гражданское дело №2-449/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ /РОССИИ/

16 июня 2011 года г.Котовск

Судья Котовского городского суда Тамбовской области ЯНИНА В.В.,

при секретаре ПАЧИНОЙ М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПРОКУРОРА г.КОТОВСКА к АДМИНИСТРАЦИИ г.КОТОВСКА о признании ее бездействия,связанного с содержанием и ремонтом автомобильной дороги общего пользования по ул.Красногвардейской г.Котовска,от АДРЕС до АДРЕС,незаконным; и о понуждении Администрации г.Котовска к проведению работ по содержанию и ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части вышеназванного участка дороги с приведением его в соответствие с ГОСТОм Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию,допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Котовска,обратившись в суд с иском,поддержанным в судебном заседании помощником прокурора г.Котовска ФИО5,просит признать бездействие администрации г.Котовска,связанное с содержанием и ремонтом автомобильной дороги общего пользования по АДРЕС,от АДРЕС до АДРЕС,незаконным; и обязать Администрацию г.Котовска провести работы по содержанию и ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части вышеназванного участка дороги,в ходе которого устранить имеющиеся просадки,выбоины,которые превышают допустимые значения,установленные п.3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию,допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Свои требования прокуратура мотивирует тем,что в соответствии с п.5 ч.1 ст.16 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросу местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа,а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Федеральным законом РФ «196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено,что основополагающей задачей по обеспечению дорожного движения на территории РФ является охрана жизни,здоровья и имущества граждан,защита их прав и законных интересов,а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий,снижения тяжести последствий.

Согласно ч.4 ст.6 ФЗ РФ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу ч.1 ст.12 указанного закона ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам,стандартам,техническим нормам и другим нормативным документам,относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения,удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог.

В соответствии с п.5 ст.8 и п.39 ст.40 Устава г.Котовска Тамбовской области к полномочиям администрации городского округа-г.Котовск относится дорожная деятельность по содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования,мостов и иных транспортных инженерных сооружений.

Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию,допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. №221) покрытие проезжей части населенного пункта не должно иметь просадок,выбоин,иных повреждений,затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п.3.1.2 Государственного стандарта предельные размеры отдельных просадок,выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см,ширине-60 см,и глубине-5 см.

В ходе проверки прокуратурой г.Котовска ДАТА проведено обследование участка дороги по АДРЕС, от АДРЕС до АДРЕС. О чем составлен соответствующий акт.

Обследованием установлено,что указанный участок имеет асфальтобетонное покрытие,имеются обочины и тротуары. Дорожные знаки размещены согласно дислокации. На данном участке профиль дороги нарушен и имеет неровности, просадки и многочисленные выбоины,превышающие предельные размеры по длине более 15 см, по ширине более 60 см, по глубине более 5 см.

На данном участке дороги на момент проверки глубина выбоин составляла от 1 см до 5 см, ширина- от 35 см до 120 см, длина от 55 см до 225 см. Отсутствовала дорожная разметка.

Вышеуказанное свидетельствует,что требования вышеуказанных законов и Государственного стандарта нарушаются.

Таким образом, администрация городского округа-г.Котовск,являясь ответственным органом по обеспечению безопасности дорожного движения,не исполняет перед неопределенным кругом жителей г.Котовска принятые на себя обязательства по содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования,что ставит под угрозу надлежащую эксплуатацию автодорог всего города,а жители города,транспортные организации вынуждены испытывать неудобства,связанные с неудовлетворительным состоянием проезжей части.

Тем самым неисполнение администрацией городского округа-г.Котовск возложенных законом обязанностей и отсутствие надлежащего дорожного покрытия на улицах города существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц,создает реальную угрозу жизни,здоровью горожан,их дорогостоящего имущества,а также создает предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Фактическое бездействие по выполнению указанных положений закона и государственных стандартов администрацией г.Котовска является незаконным.

Представители Администрации г.Котовска ФИО6 и ФИО7 исковые требования прокуратуры г.Котовска не признали,пояснили,что под бездействием,исходя из смысла главы 25 ГПК РФ,понимается неисполнение органом государственной власти,органом местного самоуправления,должностным лицом,государственным или муниципальным служащим обязанностей,возложенных на них нормативными правовыми и иными актами,определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями,положениями,регламентами,приказами) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДАТА №_________ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений,действий (бездействия органов государственной власти,органов местного самоуправления,должностных лиц,государственных и муниципальных служащих»).

В соответствии с п.4 ст.6 ФЗ от 10.12.1995 г. №196-ФЗ « О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст.12 ФЗ от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам,стандартам,техническим нормам и другим нормативным документам,относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения,удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог,проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

После схождения снежного покрова актами №№_________ и 2 от ДАТА и ДАТА соответственно была проведена проверка состояния асфальтобетонного покрытия дорог города,определены объемы работ по их содержанию.

