Дело № 2-869/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 декабря 2011года г.Котовск Судья Котовского городского суда Тамбовской области Бурашникова Н.А., при секретаре Ильиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Попова ФИО15 к администрации АДРЕС о признании права на включение в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также о возложении на ответчика обязанности по включению Попова ФИО16 в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, УСТАНОВИЛ: В Котовский городской суд АДРЕС обратился Попов А.В. с вышеуказанным исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований в период судебного разбирательства), в котором просит признать за ним право на включение в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также о возложении на ответчика обязанности по включению его в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи один человек. В обоснование заявленных требований истец указал, что приказом Минобороны РФ от ДАТА №_________ он был уволен из войсковой части №_________ в запас по сокращению штатов. Срок военной службы в Вооруженных Силах составил 20 лет 7 месяцев 16 дней (с ДАТА по ДАТА) В период службы в ВС РФ он с супругой ФИО6 и сыном ФИО12, 1984 года рождения, проживал в служебном жилом помещении по адресу: АДРЕС. По окончании службы он избрал постоянным место жительства АДРЕС, куда переехал в 1993 году и стал проживать у матери по адресу: АДРЕС, зарегистрирован по указанному адресу с ДАТА. Квартира в АДРЕС осталась супруге и сыну, и была ими приватизирована ДАТА, по 1/2 доле каждому. Брак с ФИО6 расторгнут ДАТА В соответствии с п. 6 ст. 12 Закона РФ от ДАТА №_________ «О статусе военнослужащих» распоряжением администрации АДРЕС от ДАТА №_________-р он был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи – 3 человека, включая супругу и несовершеннолетнего сына. В 2011 году в соответствии с п. 2.1 временного Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением администрации АДРЕС от ДАТА №_________ он обратился в администрацию АДРЕС с заявлением о включении его с составом семьи один человек в Список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Протоколом заседания рабочей группы по рассмотрению обращений граждан администрации АДРЕС от ДАТА №_________ в удовлетворении данного заявления ему было отказано в связи с непредставлением им в администрацию города справки КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту службы в АДРЕС. Считает отказ незаконным, поскольку в международных соглашениях между Российской ФИО1 и АДРЕС нет норм, устанавливающих обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств – участников СНГ для последующей реализации ими своих жилищных прав в соответствии с законодательством тех государств, где они проходят службу. Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации, и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся. Данный вывод подтверждается правовыми нормами названных государств-участников СНГ, устанавливающими порядок пользования жилыми помещениями, наступление и прекращение прав собственности на них. На основании изложенного следует, что порядок сдачи жилых помещений военнослужащими, выезжающими с территории государства - участника СНГ, и правовые последствия таких действий должны регулироваться международными договорами и законодательством государства, на территории которого расположено сдаваемое жилое помещение. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья. В судебное заседание истец Попов А.В. не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. Представитель истца адвокат Зулпикарова О.И. заявленные требования поддержала, пояснив, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеет какого-либо жилья на праве собственности либо по договору социального найма. Права на приватизацию жилья в АДРЕС истец не имел, так как является гражданином России, а законодательство АДРЕС предусматривает возможность приватизации только гражданами АДРЕС, каковыми являются бывшая супруга истца и его сын. Представитель ответчика по доверенности – Уютнов А.В. против удовлетворения исковых требований возражал, пояснив, что истец в 1993 году законно и обоснованно был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Попов А.В. жилого помещения для постоянного проживания в собственности либо по договору социального найма не имеет, проживает в АДРЕС по адресу: АДРЕС, на основании договора найма жилого помещения, получает компенсацию за поднаем жилья. Оснований для снятия его с учета не имеется. Однако, право Попова А.В. на получение жилья в настоящее время не может быть реализовано до предоставления им справки о сдаче жилья по прежнему месту службы. Представитель ответчика по доверенности – Ершова Ю.А. против удовлетворения исковых требований возражала, поддержав пояснения Уютнова А.В. Представитель третьего лица на стороне ответчика – Управления инвестиций по АДРЕС по доверенности Емельянова Н.В. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании (протокол от ДАТА) против удовлетворения иска возражала, пояснив, что Попов А.