Дело № 2-54/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2012 года г. Котовск
Судья Котовского городского суда Тамбовской области Хасанова Л.В.
при секретаре Савельевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Котовска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Центральная библиотечная система города Котовска» и Администрации города Котовска о возложении обязанности по оборудованию входа Центральной городской библиотеки им.В.В.Маяковского» пандусом и соответствующими поручнями для беспрепятственного доступа в данное учреждение инвалидов и маломобильных групп граждан,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Котовска, обратившись в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, просил обязать администрацию города Котовска и Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система города Котовска» оборудовать центральный вход Центральной городской библиотеки им. В.В. Маяковского пандусом и соответствующими поручнями для беспрепятственного доступа в данное учреждение инвалидов и маломобильных групп граждан. Свои требования прокурор мотивировал тем, что в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам ( включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. … В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Сводом правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» строительными нормами и правилами СП 31-1-2-99 и СНиП 35-01-2001 предусмотрена необходимость создания пандусов и поручней к опорным стационарным устройствам по ГОСТу.
Учредителем МБУ «Централизованная библиотечная система города Котовска» является Администрация города Котовска. Согласно п.17 ч.1 ст.8 Устава города Котовска к вопросам местного значения относится, в том числе, и создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры. В соответствии с п. 2.1 Устава МБУ ЦБС основной целью бюджетного учреждения является осуществление библиотечного обслуживания населения города Котовска, создание условий для реализации права граждан на библиотечное обслуживание.
В результате проверочных мероприятий, проведенных прокуратурой города 23.11.2011года, установлено, что в Центральной городской библиотеке им. В.В. Маяковского, которая входит в систему МБУ «Централизованная библиотечная система города Котовска», не обеспечены требования для беспрепятственного доступа инвалидов, а именно вопреки вышеуказанным СП 31-102-00 и СНиП 35-01-2001 наружная лестница при входе в здание не имеет пандуса и соответствующих поручней. Таким образом, ответчиками не соблюдается надлежащим образом законодательство о социальной защите инвалидов, нарушаются права граждан на благоприятные условия их жизнедеятельности.
Кроме того, в помещении библиотеки располагается избирательный участок, и в связи с не обеспечением доступа в помещение вышеуказанной категории лиц, грубо попираются их права на участие в выборах органов власти.
В судебном заседании помощник прокурора г.Котовска Савчук И.В. заявленные требования поддержала, пояснив, что в ходе проведенной прокуратурой города Котовска исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МБУ «Централизованная библиотечная система города Котовска» было установлено, что на ступенях центральной городской библиотеки им. В.В. Маяковского, расположенной в отдельно стоящем здании, не имеется пандуса и соответствующих поручней к нему для въезда в помещение библиотеки инвалидов-колясочников, что является нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в области обеспечения доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе судебного разбирательства Савчук И.В. требования уточнила и просила оборудовать в центральной библиотеке им. В.В. Маяковского вход поручнями и пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов в библиотеку.
Директор МБУ «Централизованная библиотечная система города Котовска» Косова Л.В. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что законодательством о социальной защите инвалидов предусмотрены требования об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам культуры. Центральный вход библиотеки не оборудован пандусом и поручнями для входа такой категории граждан в помещение библиотеки. В то же время, библиотекой города им. В.В.Маяковского инвалиды - колясочники не пользуются, и в адрес библиотеки ни от них, ни от общества инвалидов, ни от других общественных организаций не поступали требования или просьбы об оборудовании входа в библиотеку пандусом и поручнями. В библиотеке проводятся различные мероприятия с участием инвалидов-колясочников, последние для входа в помещение библиотеки пользуются помощью родственников или волонтеров. При этом вход инвалидов – колясочников в библиотеку осуществляется через запасной выход, поскольку там наиболее выгодное место для подъема колясок и имеется площадка для разворота колясок. Кроме того, в связи с расположением библиотеки на окраине города инвалиды-колясочники в любом случае самостоятельно не смогут добраться до библиотеки и в любом случае будут вынуждены пользоваться помощью родственников. Считает, что наиболее удобным, а также наименее затратным для учреждения способом обеспечения доступа в помещение библиотеки указанной категории инвалидов будет оборудование пандусом запасного выхода библиотеки с дополнительной установкой звонка в срок до 01.06.2012года.
