Дело № 2-33/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2011 года г. Котовск
Судья Котовского городского суда Тамбовской области Хасанова Л.В.
при секретарях Будариной Е.В., Савельевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Котовска в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», Администрации города Котовска о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в необеспечении наружного освещения территории корпуса № 2 МОУ «СОШ № 3» с западной стороны и возложении на ответчиков обязанности по обеспечению наружного освещения западной стороны территории корпуса № 2 МОУ «СОШ № 3»
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Котовска, обратившись в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, просил признать незаконным бездействие администрации города Котовска и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» ( МОУ СОШ № 3) в части необеспечения мер по противодействию терроризму, пожарной безопасности, выразившегося в отсутствии наружного уличного освещения в темное время суток территорий, прилегающих к образовательному учреждению МОУ «СОШ № 3», расположенного по <адрес>, и обязать ответчиков обеспечить уличным освещением в темное время суток территории, прилегающие к образовательному учреждению. Свои требования прокурор мотивировал тем, что в соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О противодействии терроризму», Указом Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять мероприятия по противодействию терроризму, по организации разработки и осуществления мер по предупреждению терроризма, результатом реализации которых должно являться обеспечение безопасности объектов с пребыванием людей, в том числе и муниципальных образовательных учреждений. Одним из условий безопасности учреждений выступает организация наружного уличного освещения, прилегающих к ним территорий, что позволяет лицам, осуществляющим дежурство, видеть территорию и в случае проникновения посторонних лиц принять необходимые меры по вызову соответствующих служб.
Согласно п.27 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также к входам в здания и сооружения. Отсутствие уличного освещения на прилегающих к образовательному учреждению территории препятствует своевременному прибытию пожарных расчетов в случае возникновения возгораний, создает условия для неблагоприятной криминогенной обстановки.
Федеральным законом «Об образовании» содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления. Администрация города, являясь учредителем муниципальных образовательных учреждений, обязана обеспечить безопасные условия пребывания детей в данных учреждениях. Отсутствие освещения территорий образовательных учреждений в темное время суток создает реальную угрозу безопасности учащихся, преподавателей и других лиц, делает возможным беспрепятственный доступ на территорию и в учреждение посторонних лиц.
В судебном заседании помощник прокурора г.Котовска Петрова О.Ю. заявленные требования поддержала, пояснив, что в ходе проведенной прокуратурой города Котовска исполнения законодательства об образовании в части обеспечения мер по противодействию терроризму, о пожарной безопасности муниципальных образовательных учреждений было установлено, что в большинстве образовательных учреждениях города Котовска не созданы условия для пресечения терроризма и обеспечения пожарной безопасности, а именно отсутствует уличное освещение прилегающих территорий к образовательному учреждению МОУ «СОШ № 3», имеющего два учебных корпуса, в темное время суток, что является нарушением пункта 27 Правил пожарной безопасности ( ППБ 01-03), а также требований антитеррористической безопасности.
В ходе судебного разбирательства требования прокурором города были изменены в связи с тем, что в период судебного разбирательства дела были устранены ранее выявленные нарушения в части отсутствия уличного освещения корпуса №1 МОУ «СОШ №3», расположенного по адресу: <адрес> восстановлено уличное освещение по <адрес>, установлен фонарь уличного освещения <данные изъяты> на фасаде здания, смонтировано освещение на 5-ти опорах уличного освещения. Также установлен фонарь уличного освещения на фасаде учебного корпуса № 2 с северной стороны. В то же время с западной стороны корпуса № 2 отсутствует фонарь уличного освещения. Петрова О.Ю. просила в судебном заседании признать незаконным бездействие администрации города Котовска и МОУ «Средняя образовательная школа № 3», выразившееся в необеспечении наружного освещения территории корпуса № 2 МОУ «СОШ № 3» с западной стороны и обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом пояснений представителей администрации города Котовска и руководителя образовательного учреждения, установить фонарь уличного освещения <данные изъяты> на западной стороне фасада здания корпуса № 2 МОУ «СОШ №3», расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель администрации города Котовска по доверенности Ершова Ю.А. в судебном заседании исковые требования прокурора города Котовска не признала, пояснив, что в целях решения вопросов местного значения по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего и основного общего образования по основным общеобразовательным программам создано муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3», которому передано в оперативное управление здание школы и земельный участок. Школа является бюджетным учреждением и финансовое обеспечение выполнения его функций осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. При формировании и утверждении городского бюджета обязательными являются расходы на образование. Лимиты расходных обязательств, которые включают в себя денежные средства на реализацию функций школы, в том числе на содержание школы и прилегающей к ней территории, доводятся до образовательных учреждений. Все расходные