гр.д.№2-513/2011



Дело № 2-513/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2011 года

Судья Котовского городского суда Тамбовской области Хасанова Л.В.,

при секретаре Савельевой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Котовска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Котовска о признании бездействия администрации городского округа - город Котовск незаконным

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Котовска обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения администрацией города Котовска требований законодательства в сфере обеспечения прав граждан на водных объектах и в местах отдыха населения. В результате проведенной проверки установлено, что на территории города имеется один санкционированы пляж <данные изъяты> расположенный на левом берегу реки Цна, который не соответствует требованиям законодательства, регламентирующего создание условий для массового отдыха населения. Дата начала купального сезона администрацией города установлена 01.06.2011года. Однако, до начала купального сезона у администрации отсутствует письменное заключение о санитарном состоянии территории пляжа «Центральный», выданное государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, не проведено техническое освидетельствование данного пляжа на годность к использованию, отсутствует спасательный пост с необходимыми плавсредствами, оборудованием, снаряжением; не обеспечено дежурство спасателей этих постов, не имеется медицинского пункта для оказания медицинской помощи пострадавшим, не предусмотрено питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение. Также на день обследования отсутствовали: ограждение купальни для детей, стойки с навешенными на них спасательными кругами и «концами Александрова», информационный стенд с извлечениями из Правил охраны жизни людей на водных объектах, материалами по профилактике несчастных случаев с людьми на воде, данными о температуре воды и воздуха. Пляж не радиофицирован, не имеет телефонной сети, что не соответствует требованиям «Правил охраны жизни людей на водных объектах в Тамбовской области», утвержденным постановлением Администрации Тамбовской области от 19.04.2007г. № 415 во исполнение требований Водного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 14.12.2006г. № 769 «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах». В соответствии с п.20 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе и создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения. Согласно Уставу города Котовска осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья относится к полномочиям администрации города. Прокурор города просит признать бездействие администрации городского округа - город Котовск по созданию условий для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения, а также по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, незаконным. Обязать администрацию города Котовска оборудовать городской пляж <данные изъяты> в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представители прокуратуры города Котовска Бучнев В.В. и Савчук И.В. заявленные требования поддержали, подтвердив вышеизложенное. Савчук И.В. при этом пояснила, что под бездействием администрации города она понимает несвоевременное начало действий к подготовке пляжа к купальному сезону, в том числе несвоевременное обращение администрации города в санитарно-эпидемиологическую службу за санитарным заключением, в результате чего пляж не был готов к началу купального сезона.

Представители администрации города Котовска по доверенностям Ершова Ю.А. и Горбачев С.Н., Мудрецов О.В. в судебном заседании пояснили, что считают требования прокурора города Котовска необоснованным, так как под бездействием исходя из смысла главы 25 ГПК РФ, понимается неисполнение органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом города предусмотрено, что к полномочиям органа местного самоуправления относится создание условий для массового отдыха населения и обустройство мест массового отдыха населения. В целях организации купального сезона администрацией города определено место массового отдыха на водных объектах – <данные изъяты> левый берег реки Цна, западнее спасательного моста. До начала купального сезона администрацией города направлено письмо в ООО «Жилищное хозяйство» о необходимости сметы для проведения мероприятий по подготовке пляжа <данные изъяты>, в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей направлено письмо о необходимости проведения санитарно-эпидемиологического обследования городского пляжа, заключен договор на проведение работ по водолазному обследованию дна водного объекта, организована работа по заключению договора на выполнение работ по оборудованию пляжа, оборудовано место для размещения спасателей и медицинского персонала, сотрудники обеспечены сотовой связью, оборудован информационный стенд, проведено лабораторное исследование речной воды центрального пляжа. Выданное госинспектором инспекторского отделения ГИМС Тамбовской области предписание о необходимости устранений несоответствия пляжа <данные изъяты> требованиям Правил от 01.06.2011года, выполнено в срок, указанный в предписании – до 06.06.2011года. Считают, что бездействия администрации города по созданию условий для массового отдыха жителей города не имеется. Кроме того, они пояснили, что установленные администрацией города ограждения границ купания, информационные стенды, другие объекты некапитального строительства, подвергаются разрушительному воздействию со стороны граждан города Котовска, уследить за неправомерным поведением граждан администрация города не в состоянии, однако, по мере разрушения таких устройств, восстанавливает их.