Представитель администрации города Котовска по доверенности Чемеркина О.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что администрация города Котовска не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку МБУ «Централизованная библиотечная система города Котовска» является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Администрацией города Котовска муниципальному бюджетному учреждению «Централизованная библиотечная система города Котовска» передано в оперативное управление имущество, в том числе здание библиотеки, и с момента передачи имущества МБУ должно нести обязанности по его содержанию. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ для муниципальных бюджетных учреждений формируется муниципальное задание, финансовое обеспечение выполнения которого осуществляется путем предоставления субсидии из бюджета города в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Котовского городского Совета народных депутатов о бюджете города. Ранее администрация города выдавала бюджетным учреждениям деньги по смете. В настоящее время с 1 января 2012года бюджетное учреждение работает на основе муниципальных заданий в соответствии с федеральным законом от 08 мая 2010года № 83-ФЗ. Также она считает, что требования прокурора города соответствуют нормам закона «О социальной защите инвалидов», но в связи с отсутствием необходимости устройства пандуса из-за невостребованности инвалидами – колясочниками услуг библиотеки полагает требования не подлежащими удовлетворению. Кроме того, она пояснила, что действующее здание библиотеки построено до введения в действие СНиП 35-01-2001, на которые ссылается прокурор в исковом заявлении, и соблюдение его требований невозможно в связи с недостаточностью длины площадки и размерами крыльца библиотеки для оборудования пандуса на центральном входе библиотеки, в связи с чем администрация города в случае удовлетворения иска считает целесообразным устройство пандуса на запасном выходе здания библиотеки с дополнительной установкой звонка для удобства инвалидов.
Председатель общества инвалидов г.Котовска Загородников В.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал, одновременно пояснил, что в числе членов Котовского общества инвалидов нет инвалидов-колясочников, их количество в г. Котовске ему неизвестно, поскольку прием в общество инвалидов осуществляется по заявлениям граждан, а от вышеуказанной категории инвалидов заявлений не поступало. Те инвалиды, которые стоят на учете в обществе, услугами библиотеки не пользуются. Не поступало в адрес общества инвалидов никаких заявлений об оборудовании здания библиотеки им. Маяковского пандусом и поручнями для маломобильных групп населения. В то же время, при поступлении любой просьбы от гражданина, являющегося инвалидом-колясочником, последнему будет оказана помощь в выполнении его просьбы. В целях защиты прав инвалидов-колясочников считает требования прокурора города обоснованными. Согласен с предложением руководителя МБУ «Централизованная библиотечная система города Котовска» и администрации города Котовска об оборудовании в центральной библиотеке им. В.В. Маяковского пандуса с дополнительной установкой звонка для инвалидов-колясочников на запасном выходе центральной библиотеки.
Представитель Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения города Котовска» по доверенности Астафурова Н.В. в судебном заседании заявленные требования также поддержала, одновременно пояснила, что на учете в Центре состоят 35 инвалидов-колясочников. Однако, о полном количестве инвалидов-колясочников в г. Котовске «Центр…» сведений не имеет, так как занимается только обеспечением инвалидов колясками по заявкам последних. На учете у них состоят только обратившиеся к ним инвалиды. По вопросам обеспечения инвалидов-колясочников доступом к объектам социальной инфрастурктуры, в том числе по вопросу оборудования пандусом и поручнями центральной библиотеки им. В.В.Маяковского никто из инвалидов в Центр не обращался. В целях защиты прав инвалидов считает необходимым оборудование пандусом входа библиотеки для беспрепятственного доступа в помещение библиотеки инвалидов-колясочников, считает возможным оборудование пандуса на запасном выходе из библиотеки.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст.15 ФЗ от 24 ноября 1995года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с п.17 ч.1 ст. 8 Устава г.Котовска, утвержденного Котовским городским Советом народных депутатов 30.06.2005г., к вопросам местного значения городского округа – город Котовск и к полномочиям администрации города относится, в том числе, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры.
Согласно ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В судебном заседании установлено, что Централизованная библиотечная система города Котовска является муниципальным бюджетным учреждением, учредителем которого является городской округ – город Котовск Тамбовской области. Функции и полномочия учредителя в отношении вышеназванного муниципального бюджетного учреждения в соответствии с п.1.6 Устава МБУ выполняет администрация города Котовска.
