Решение 2-76/2011



Дело № 2-76/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2011 года г. Котовск

Котовский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Бурашниковой H.А.

при секретаре: Ильиной И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кальницкого

ФИО6 к ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в <адрес>

области» о признании отказа в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности по назначению пенсии по старости, выплате задолженности по пенсии,

УСТАНОВИЛ:

В Котовский городской суд <адрес> обратился Кальницкий А.И. с исковым заявлением, в котором указал, что в период с 29 мая по ДД.ММ.ГГГГ он был призван на специальные сборы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Он является инвалидом (причина инвалидности - « увечье, получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС») и получателем пенсии по инвалидности. Считает, что в соответствии ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», ст.ст. 2, 29, 30 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», он имеет право на назначение второй пенсии - досрочной пенсии по старости с 50-летнего возраста. Истец дважды обращался к ответчику с заявлениями о досрочном назначении пенсии по старости, однако письменными сообщениями ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ему в этом было отказано. Считает отказ незаконным. Полагает необходимым для восстановления нарушенного пенсионного права признать действия ответчика незаконными и обязать его назначить ему пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ - с момента достижения им 50-летнего возраста, а также осуществить перерасчет пенсии и выплатить задолженность с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В судебном заседании Кальницкий А.И. и его представитель ФИО3 заявленные требования уточнили, просили признать незаконным отказ ответчика в назначении истцу пенсии по старости по ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», обязать ответчика в соответствии со ст. ст. 10, 17 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», назначить истцу государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ с сохранением за ним права на получение второй пенсии по инвалидности по этому же закону, а также выплатить задолженность по указанной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения.

Представитель истца ФИО3 в обоснование заявленных требований пояснил, что истец, являясь инвалидом вследствие аварии на ЧАЭС, имеет право на получение одновременно двух пенсий в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» - пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 – лет, то есть, с 50-летнего возраста, и пенсии по инвалидности по этому же закону. При этом размер пенсии по старости должен исчисляться в соответствии со ст. 17 указанного закона – в размере 250% суммы социальной пенсии. ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста 50-лет, соответственно, возложение на ответчика обязанности по назначению пенсии по старости с указанной даты с выплатой задолженности необходимо для обеспечения полного восстановления нарушенных пенсионных права истца.

Представитель ответчика по доверенности - ФИО4 против удовлетворения иска возражал, пояснив, что назначение лицу двух государственных пенсий, о чем просит истец, Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении» не предусмотрено. Согласно п. 3 ст. 10 указанного закона вместо пенсии по инвалидности граждане, ставшие инвалидами вследствие аварии на ЧАЭС, могут получать пенсию по старости, предусмотренную п.п.1,2 п. 2 данной статьи. Истец с заявлением о переходе с одного вида пенсии на другой не обращался. В соответствии с нормами ст.3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях» по достижении истцом 55-летнего возраста он будет иметь право на получение двух пенсий – пенсий по инвалидности по закону «О государственном пенсионном обеспечении» и трудовой пенсии по старости по закону «О трудовых пенсиях в РФ».

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кальницкого А.И. по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Кальницкий А.И. в 1986 году был призван на специальные сборы и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Является инвалидом второй группы с причиной инвалидности «увечье, получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС» и с 1999 года является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». ДД.ММ.ГГГГ он достиг возраста 50 лет. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращался с заявлениями в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>» о рассмотрении права на назначении второй пенсии - по старости, но получил отказ.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела, материалами пенсионного дела истца, не оспариваются сторонами.

Согласно статье 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются указанным Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Согласно ст. 30 закона гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

В соответствии со статьей 29 указанного закона, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно пункту 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пунктам п.п.2 статьи 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно п. 2 указанной статьи пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

В соответствии с п. 3 данной статьи пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи.

Проанализировав вышеуказанные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» и Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрена возможность назначения пенсии по старости инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет, то есть для мужчин – с 50-лет. Однако как следует из смысла п.2 ст. 3, п. 3 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» данный вид пенсии может быть назначен лицу вместо пенсии по инвалидности. Получение одновременно двух видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению указанными нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Нормы п. 3 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» были предметом проверки на предмет их соответствия Конституции РФ (определение КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О), в результате которой Конституционный Суд пришел к выводу, что указанная норма, предоставляющая инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС право получать пенсию по старости, предусмотренную п.п.1,2 п.2 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», или пенсию по инвалидности, направлена на обеспечение возможности для указанной категории граждан получать пенсию с учетом наиболее благоприятных условий и не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права граждан.

При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконным отказа пенсионного органа в назначении ему пенсии по ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» одновременно с получаемой им пенсией по инвалидности, о назначении такой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ и взыскании с ответчика задолженности по пенсии удовлетворению не подлежат, поскольку одновременное получение пенсии по инвалидности и пенсии по старости, предусмотренных ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», не допускается.

Как следует из письменных возражений представителя ответчика, с момента достижения истцом 55-летнего возраста он в соответствии со ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» приобретет право на получение двух видов пенсий одновременно - пенсии по инвалидности по закону «О государственном пенсионном обеспечении» и трудовой пенсии по старости по ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Однако, на момент рассмотрения дела судом истец не достиг указанного возраста.

Кроме того, вопрос о праве на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях» истцом перед судом не ставился, и в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ не может являться предметом рассмотрения в настоящем деле.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кальницкого ФИО7 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Н.А. Бурашникова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Н.А. Бурашникова