обязательства по утвержденным сметам администрацией города выполнены в полном объеме. От муниципального учреждения «СОШ №3» заявок о выделении денежных средств на обеспечение уличного освещения территории корпусов школы в администрацию города не направлялось, и денежные средства администрацией города на эти цели не выделялись. Никаких предписаний от контролирующих органов о нарушении требований об обеспечении уличного освещения территории школы не поступало. О результатах проведенной сотрудниками ОВД по <адрес> по поручению прокуратуры города Котовска проверки они узнали только после подачи иска в суд. Акт проверки не был вручен ни представителю администрации города, ни руководителю образовательного учреждения. В августе 2010года школой был получен паспорт готовности к учебному году, никаких замечаний на него не поступило. Администрацией города в целях решения задач по противодействию терроризму, пожарной безопасности объектов образования принято две целевые программы: «Комплексная безопасность образовательного учреждения на 2009-2011годы», «О мерах по противодействию терроризму и экстремизму на 2009-2011годы». В рамках этих программах проводятся мероприятия по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности общеобразовательных учреждений города. Считает, что администрацией города обеспечены все меры по противодействию терроризму и пожарной безопасности в городе. ДД.ММ.ГГГГ было проведено комиссионное обследование образовательных учреждений города по вопросу состояния наружного освещения, по результатам которого было установлено, что с южной стороны корпуса № 1 МОУ «СОШ №3» требуется восстановить уличное освещение по <адрес>, с западной стороны требуется установить фонарь уличного освещения, с северной стороны – смонтировать освещение на 5-и опорах уличного освещения; с западной и северной сторон корпуса № 2 требуется установить фонари уличного освещения <данные изъяты> на фасаде здания. В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ повторного обследования с представителем прокуратуры города Котовска было установлено, что отмеченные нарушения по корпусу № 1 устранены. По корпусу № 2 – установлен фонарь уличного освещения с западной стороны корпуса школы, с западной стороны фонарь уличного освещения не установлен. Для установки фонаря уличного освещения на фасаде корпуса № 2 администрацией города будут выделены денежные средства. Полагает возможным установить фонарь уличного освещения в срок до 01.06.2011года с учетом проведения необходимых для этого мероприятий.
Директор МОУ «СОШ №3» г.Котовска Аверин Н.В. в судебном заседании также исковые требования не признал и пояснил, что никаких предписаний в адрес школы о нарушении норм пожарной безопасности не поступало. В рамках реализации целевой программы о мерах по противодействию терроризму и экстремизму, о безопасности образовательного учреждения в школе были установлены видеокамеры. Денежные средства на установку видеокамер были выделены школе по смете. На установку фонарей уличного освещения денежных средств в бюджете не заложено и не выделено. Считает, что освещение корпусов школы является достаточным. По результатам проведенной комиссией образовательных учреждений выявленные нарушения устранены за исключением одного, а именно, установки фонаря уличного освещения с западной стороны корпуса № 2 МУ «СОШ№3», где расположен запасной выход. Установка фонаря возможна в срок до 01.06.2011 года. Сторонами согласован тип фонаря уличного освещения.
Начальник УУМ ОВД по г.Котовску Гомов А.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что по поручению прокуратуры города Котовска он проводил проверку соблюдения требований законодательства по противодействию терроризму и экстремизму в части наружного освещения территорий, прилегающих к зданию школы. В результате проверки установлено, что прилегающая к корпусам школы территория, не освещается, что способствует возможности проникновения посторонних лиц на территорию школы и в здание.
Начальник ОВО при ОВД по г.Котовску в судебное заседание не явился. Ранее в судебных заседаниях требования прокурора поддержал, пояснив, что во время проведенной проверки установлен факт недостаточной освещенности корпусов школы, в связи с чем были внесены предложения по устранению данных недостатков.
Представитель территориального отделения госпожнадзора по обслуживанию г.Котовска ГУ МЧС России по Тамбовской области Деревякин А.Ю. пояснил, что отсутствие освещение запасных выходов из здания школы ( корпус № 2) является нарушением п.27 Правил пожарной безопасности.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.37 ФЗ от 21 декабря 1994года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно п.27 «Правил пожарной безопасности в РФ», утвержденных приказом МСЧ РФ от 18 июня 2003года № 313 территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездам к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. При подписании паспорта готовности образовательного учреждения к началу учебного года, территория школы в темное время суток не проверялась.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10 июля 1992г № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.4 ст.3, п.3 ст.5 ФЗ от 6 марта 2006г № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов ( профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст.16 ФЗ от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего. Основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, участие в профилактике терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии со ст.ст. № Устава г.Котовска, утвержденного Котовским городским Советом народных депутатов 30.06.2005г., к вопросам местного значения городского округа – город Котовск и к полномочиям администрации города относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах города.