В. при приватизации квартиры в АДРЕС должен был заявить о своем праве на приватизацию вместе с членами семьи, а сейчас при получении нового жилья он должен был распорядиться своей долей путем передачи её Министерству обороны РФ либо органам власти АДРЕС. Истец правом на приватизацию данной квартиры не воспользовался, оставил квартиру членам семьи, что свидетельствует о злоупотреблении правом с его стороны. Попов А.В. не может быть дважды обеспечен жильем за счет средств Минобороны РФ. Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о совершении им действий, направленных на сдачу жилья по последнему месту службы. Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление Попова А.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В соответствии со ст. 3 Соглашения между государствами – участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (Минск, ДАТА, подписанным в том числе, АДРЕС и Российской ФИО1, государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания. Согласно п. 6 ст. 15 Закона РФ от ДАТА №_________ «О статусе военнослужащих», действовавшего на момент увольнения истца с военной службы, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади. При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», вступившего в силу с ДАТА, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 14 указанной статьи обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Согласно п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. В соответствии с п. 2 ст. 15 указанного закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДАТА были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Временный Порядок обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения утвержден постановлением администрации АДРЕС от ДАТА №_________. Согласно п. 1.1. указанного Временного Порядка, он разработан в целях реализации Федерального закона от ДАТА N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и определяет порядок обеспечения жилыми помещениями следующих категорий граждан, которые до ДАТА были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - граждане, уволенные с военной службы), и совместно проживающих с ними членов их семей, в том числе, граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. В соответствии с п. 1.3 Порядка обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, обеспечение жильем осуществляется в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Пунктом 1.4 указанного Порядка предусмотрено, что не имеющими жилых помещений для постоянного проживания являются граждане, которые: 1.4.1. не имеют жилых помещений в собственности или на условиях договора социального найма для постоянного проживания; 1.4.2. проживают в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; 1.4.3. проживают на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Согласно п. 1.10 Порядка жилые помещения предоставляются по нормам, указанным в пункте 1.5 настоящего Порядка, в случае если: гражданин, уволенный с военной службы, и (или) члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; гражданином, уволенным с военной службы, проживающим на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, и членами его семьи принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; гражданином, уволенным с военной службы, и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность согласно приложению N2 к настоящему Порядку. Как следует из п. 2.1, 2.2 Порядка обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения для включения в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, (далее - список) гражданине, указанные в п. 1.1 настоящего Порядка, определившиеся с формой обеспечения жильем, (далее - граждане) представляют в орган местного самоуправления заявление. К заявлению прилагаются следующие документы: - справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан, уволенных с военной службы. Пунктом 2.4. Порядка предусмотрено, что орган местного самоуправления рассматривает заявления и прилагаемые документы, проверяет достоверность и полноту сведений, содержащихся в представленных документах, и принимает решение о включении гражданина в список либо о мотивированном отказе. Основаниями для отказа служат: несоответствие гражданина требованиям, указанным в пунктах 1.1, 1.2 настоящего Порядка; непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием средств федерального бюджета. В судебном заседании установлено, что Попов А.В. проходил службу в Вооруженных силах СССР, а затем – в Вооруженных силах РФ с ДАТА по ДАТА Приказом Минобороны РФ от ДАТА №_________ он был уволен из войсковой части №_________ в запас по сокращению штатов. Срок военной службы составил 20 лет 7 месяцев 16 дней В период службы Попов А.В. с супругой ФИО6 и сыном ФИО12, 1984 года рождения, проживал в служебном жилом помещении, принадлежащем в\ч №_________, по адресу: АДРЕС. По окончании службы Попов А.В. избрал постоянным место жительства АДРЕС. ДАТА он был выписан из вышеуказанной квартиры в АДРЕС и с этого времени проживает и зарегистрирован по адресу: АДРЕС – в квартире, принадлежащей его сестре ФИО11 В августе 1993 года Попов А.В. был поставлен на воинский учет военным комиссариатом АДРЕС. Распоряжением администрации АДРЕС от ДАТА №_________-р он был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в списке военнослужащих (очередь №_________). На момент выезда Попова А.