Представитель третьего лица - Центра Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области в судебное заседание не явился. И.о. начальника <данные изъяты> письменным заявлением просил рассмотреть дело без участия представителя, одновременно в заявлении просил в удовлетворении исковых требований отказать, считает заявление прокуратуры города Котовска необоснованным, поскольку признаки бездействия администрации города Котовска по созданию мест массового отдыха населения отсутствуют, одновременно указал, что 01.06.2011года государственным инспектором ФИО12 было проведено техническое освидетельствование пляжа <данные изъяты> на соответствие его требованиям безопасности. Проверка показала, что имеются несоответствия с приказом МЧС России от 29.06.2005года № 501 «Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции за маломерными судами и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплывными мостами», и пляж не может быть допущен к эксплуатации. Должностными лицом ФИО12 было выписано предписание с требованием устранить имеющиеся недостатки по обустройству пляжа в срок до 06.06.2011года. Повторная проверка показала, что требования предписания от 01.06.2011года выполнены в полном объеме, а именно : оформлен информационный стенд с профилактическими материалами с указанием схемы акватории пляжа, глубин и опасных мест; оборудованы места для спасателей и медицинских работников; в наличии акт водолазного обследования дна, правоустанавливающие документы, договор с медицинскими учреждениями о привлечении медицинского работника для дежурства на пляже. Таким образом, администрацией города Котовска требования приказа МЧС России от 29.06.2005года № 501 выполнены в полном объеме.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.20 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" и ст.40 Устава города Котовска к полномочиям администрации города относится создание условий для массового отдыха жителей города и организация обустройства мест массового отдыха населения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно п.1.3 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Тамбовской области, утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 19.04.2007г. № 415, водные объекты используются для массового отдыха, купания, туризма и спорта в местах, устанавливаемых органами местного самоуправления по согласованию с соответствующим органом, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, Государственной инспекцией по маломерным судам в составе Главного управления МЧС России по Тамбовской области ( ГИМС МЧС России по Тамбовской области) и государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора.

В соответствии с п. 2.1 Правил… до начала купального сезона каждый пляж должен быть осмотрен государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора с выдачей письменного заключения о санитарном состоянии территории пляжа и пригодности поверхностных вод для купания, а также должны быть проведены водолазное обследование, очистка дна акватории пляжа на глубинах до 2 метров в границах заплыва и его ежегодное техническое освидетельствование на годность к пользованию.

Подпунктом 2.3. пункта 2 Правил…предусмотрено, что на период купального сезона водопользователи (владельцы пляжей) должны организовать развертывание на пляжах спасательных постов с необходимыми плавсредствами, оборудованием, снаряжением и обеспечить дежурство спасателей этих постов для предупреждения несчастных случаев с людьми и оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Пунктом 2.9. Правил… установлено, что пляжи должны быть оборудованы стендами с извлечениями из настоящих Правил, материалами по профилактике несчастных случаев с людьми на воде, данными о температуре воды и воздуха, обеспечены в достаточном количестве лежаками, тентами, зонтами для защиты от солнесных лучей, душами с естественным подогревом воды, баками с кипяченой водой, а пи наличии водопроводов – фонтанчиками с питьевой водой.

Согласно п. 2.14 Правил пляжи, как правило, должны быть радиофицированы, обязательно иметь телефонную связь, а также помещение для оказания пострадавшим первой медицинской помощи.

В судебном заседании установлено, что администрацией города Котовска в целях реализации полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей города принято постановление от 26.04.2011года № 684 «Об организации купального сезона 2011года», которым установлена дата начала купального сезона с 1 июня 2011года. Этим же постановлением определено место массового отдыха на водных объектах города – <данные изъяты>, левый берег реки Цна, западнее спасательного поста.