Согласно п. 2.1. Устава бюджетного учреждения его целью деятельности является осуществление библиотечного обслуживания населения города Котовска, сохранение культурного наследия и создание необходимых условий для реализации права граждан на библиотечное обслуживание. Таким образом, центральная библиотека им. В.В.Маяковского города Котовска является объектом социальной инфраструктуры.
Проведенной прокуратурой города Котовска проверкой исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МБУ «Централизованная библиотечная система города Котовска» было установлено, что центральная городская библиотека им.В.В.Маяковского, расположена в отдельно стоящем здании по адресу: г.Котовск, ул.Лесхозная, д.8А. Центральный вход в здание имеет 4 ступени. По левой стороне от входной двери имеется металлический поручень. На стекле окна, расположенного слева от центрального входа в библиотеку, висит объявление о том, что данное помещение является избирательным участком № 182. Пандуса и соответствующих поручней к нему для въезда в помещение библиотеки инвалидов-колясочников, на ступенях не имеется. Данные обстоятельства подтверждаются актом от 23 ноября 2011года.
Учитывая отсутствие в центральной библиотеке города Котовска им. В.В.Маяковского условий для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, в помещение центральной библиотеки, требования прокурора об обеспечении доступа указанной категории граждан – инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» являются законными и обоснованными, поэтому подлежат удовлетворению.
В период судебного разбирательства директором МБУ «Централизованная библиотечная система города Котовска» Косовой Л.В. с целью удовлетворения потребностей инвалидов, использующих кресла-коляски, был предложен вариант оборудования пандуса для беспрепятственного их доступа в помещение библиотеки им. В.В.Маяковского не на Центральном входе, а на запасном выходе библиотеки с дополнительной установкой звонка, поскольку это наиболее удобный и наименее затратный для учреждения способ. Как следует из пояснений представителей администрации города Котовска, являющейся собственником здания библиотеки, администрация города Котовска считает возможным оборудование пандуса на запасном выходе библиотеки им. В.В.Маяковского. Как следует из пояснений представителя администрации города Чемеркиной О.В., данный вариант оборудования пандуса не затрагивает конструктивных элементов здания.
Вышеуказанными представителями представлен предполагаемый план устройства пандуса и приблизительный локальный сметный расчет по устройству пандуса к зданию библиотеки на сумму 5268рублей. Участники судебного разбирательства согласились с предложенным вариантом оборудования пандуса. При этом Косова Л.В. пояснила, что может быть разработан и другой план устройства пандуса с меньшими затратами. Суд также соглашается с данным вариантом. При этом суд учитывает, что здание Центральной библиотеки им. В.В.Маяковского построено до принятия строительных норм и правил СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001, что сторонами не оспаривается.
Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утверждённые постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Однако, выполнение предусмотренных СНиП требований затруднительно для Учреждения по техническим причинам. Так, согласно положениям п.п. 3.29, 3.27 СНиП 35-01-2001 ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0м, в остальных случаях -1,8м; ширина марша лестниц, доступных маломобильным группам населения, должна быть, как правило, не менее 1,35. Существующая ширина марша лестницы равна 1,83м. Параметры свободной площадки перед распашной дверью со стороны её открывания должны быть не менее 1,8 метра. Существующая площадка имеет длину 1,78 м. Ширина двухстворчатых дверей должна быть не менее по 85 см каждая, фактически ширина двухстворчатых дверей 70 и 74 см.. Таким образом, устройство пандуса при существующей ширине марша лестницы, длине площадки, ширине двухстворчатых дверей не представляется возможным. Пункт 1.5 данных СниП предусматривает, что проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условии жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. Пунктом 3.17 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли.
Кроме того, статьей 15 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов.
То есть, из приведённых положений закона следует, что обязанность предусмотреть приспособления для доступа инвалидов в ранее построенные и эксплуатируемые здания возникает при реконструкции или же капитальном ремонте указанных зданий, а установка соответствующих приспособлений ( пандусов и поручней) как изменение параметров объекта строительства в силу ст. 1 Градостроительного Кодекса является реконструкцией.
