстоятельствах суд не может удовлетворить исковые требования ФИО2, так как на момент ее обращения к ответчику, а также на момент вынесения настоящего решения, ее трудовой стаж составляет менее 25 лет работы на педагогических должностях в учреждениях для детей.
Руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, ФИО2 отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Тамбовский областной суд с подачей жалобы через Котовский горсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.И.Елагин