В. из АДРЕС в АДРЕС являлась служебным жилым помещением, приватизации не подлежала. Впоследствии данная квартира была передана в государственный жилищный фонд АДРЕС, и в 2005 году была приватизирована в соответствии с Законом Украины от ДАТА №_________-XII «О приватизации государственного жилищного фонда» супругой истца – ФИО6 и его сыном ФИО12 в общую долевую собственность в равных долях. ДАТА брак между Поповым А.В. и ФИО6 был расторгнут. ДАТА Попов А.В. в соответствии с п. 2.1 временного Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением администрации АДРЕС от ДАТА №_________, обратился в администрацию АДРЕС с заявлением о включении его с составом семьи один человек в Список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Решением рабочей группы по рассмотрению обращений граждан администрации АДРЕС, оформленным протоколом заседания рабочей группы от ДАТА №_________, в удовлетворении данного заявления ему было отказано в связи с непредставлением им в администрацию города справки КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту службы в АДРЕС. На момент рассмотрения дела судом Попов А.В. не имеет жилых помещений в собственности или на условиях договора социального найма для постоянного проживания, проживает на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Данные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела, объяснениями участвующих в деле лиц, не оспариваются ни ответчиком, ни третьим лицом на стороне ответчика. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о признании за ним права включение в Список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку истец имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, по окончании военной службы избрал постоянным местом жительства АДРЕС. В указанном месте жительства Попов А.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, оснований для снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных законодательством, в судебном заседании не установлено. Попов А.В. не имеет жилых помещений в собственности или на условиях договора социального найма для постоянного проживания, проживает на условиях поднайма. Соответственно, Попов А.В. полностью отвечает требованиям, предусмотренным ФЗ «О статусе военнослужащих» и временным Порядком предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным постановлением администрации АДРЕС от ДАТА №_________, в качестве необходимых условий для возникновения права на обеспечение жилым помещением. При наличии совокупности вышеперечисленных условий в соответствии со ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», п. 1.4, 1.10 Временного Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением администрации АДРЕС от ДАТА №_________, Попов А.В. имеет право на обеспечение жилым помещением в форме: предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; предоставления жилого помещения по договору социального найма; предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Как следует из смысла ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», п.п.1,2 Временного Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление справки КЭЧ является обязательным в том случае, если бывший военнослужащий, претендующий на обеспечением жилым помещением, имеет право пользования служебным жилым помещением по последнему месту службы. Соответственно, при обеспечении жилым помещением за счет государства должно быть прекращено право бывшего военнослужащего на ранее занимаемое им служебное жилье. Требование о предоставлении справки КЭЧ вытекает и из положений п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которым бывший военнослужащий перед получением жилья по новому месту жительства должен освободить ранее занимаемое им жилье, принадлежащее Министерству обороны РФ, с тем, чтобы Минобороны смогло распорядиться указанным жилым помещением путем его предоставления иным гражданам для проживания по месту службы. Как видно из материалов дела, АДРЕС Министерству обороны РФ не принадлежит, в связи с чем справка КЭЧ о сдаче данного жилья войсковой части Поповым А.В. в настоящее время предоставлена быть не может. На момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий предоставления такой справки не требовалось. После увольнения с военной службы истец вправе был избрать любое место жительства для постоянного проживания, что им и было сделано. Министерство обороны фактически отказалось от использования данной квартиры в составе служебного жилищного фонда, передав её в государственный жилищный фонд АДРЕС. Соответственно, данная квартира не может быть использована для проживания других военнослужащих вооруженных сил РФ. Органы власти АДРЕС, в свою очередь, распорядились данной квартирой путем предоставления её в собственность ФИО6, ФИО12 в порядке приватизации. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требование от Попова А.