Также судом установлено, что по состоянию на 31 мая 2011года отсутствует письменное заключение государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора о санитарном состоянии территории пляжа, техническое освидетельствование на годность к его использованию, на пляже не предусмотрено питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, не обозначены границы плавания буйками, не установлены границы плавания в местах купания детей, отсутствует информационный стенд с извлечениями из правил, не имеется спасательных кругов для спасения утопающих, концов Александрова, пляж не радиофицирован, не имеется телефонной связи и помещениями для оказания первой медицинской помощи. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки мест массового отдыха на водных объектах города Котовска от 31 мая 2011года.

01 июня 2011года при техническом освидетельствовании пляжа старшим государственным инспектором инспекторского отделения ГИМС по Тамбовской области <данные изъяты> было дано заключение о несоответствии пляжа требованиям безопасности, установленным постановлением администрации Тамбовской области № 415 от 19.04.2007года, и главе администрации г. Котовска выдано предписание об устранении нарушений в срок до 06 мая 2011года. Указанные нарушения выразились в отсутствии стенда с профилактическими материалами с указанием схемы акватории пляжа, глубин и опасных мест, места для спасателей и медработника, акта водолазного обследования дна, договора с медицинским учреждением о привлечении мед.работника для дежурства на пляже.

Вместе с тем, из представленных документов усматривается, что для обустройства городского пляжа администрацией города Котовска выполнен ряд мероприятий. После издания постановления об организации купального сезона, в адрес общества с ограниченной ответственностью «Жилищное хозяйство» направлено письмо от ДАТА №_________, в котором определен перечень необходимых мероприятий по оборудованию пляжа <данные изъяты> для составления сметной документации. 27.04.2011года в адрес областного государственного учреждения «Тамбовский областной пожарно-спасательный центр» направлено письмо №_________ с просьбой провести водолазное обследование пляжа 20 мая 2011года, расположенного на реке Цна на территории города Котовска, принадлежащего муниципальному образованию – городу Котовску. Для этих целей между администрацией города Котовск и ОГУ «Тамбовский областной пожарно-спасательный центр» заключен договор №_________ от ДАТА на выполнение работ по обследованию дна водолазного объекта на реке Цна в районе города Котовска. Работы по водолазному обследованию дна проведены, что подтверждается актом о выполненных объемах работ от 03 мая 2011года.

В целях соблюдения требований, установленных Правилами охраны жизни людей на водных объектах в Тамбовской области, администрацией города Котовска организована работа по заключению договора на выполнение работ по оборудованию пляжа <данные изъяты> между ООО <данные изъяты> и МБУ <данные изъяты> от ДАТА. В рамках указанного договора на 31.05 2011года были выполнены следующие работы: смонтирован и установлен туалет с выгребной ямой; произведена опиловка деревьев и кустарников; произведен ремонт и покраска солнцезащитного зонта (грибка); покрашена и установлена раздевалка; выкрашены лавочки; установлена песочница. В рамках этого же договора предусмотрено изготовление и установка информационных знаков, информационного стенда, устройство ограждения места купания детей, установка буйков.

27 мая 2011года администрацией города было направлено письмо главному врачу МУЗ «Центральная городская больница» с просьбой рассмотреть вопрос о выделении медицинского работника для дежурства на пляже <данные изъяты> на период купального сезона.

В целях обеспечения населения на пляже питьевой водой 11 мая 2011года в Котовской городской газете «Наш вестник» размещено объявление о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 40 кв.м. под организацию летнего кафе – объекта некапитального строительства в районе городского пляжа. ДАТА заключен договор аренды земельного участка №_________ с предпринимателем города Котовска, на данном земельном участке организовано летнее кафе, в котором установлен кулер с водой и производится бесплатное обеспечение питьевой водой отдыхающих граждан.

10 мая 2011года сотрудниками отделения по сан-эпид. обслуживанию в г.Котовске ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» произведен отбор проб воды открытого водоема, согласно протоколу лабораторных исследований воды речной <данные изъяты> городского пляжа №_________ от ДАТА проба воды открытого водоема соответствует по микробиологическим показателям требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхности вод».

