Дело № 2-605/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2010 года г. Котовск
Котовский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Бурашниковой Н.А.,
при секретаре Ильиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью № о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в необеспечении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, и о возложении на ответчика обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,
УСТАНОВИЛ:
В Котовский городской суд <адрес> обратился прокурор <адрес> с исковым заявлением к ООО № в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в необеспечении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, и о возложении на ответчика обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Свое заявление прокурор мотивирует тем, что в ООО № в нарушение ст.212 ТК РФ не проведена аттестация рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда, что было выявлено при проведении прокуратурой <адрес> проверки на данном предприятии.
В судебном заседании прокурор ФИО2 заявленные требования уточнила, просила признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, и обязать ответчика обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Вопрос о сроке исполнения ответчиком обязанности по проведению аттестации оставила на усмотрение суда.
Представители ответчика по доверенности ФИО3, ФИО4 с иском согласились в части обязания ответчика обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Против признания бездействия ответчика незаконным возражали. При этом ФИО3 пояснила, что действительно аттестация рабочих мест швейного цеха по условиям труда не проводилась с 2004 года. В августе 2010 года прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения трудового законодательства на предприятии, и данный факт был в ходе неё установлен. По результатам проверки прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства. Данное представление было незамедлительно рассмотрено и предприятием приняты меры по устранению допущенных нарушений: ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор с ИП ФИО5 оказания услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, был привлечен к дисциплинарной ответственности начальник швейного цеха. О принятых мерах было сообщено прокурору <адрес>. Проведение аттестации будет завершено в установленные договором сроки – до ДД.ММ.ГГГГ, ранее указанных сроков это сделать будет невозможно, так как до конца 2010 года швейный цех будет переведен в новое здание, соответственно, аттестация рабочих мест должна проводиться с учетом новых условий труда на рабочих местах. ДД.ММ.ГГГГ издан приказ о переаттестации рабочих мест, создана аттестационная комиссия, которой проведены подготовительные мероприятия для предстоящей аттестации – составлены перечни рабочих мест подлежащих аттестации (3 рабочих места с фактической штатной численностью цеха 18 человек), перечень опасных и вредных производственных факторов, производственной среды, подлежащих инструментальной оценке. Считает, что ни на момент предъявления иска в суд, ни на момент рассмотрения дела судом, не имели место факты незаконного бездействия ответчика.
Представитель государственной инспекции труда по <адрес> ФИО6 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, оставив вопрос о сроках исполнения ответчиком обязанности по проведению аттестации на усмотрение суда.
Представитель государственной инспекции труда по <адрес> ФИО7 в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании пояснял (протокол с/з от ДД.ММ.ГГГГ), что после проведения аттестации ответчику необходим месячный срок для согласования пакета документов по аттестации с Комитетом по труду <адрес>.
Выслушав участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора <адрес> подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ, ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, в том числе, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, возлагаются на работодателя.
Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии с п.п. 1,2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда*, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.Согласно п. 4 указанного Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты, оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, гарантий и компенсаций, специальных средств защиты, принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и т.д.
Согласно п. 5, 7 указанного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
Указанные положения российского законодательства соответствуют требованиям Конвенции Международной Организации Труда N 155
о безопасности и гигиене труда и производственной среде
(Женева, ДД.ММ.ГГГГ), ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что в ООО № с 2004 года, то есть более пяти лет, не проводилась аттестация рабочих мест швейного цеха по условиям труда, что было выявлено в августе 2010 года в ходе проводимой прокуратурой <адрес> проверки. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчиком были нарушены положения ст. 212 ТК РФ, п.п. 1,5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N569, что приводит к нарушению прав работников на безопасные условия труда, на получение справедливых гарантий и компенсаций в связи с неблагоприятными условиями труда, на получение достоверной информации об условиях труда.
В судебном заседании также установлено, что по результатам проверки прокурором <адрес> было внесено представление об устранении допущенных нарушений, которое было исполнено ответчиком: ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор с ИП ФИО5 оказания услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. ДД.ММ.ГГГГ в ООО № издан приказ о переаттестации рабочих мест, создана аттестационная комиссия, которой проведены подготовительные мероприятия для предстоящей аттестации – составлен перечни рабочих мест подлежащих аттестации (3 рабочих места с фактической штатной численностью цеха 18 человек), перечень опасных и вредных производственных факторов, производственной среды, подлежащих инструментальной оценке. В июне 2010 года в швейном цехе в рамках подготовки к аттестации рабочих мест проводились измерения воздуха, шума, вибрации, фактического уровня освещенности, показателей микроклимата. О принятых мерах было сообщено прокурору <адрес>. Проведение аттестации ООО № планирует завершить в установленные договором сроки – до ДД.ММ.ГГГГ Проведению аттестации ранее указанных сроков препятствует перевод швейного цеха в новое здание, влекущий возникновение новых условий труда на рабочих местах.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований прокурора <адрес> о признании бездействия ответчика незаконным, поскольку на момент рассмотрения дела судом такого бездействия со стороны ответчика не установлено. Напротив, ответчиком принимаются необходимые меры по устранению допущенных нарушений и по выполнению требований трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Вместе с тем, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность обеспечить проведение аттестации рабочих мест в полном объеме, так как на момент рассмотрения судом спора по существу мероприятия по проведению аттестации не завершены.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд считает возможным установить срок для выполнения ответчиком обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п.3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, при вынесении решения с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче искового заявления, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в сумме 4000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью № обеспечить проведение аттестации рабочих мест швейного цеха по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска прокурору <адрес> отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью № государственную пошлину в доход бюджета <адрес> в сумме 4000 руб.
Решение может быть обжаловано и в отношении него может быть внесено представление в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.А. Бурашникова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н.А. Бурашникова
Копия верна. Судья: Н.А. Бурашникова