Результатами проверки и замеров объемов работ по восстановлению изношенного асфальтобетонного покрытия дорог стал вывод о том,что в городе требуется провести работы по содержанию ряда дорог.

Кроме этого,актом от ДАТА с участием сотрудника ГИБДД г.Котовска были обследованы маршруты движения общественного транспорта ( автобусные маршруты №_________ т №_________), по результатам которого администрации г.Котовска было предложено устранить выявленные недостатки,т.е. провести ремонт дорог,указанных в акте, имеющих повреждения дорожного покрытия.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходование денежных средств муниципальным учреждением осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств. Исходя из доведенных лимитов,учитывая то,что автобусный маршрут является первоочередным при ремонте дорог города,т.к. обеспечивает внутригородское и междугороднее сообщение, администрация города в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» была составлена заявка на проведение открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту и содержанию асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог города, и отделом муниципального заказа администрации г.Котовска размещено извещение о проведении открытого аукциона.

На основании протокола от ДАТА ДАТА администрацией города с <данные изъяты> был заключен муниципальный контракт №_________-к на выполнение работ по ремонту и содержанию асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог г.Котовска, АДРЕС в контракт не включена.

В соответствии с п.5.2 муниципального контракта №_________-к срок выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта по ДАТА

П.6.1 муниципального контракта предусмотрено,что работы должны быть выполнены в соответствии со сметой в установленный срок,отвечать требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги», ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Исходя из вышеизложенного и учитывая тот факт,что администрация г.Котовска ежегодно проводит мероприятия по ремонту дорог г.Котовска,что подтверждается заключенными муниципальными контрактами №_________-к от ДАТА, №_________-к от ДАТА, №_________-к от ДАТА, №_________-к от ДАТА, можно сделать вывод об отсутствии в действиях администрации города признаков бездействия.

Выполнить требование прокуратуры г.Котовска о ремонте АДРЕС в 2011 г. администрация г.Котовска не может из-за отсутствия в бюджете города денежных средств на ремонт этой дороги.

В соответствии с п.4.2 муниципального контракта №_________-к оплата по контракту будет осуществляться в течение первого полугодия 2012 г. Данный факт подтверждает тот довод администрации,что в 2011 г. финансовой возможности на ремонт дороги по АДРЕС у города не имеется, т.к. в 2011 г. администрация г.Котовска расплачивается за ремонт дорог в 2010 г.,что подтверждается справками администрации г.Котовска и финансового отдела администрации.

Представитель ОГИБДД ОВД по г.Котовску ФИО8 считает требования прокуратуры г.Котовска обоснованными,пояснил,что в соответствии с Приказом МВД РФ от 8.06.1999 г. №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ « (с изменениями и дополнениями) основной задачей службы ДИиОД является осуществление государственного контроля и надзора в процессе проектирования,строительства, ремонта и эксплуатации дорог и улиц,дорожных сооружений,железнодорожных переездов и иных объектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения,которые она решает во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел РФ, военной автомобильной инспекцией,юридическими и физическими лицами, со средствами массовой информации. Контроль за строительством, реконструкцией и ремонтом дорог,дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта осуществляется посредством рассмотрения проектов, схем организации движения при производстве дорожных работ, проведения контрольных проверок, участия в комиссиях по приемке строящихся объектов в эксплуатацию.

Контроль за ремонтом автомобильных дорог осуществляется путем согласования проектов и схем организации движения,проведением контрольных проверок выполнения условий согласования в местах производства работ, оценки их соответствия сложившейся обстановке.

В ходе комплексной проверки АДРЕС установлено,что она имеет асфальтобетонное покрытие,имеются обочины и тротуары. Дорожные знаки размещены согласно дислокации. Дорожное покрытие по всей его протяженности имеет разрушения дорожной одежды, выбоины. Дорожная разметка отсутствует.

Данная информация неоднократно доводилась до сведения администрации г.Котовска, прокуратуры г.Котовска, однако городская администрация бездействует.

Изучив материалы дела,выслушав представителей сторон,третьих лиц, суд считает,что требования прокурора г.Котовска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд установил,что в ходе проверки прокуратурой г.Котовска ДАТА проведено обследование участка дороги по АДРЕС, от АДРЕС до АДРЕС. О чем составлен соответствующий акт.

Обследованием установлено,что указанный участок имеет асфальтобетонное покрытие,имеются обочины и тротуары. Дорожные знаки размещены согласно дислокации. На данном участке профиль дороги нарушен и имеет неровности, просадки и многочисленные выбоины,превышающие предельные размеры по длине более 15 см, по ширине более 60 см, по глубине более 5 см.