18 мая 2011года главой города был направлен запрос руководителю управления Роспотребнадзор по Тамбовской области о проведении санитарно-эпидемиологического обследования городского пляжа <данные изъяты> и выдаче экспертного заключения о возможности эксплуатации.

Также установлено, что администрацией города в срок до 06 июня 2011года выполнены требования Правил…, все недостатки, отмеченные в предписании от 01 июня 2011года, устранены, что подтверждается актом технического освидетельствования пляжа от 06 июня 2011года, в соответствии с которым пляж принят без замечаний и допущен к эксплуатации.

Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Однако, с учетом указанного разъяснения, при вышеизложенных обстоятельствах оснований утверждать, что администрация города Котовска не принимала мер к обустройству городского пляжа, то есть бездействовала, у суда не имеется, поскольку администрацией города до начала купального сезона были приняты меры для выполнения требований, предусмотренных Правилами охраны жизни людей на водных объектах в Тамбовской области, организовано проведение определенных работ, что подтверждается вышеизложенным перечнем мероприятий, проведенных администрацией города к обустройству городского пляжа, заключенными договорами.

Доводы представителя истца о том, что администрация города несвоевременно начала подготовку к купальному сезону и обустройству городского пляжа, в связи с чем санитарно-эпидемиологическое заключение было получено только 30.06.2011года, суд не может принять во внимание, поскольку обжалуется бездействие администрации, несвоевременность действий не обжалуется, администрацией же города такой запрос был направлен до начала купального сезона. К тому же, у администрации города к началу купального сезона имелся протокол лабораторных исследований воды речной центрального городского пляжа №_________ от ДАТА, согласно которому проба воды открытого водоема соответствует по микробиологическим показателям требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхности вод».

Ссылка представителя истца на постановления №_________ и №_________ от ДАТА о привлечении к административной ответственности <данные изъяты> администрации города Котовска <данные изъяты> за нарушение Правил охраны жизни людей на водных объектах, установленных нормативным правовым актом Тамбовской области, также не может быть принята судом во внимание, поскольку в этих постановлениях указано о том, что в пределах должностных обязанностей указанными должностными лицами проводились определенные мероприятия, то есть они не бездействовали.

В то же время в судебном заседании установлено, что после приемки пляжа, в ходе его эксплуатации, произошло повреждение ограждения отведенного места для купания детей, отсутствуют буйки, обозначающие границы плавания, не имеется спасательных кругов для спасения утопающих, концов Александрова, что подтверждается актом проверки от 15 июля 2011года. Также в момент проверки на пляже отсутствовали спасатели, лодка со спасателями по реке не барражировала.

Как следует из пояснений представителя администрации города Котовска Мудрецова О.В., ограждения мест купания для детей, буйки, обозначающие границы плавания, разрушаются отдыхающими гражданами города Котовска.

Поскольку обустройство городского пляжа относится к компетенции администрации города, которая должна обеспечивать постоянный контроль за состоянием пляжа, суд считает необходимым обязать администрацию города оборудовать пляж в соответствии с действующим законодательством с учетом выявленных недостатков, а именно: обеспечить пляж спасательными кругами, концами Александрова, ограничить границы плавания буйками, восстановить границы плавания для детей, обеспечить постоянный контроль за работой спасательных постов.

Поскольку купальный сезон носит кратковременный характер, суд в соответствии со ст.206 ГПК РФ считает необходимым установить срок для устранения вышеуказанных недостатков по 25 июля 2011года включительно.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Котовска удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского округа - город Котовск оборудовать городской пляж <данные изъяты> в соответствии с действующим законодательством, обеспечив пляж спасательными кругами, «концами Александрова», ограничить границы плавания буйками, восстановить границы плавания для детей в срок по 25 июля 2011года включительно, обеспечить постоянный контроль за работой спасательных постов.

Остальные требования прокурора города Котовска оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.В.Хасанова

Решение в окончательной форме изготовлено 22 июля 2011года.

Судья Л.В.Хасанова