Учитывая вышеизложенное, мнение участников судебного разбирательства, суд считает, что оборудование пандуса с дополнительной установкой звонка на запасном выходе центральной библиотеки им. В.В.Маяковского по предложенному МБУ ЦБС и администрацией города Котовска варианту возможно без проведения реконструкции здания библиотеки, с наименьшими затратами, и будет наиболее полно соответствовать интересам инвалидов, использующих кресла-коляски, и маломобильных групп населения.
Обязанность по оборудованию пандуса на запасном выходе центральной библиотеки им. В.В.Маяковского суд считает необходимым возложить на МБУ Централизованная библиотечная система города Котовска.
Как указано выше, «Централизованная библиотечная система города Котовска» является муниципальным бюджетным учреждением, учредителем которого является городской округ – город Котовск Тамбовской области. Функции и полномочия учредителя в отношении вышеназванного муниципального бюджетного учреждения в соответствии с п.1.6 Устава МБУ выполняет администрация города Котовска. Имущество бюджетного учреждения закреплено за ним учредителем на праве оперативного управления. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В соответствии со статьей 27 Устава города Котовска на территории города порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом устанавливается представительным органом. На основании ст.128 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Котовска, утвержденного решением Котовского городского Совета народных депутатов от 28.04.2008г. № 542, учреждение в отношении муниципального имущества, переданного ему в оперативное управление, обязано в том числе обеспечивать его сохранность, производить его текущий ремонт и капитальный ремонт. Таким образом, обязанности по содержанию муниципального имущества, переданного в оперативное управление, несет бюджетное учреждение.
В соответствии с разделом 4 Устава МБУ «Централизованная библиотечная система города Котовска» финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется на основе муниципальных заданий, формируемых и утвержденных Учредителем в соответствии с абз.2 п.3 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ, от выполнения которых бюджетное учреждение не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания согласно постановлению администрации города от 22.09.2011года № 1606 «О Порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Котовска и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» осуществляется путем предоставления субсидии из бюджета города в пределах ассигнований, предусмотренных решением Котовского городского Совета народных депутатов о бюджете города на соответствующие цели в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленной ведомственной структуры расходов городского бюджета на 2012год, пояснений представителя администрации города Котовска Комбаровой О.А., в предоставляемых бюджетному учреждению субсидиях предусмотрены денежные средства на содержание недвижимого имущества, денежные средства на содержание недвижимого имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, в бюджете города не предусмотрены. Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в рамках муниципального задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки. Кроме того, бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения, поэтому бюджетное учреждение может произвести оплату работ по оборудованию пандусом и поручнями за счет денежных средств, выделенных на выполнение муниципального задания и приносящей доходы деятельности.
Суд также учитывает признание иска МБУ «Централизованная библиотечная система города Котовска».
Доводы представителя истца о том, что администрация города должна выступать в качестве ответчика, постольку поскольку к полномочиям администрации города относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры не могут быть приняты судом во внимание, поскольку администрацией города выполнена эта обязанность путем создания в городе библиотечной сети. Доказательств ненадлежащего финансирования со стороны администрации города муници- пального бюджетного учреждения, которое повлекло нарушение требования закона «О социальной защите инвалидов» истцом представлено не было. Кроме того, истцом не указано, какие конкретно действия, предписанные администрации города законом «О социальной защите инвалидов в РФ», она не выполнила.
В судебном заседании стороны пришли к согласию о том, что оборудование здания библиотеки им.В.В.Маяковского пандусом может быть произведено в срок до 01.06.2012года, в связи с чем суд в соответствии со ст.206 ГПК РФ считает возможным установить срок устранения выявленных недостатков до 01.06.2012года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Котовска к муниципальному бюджетному учреждению «Централизованная библиотечная система города Котовска» удовлетворить.
Обязать МБУ «Централизованная библиотечная система города Котовска» оборудовать на запасном выходе здания Центральной городской библиотеки им.В.В.Маяковского пандус с дополнительной установкой звонка для обеспечения беспрепятственного доступа в данное учреждение инвалидов и маломобильных групп граждан в срок до 01.06.2012года.
Исковые требования прокурора города Котовска к администрации города Котовска оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и в отношении него может быть принесено представление в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В.Хасанова