В судебном заседании установлено, что Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Котовска является муниципальным образовательным учреждением, учредителем которого является Администрация города Котовска. Образовательное учреждение финансируется учредителем.
Перед началом учебного 2010-2011года МОУ «СОШ №3» был получен паспорт готовности образовательного учреждения к новому учебному году. Однако, как следует из пояснений участников судебного разбирательства, в темное время суток наличие освещенности территории школы перед выдачей паспорта не проводилось. Факт отсутствия освещенности прилегающих к образовательному учреждению территорий установлен в ходе проведенной сотрудниками ОВД по г.Котовску по поручению прокуратуры города Котовска проверки.
В период судебного разбирательства настоящего гражданского дела было проведено комиссионное обследование образовательных учреждений города, в том числе и МОУ «СОШ №3», по вопросу состояния наружного освещения, по результатам которого составлены акты от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данным акта от ДД.ММ.ГГГГ территория корпуса № 1 СОШ №3, расположенного по адресу: <адрес>, не освещена с южной стороны <адрес>, с западной и северной стороны, территория корпуса № 2, расположенного по адресу: <адрес>, не освещена с западной и северной стороны.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения в освещенности территории корпуса № 1 СОШ №3 устранены; также установлен фонарь уличного освещения на фасаде здания корпуса № 2 школы с северной стороны.
Уличное освещение с западной стороны корпуса № 2 школы, где располагается запасной выход из здания школы, не обеспечено, что является нарушением требований п.27 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03). Кроме того, отсутствие освещенности с западной стороны корпуса № 2 школы создает возможность беспрепятственного проникновения на территорию школы посторонних лиц, совершение ими антиобщественных действий, создает угрозу безопасности учащихся, преподавателей и других граждан. С момента установления данного обстоятельства до момента настоящего судебного разбирательства мер к устранению данного нарушения ответчиками не предпринималось.
Также установлено, что администрацией города мероприятия по обеспечению наружного освещения территории МОУ «СОШ №3» в целевые программы «Комплексная безопасность образовательного учреждения на 2009-2011годы», «О мерах по противодействию терроризму и экстремизму на 2009-2011гг.» не включены. Денег на эти цели администрацией города в 2010 году не выделялись, администрация школа с заявлением о выделении денежных средств на указанные цели не обращалась.
При таких обстоятельствах, в силу вышеуказанных нормативных актов суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению наружного освещения территории муниципального образовательного учреждения лежит на его учредителе и администрации муниципального образовательного учреждения, однако, ответчики мер к обеспечению наружного освещения не предпринимали, в результате чего нарушались требования правил пожарной и антитеррористической безопасности, вследствие чего бездействие и администрации города Котовска, и руководства МОУ СОШ № 3, выразившееся в необеспечении наружного освещения территории корпуса № 2 с западной стороны в темное время суток, является незаконным. Для устранения вышеуказанного нарушения суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность по установке с западной стороны корпуса № 2 МОУ СОШ №3, расположенного по <адрес>, фонаря уличного освещения <данные изъяты> При этом администрация города обязана выделить дополнительные денежные средства на эти цели, а непосредственные мероприятия по установке фонаря уличного освещения должны быть осуществлены образовательным учреждением.
Доводы представителя администрации города Котовска об отсутствии признаков бездействия Администрации города суд считает несостоятельными, поскольку администрация города в нарушение требований ст.31 Федерального закона «Об образовании», ст.ст. 3,5 ФЗ «О противодействии терроризму», положений Устава города Котовска не обеспечила надлежащее содержание территории муниципального образовательного учреждения. Как установлено выше мероприятия по наружному освещению территории МОУ «СОШ №3» в темное время суток не были включены в целевые программы «Комплексная безопасность образовательного учреждения на 2009-2011годы», «О мерах по противодействию терроризму и экстремизму на 2009-2011гг.».
В судебном заседании стороны пришли к согласию о том, что выявленные недостатки могут быть устранены в срок до 01.06.2011года, в связи с чем суд в соответствии со ст.206 ГПК РФ считает возможным установить срок устранения выявленных недостатков до 01.06.2011года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Котовска удовлетворить.
Признать бездействие МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» и администрации города Котовска, выразившееся в необеспечении наружного освещения территории корпуса № 2 МОУ «СОШ №3» с западной стороны незаконным.
Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» и администрацию города Котовска установить на западной стороне фасада корпуса № 2 МОУ «СОШ №3» фонарь уличного освещения <данные изъяты> в срок до 01.06.2011года.
Решение может быть обжаловано и в отношении него может быть принесено представление в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В.Хасанова