В. предоставления справки КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту службы не является обоснованным. Кроме того, учитывая, что спорное жилое помещение находится на территории АДРЕС, суд полагает, что порядок сдачи жилых помещений военнослужащими, выезжающими с территории государства - участника СНГ, и правовые последствия таких действий должны регулироваться международными договорами и законодательством государства, на территории которого расположено сдаваемое жилое помещение. Действующим до настоящего времени Соглашением между государствами – участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (Минск, ДАТА) не предусмотрено обязательств военнослужащего при получении жилья по избранному месту жительства по сдаче жилья на территории государства – участника СНГ. Иных международных договоров по вопросам, связанным с обеспечением жилыми помещениями военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, между Российской ФИО1 и АДРЕС до настоящего времени не заключено. Доводы представителя третьего лица на стороне ответчика – Управления инвестиций АДРЕС о наличии злоупотребления правом со стороны истца, выразившемся в отказе от участия в приватизации вышеуказанной квартиры, суд находит не обоснованными. В соответствии со ст. 1 Закона Украины от ДАТА №_________-XII «О приватизации государственного жилищного фонда» правом на приватизацию государственного жилищного фонда АДРЕС наделены только граждане АДРЕС. Попов А.В., являющийся гражданином РФ, правом на приватизацию данной квартиры не обладал и не обладает. Других фактов, свидетельствующих о злоупотреблении правом, ни третьим лицом, ни ответчиком, в судебном заседании не приведено. Доводы управления Инвестиций о том, что Поповым А.В. должны были быть совершены какие-либо действия, направленные на сдачу полученного ранее жилого помещения Министерству обороны РФ либо органам власти АДРЕС, суд считает не основанными на законе и фактических обстоятельствах дела, поскольку при постановке Попова А.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий сдачи ранее занимаемого жилого помещения не требовалось, а впоследствии такие действия стали невозможными в связи с передачей Министерством обороны указанной квартиры в собственность АДРЕС. Спорная квартира не может быть сдана ни Министерству обороны РФ в связи с передачей её последним государству АДРЕС, ни государству АДРЕС которое, получив квартиру в государственную собственность, уже распорядилось данной квартирой, передав её в частную собственность в порядке приватизации. Доводы представителя Управления инвестиций области о невозможности обеспечения Попова А.В. жильем за счет государства во второй раз, не могут, по мнению суда, служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» Попов А.В. вправе в настоящее время по выбору требовать передачи бесплатно в собственность ранее занимаемого жилого помещения по месту службы либо предоставления жилого помещения по избранному месту жительства. Возможность получения в собственность ранее занимаемого жилья у него отсутствует, так как оно, как уже указывалось выше, было передано Министерством обороны РФ АДРЕС. На момент увольнения Попова А.В. и выезда его на постоянное место жительства в АДРЕС ранее занимаемая им квартира являлась служебным жилым помещением, приватизации не подлежала. Действовавшим в то время Законом РФ «О статусе военнослужащих» также не предусматривалось возможности обеспечения бывших военнослужащих жилым помещениями путем передачи им в собственность служебных жилых помещений. В 1993 году Попов А.В. избрал постоянным местом жительства АДРЕС и вправе требовать обеспечения его жилым помещением в АДРЕС. Доводы представителя администрации АДРЕС о невозможности включения истца в Список в связи с непредоставлением справки КЭЧ противоречат его же объяснениям, из которых следует, что истец был законно и обоснованно принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время жильем не обеспечен и оснований для снятия его с учета не имеется. При таких обстоятельствах суд полагает, что право ответчика на обеспечение жилым помещением должно быть реализовано, иначе состояние Попова А.В. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий лишено правового смысла. Как следует из ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и жилищные права граждан, должны быть непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Отказ во включении Попова А.В. в Список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, препятствует реализации права Попова А.В. на обеспечение жилым помещением как военнослужащего, состоящего на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и не имеющего жилого помещения для проживания. При таких обстоятельствах суд считает возможным признать право истца на включение в указанный список и возложить на ответчика обязанность по включению истца в данный список, установив в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, месячный срок для выполнения этой обязанности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197, 206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Попова ФИО17 удовлетворить. Обязать Администрацию АДРЕС принять решение в соответствии с действующим законодательством о включении Попова ФИО18 в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: Н.А. Бурашникова Решение в окончательной форме изготовлено ДАТА. Судья: Н.А. Бурашникова Копия верна. Судья: Н.А. Бурашникова