Дело № 2-603/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2010 года г. Котовск
Котовский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Бурашниковой Н.А.,
при секретаре Ильиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу № о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в необеспечении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, и о возложении на ответчика обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,
УСТАНОВИЛ:
В Котовский городской суд <адрес> обратился прокурор <адрес> с исковым заявлением к ОАО № в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в необеспечении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, и о возложении на ответчика обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Свое заявление прокурор мотивирует тем, что в ОАО № в нарушение ст.212 ТК РФ не проведена аттестация рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда, что было выявлено при проведении прокуратурой <адрес> проверки на данном предприятии.
В судебном заседании прокурор ФИО2 заявленные требования уточнила, просила признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, и обязать ответчика обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Вопрос о сроке исполнения ответчиком обязанности по проведению аттестации оставила на усмотрение суда.
Представители ответчика - ОАО № по доверенности ФИО3, ФИО4 против удовлетворения иска не возражали, пояснив, что бездействие ОАО № выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест, связано с тяжелым материально-финансовым положением предприятия. В настоящее время в ОАО № проводится подготовка к проведению аттестации, в ближайшее время будет заключен договор со специализированной организацией о проведении аттестации рабочих мест. Для проведения аттестации всех рабочих мест на предприятии в полном объеме необходим годичный срок.
Представитель государственной инспекции труда по <адрес> ФИО5 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, оставив вопрос о сроках исполнения ответчиком обязанности по проведению аттестации на усмотрение суда.
Представитель государственной инспекции труда по <адрес> ФИО6 в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании пояснял (протокол с/з от ДД.ММ.ГГГГ), что после проведения аттестации ответчику необходим месячный срок для согласования пакета документов по аттестации с Комитетом по труду <адрес>.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста эксперт системы сертификации работ по охране труда в организациях ФИО7 пояснил, что для проведения аттестации рабочих мест в ОАО № с учетом количества рабочих мест и условий труда необходим срок от 8 до 12 месяцев.
Выслушав участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ, ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, в том числе, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, возлагаются на работодателя.
Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии с п.п. 1,2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда*, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.Согласно п. 4 указанного Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты, оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, гарантий и компенсаций, специальных средств защиты, принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и т.д.
Указанные положения трудового законодательства соответствуют требованиям Конвенции Международной Организации Труда N 155
о безопасности и гигиене труда и производственной среде
(Женева, ДД.ММ.ГГГГ), ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что в ОАО №» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, что было выявлено в августе 2010 года в ходе проводимой прокуратурой <адрес> проверки. До рассмотрения дела судом по существу аттестация также не проведена, договор о её проведении со специализированной организацией не заключен. Аттестации, согласно представленному ответчиком Перечню, подлежат 333 рабочих места.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела, не оспариваются сторонами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушены положения ст. 212 ТК РФ, устанавливающие обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Бездействие ответчика является незаконным и приводит к нарушению прав работников на безопасные условия труда, на получение справедливых гарантий и компенсаций в связи с неблагоприятными условиями труда, на получение достоверной информации об условиях труда.
Соответственно, требования прокурора <адрес>, уполномоченного в силу ст. 353 ТК РФ, на осуществление государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства, подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о тяжелом материально-финансовом положении предприятия не могут служить основанием для освобождения работодателя от выполнения обязанностей, возложенных на него Трудовым Кодексом РФ.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ с учетом пояснений специалиста ФИО7, представителя Государственной инспекции труда ФИО6, мнения сторон, суд считает возможным установить срок для выполнения ответчиком обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п.3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, при вынесении решения с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче искового заявления, в сумме 4000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества №», выразившееся в необеспечении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Обязать Открытое акционерное общество № обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ОАО «Алмаз» государственную пошлину в доход бюджета <адрес> в сумме 4000 руб.
Решение может быть обжаловано и в отношении него может быть внесено представление в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.А. Бурашникова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н.А. Бурашникова