На данном участке дороги на момент проверки глубина выбоин составляла от 1 см до 5 см, ширина- от 35 см до 120 см, длина от 55 см до 225 см. Отсутствовала дорожная разметка.

В ходе комплексной проверки АДРЕС с участием ОГИБДД ОВД по г.Котовску в 2010 году установлено,что она имеет асфальтобетонное покрытие,имеются обочины и тротуары. Дорожные знаки размещены согласно дислокации. Дорожное покрытие по всей его протяженности имеет разрушения дорожной одежды, выбоины. Дорожная разметка отсутствует.

Согласно п.11 ФЗ от 8.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ « (с изменениями и дополнениями) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа,каковой и является АДРЕС.

В соответствии с п.13 вышеназванного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

На основании п.34 ФЗ от 8.11.2007 г. №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местного бюджета. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размеров ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Под бездействием,исходя из смысла главы 25 ГПК РФ,понимается неисполнение органом государственной власти,органом местного самоуправления,должностным лицом,государственным или муниципальным служащим обязанностей,возложенных на них нормативными правовыми и иными актами,определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями,положениями,регламентами,приказами) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений,действий (бездействия органов государственной власти,органов местного самоуправления,должностных лиц,государственных и муниципальных служащих»).

Установлено,что администрация города в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» была составлена заявка на проведение открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту и содержанию асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог города, и отделом муниципального заказа администрации г.Котовска размещено извещение о проведении открытого аукциона.

На основании протокола от ДАТА ДАТА администрацией города с <данные изъяты> был заключен муниципальный контракт №_________-к на выполнение работ по ремонту и содержанию асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог г.Котовска, АДРЕС г.Котовска не включена в муниципальный контракт,как не была она включена в муниципальные контракты в 2009, 2010 г.г.

Представители городской администрации подтвердили,что около 4-х лет работы по ремонту и содержанию АДРЕС не проводились.

Информация о состоянии вышеназванной улицы неоднократно доводилась ОГИБДД ОВД по г.Котовску до сведения администрации г.Котовска, прокуратуры г.Котовска, однако городская администрация бездействует.

Администрация городского округа-г.Котовск,являясь ответственным органом по обеспечению безопасности дорожного движения,не исполняет перед неопределенным кругом жителей г.Котовска принятые на себя обязательства по содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования,что ставит под угрозу надлежащую эксплуатацию автодорог всего города,а жители города,транспортные организации вынуждены испытывать неудобства,связанные с неудовлетворительным состоянием проезжей части.

Тем самым неисполнение администрацией городского округа-г.Котовск возложенных законом обязанностей и отсутствие надлежащего дорожного покрытия на АДРЕС существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц,создает реальную угрозу жизни,здоровью горожан,их дорогостоящего имущества,а также создает предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Фактическое бездействие по выполнению указанных положений закона и государственных стандартов администрацией г.Котовска является незаконным.

Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию,допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. №221) покрытие проезжей части населенного пункта не должно иметь просадок,выбоин,иных повреждений,затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п.3.1.2 Государственного стандарта предельные размеры отдельных просадок,выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см,ширине-60 см,и глубине-5 см.

Как суд указал выше,прокуратурой города совместно с ОГИБДД ОВД по г.Котовску установлено нарушение указанного ГОСТа по АДРЕС, от АДРЕС до АДРЕС.

Суд считает,что необходимо обязать ответчика устранить вышеназванные нарушения.

В соответствии с п.3 ФЗ от 8.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ( с изменениями и дополнениями) ремонт автомобильной дороги-комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; а содержание автомобильной дороги-комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния,а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Орган местного самоуправления,по мнению суда,должен окончательно определить необходимый комплекс работ для устранения вышеназванных нарушений.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходование денежных средств муниципальным учреждением осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств. Учитывая,что в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» необходимо составление заявок на проведение открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту и содержанию асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги,проведение аукциона,заключение контракта и т.д., суд считает необходимым установить срок для выполнения решения суда.

В соответствии со ст.ст.194-198 ГПК РФ,суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ПРОКУРОРА г.КОТОВСКА удовлетворить.

Признать бездействие АДМИНИСТРАЦИИ г.КОТОВСКА,связанное с содержанием и ремонтом автомобильной дороги общего пользования по АДРЕС,от АДРЕС до АДРЕС,незаконным.

Обязать АДМИНИСТРАЦИЮ г.КОТОВСКА в срок до ДАТА провести работы по содержанию и ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильной дороги общего пользования по АДРЕС в г.Котовске,от АДРЕС до АДРЕС,и привести ее в соответствие с Государственным стандартом РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию,допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Решение может быть обжаловано в Тамбовский облсуд через Котовский горсуд в течение 10 дней.

Судья: В.В.Янина