К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д
В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И
в составе председательствующего судьи Карагодиной Т.А.при секретаре Колесниковой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово,
15 сентября 2010 года
дело по иску Лебедевой Татьяны Викторовны
к Администрации Котовского муниципального района
Волгоградской области
о предоставлении жилой площади социального найма вне
очереди,
У С Т А Н О В И Л:
Лебедева Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о предоставлении жилой площади вне очереди.
Указывает, что 20.01.1993 года её отец ФИО3 был лишен родительских прав, мать ФИО2 была лишена родительских прав 13.03.1996 года. Она и её братья и сестры ФИО12 1975 г.р., Сергей 1977 г.р., Владимир 1979 г. р., Андрей 1987 г.р. и Ирина 1991 г.р. приобрели статус социальных сирот.
Она, брат Андрей и сестра Ирина проживали в Детском доме ..., за ними закреплено право на проживание в ..., ..., по ..., ..., ....
В ГОУ «Детский дом ...» она проживала с 1996 г. по 1998 года. После школы её вместе с группой других воспитанников Детского дома отвезли в Калачевский техникум-интернат, который она закончила в 2001 году. После чего она обратилась по жилищному вопросу в орган опеки и попечительства, к главе Администрации Котовского муниципального района, к главе городского поселения г.Котово, в администрацию Попковкого сельского поселения. Она просила хотя бы комнату в общежитии, но ей отказывали, т.к. имелось закрепленное жилье в х. Попки. Лишь после её обращения на имя Президента Российской Федерации жилье было признано непригодным для проживания, что подтверждается актом администрации Попковского сельского поселения от 10.12. 2007 года и они были приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья социального найма под №№ Номер обезличен (постановление главы администрации Котовского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличенаг.).
П.1 ст. 8. Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняю государством (статья 4). Об этом же говорится в п.2 ст.4 закона Волгоградской области Номер обезличенОД от 15.12.2005 г. «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области».
Согласно законодательства органы местного самоуправления муниципального района или городского округа на территории которого имеется жилое помещение, находящееся в собственности закрепленное за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, переданными в учреждения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей: ведут учет и обеспечивают сохранность имущества и закрепленных за детьми жилых помещений; организуют управление данным имуществом и подготовку к заселению; возвращающихся из указанных учреждений детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (п.1 ст.4 Закона Волгоградской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области" ОД Номер обезличен 15.12.2005г.).
15.05.2009 г. срок действия договора поднайма, который был заключен сроком на 1 год, истек, средств на оплату съемного жилья у неё нет, доход составляет прожиточный минимум, на её иждивении находится несовершеннолетний ребенок, алименты получает нерегулярно, имеет задолженность более 40 000 рублей. В 2008 и в 2010 годах она обращалась к Президенту Российской Федерации. Однако, решение вопросов сводится к отпискам органов местных властей, которые не осуществляли контроль за сохранностью их жилья, не восстановили его после их возвращения из сиротских учреждений, и не поставили её на учет в качестве нуждающейся в жилье с 1996 года, т.е. за 2 года до выпуска из Детского дома. Получается, что лишение родительских прав их родителей повлекло за собой лишение их жилья.
В 2009 г. она получила уведомление из органа опеки и попечитель Котовского муниципального района о том, что её учетный номер 23.
Просит обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области вне очереди обеспечить её по договору социального найма жилой площадью.
Истец Лебедева Т.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования и просит их удовлетворить.
Представитель ответчиков Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области и службы по исполнению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по доверенностям Ромашова Е.В. с иском согласна. Пояснила, что действительно Лебедева Т.В. является сиротой, за ней было закреплено жильё, но в настоящее время данное жилье не пригодно для проживания, поэтому истица имеет право на предоставление ей жилой площади вне очереди.
Комитет по образованию Администрации Волгоградской области просят рассматривать дело в отсутствие их представителя. С иском согласны.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года Номер обезличенОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что истец Лебедева Т.В. является сиротой, поскольку отец истицы ФИО3 по решению Котовского народного суда от 20.01.1993 года лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних ФИО12, 1975 года рождения, ФИО11, 1979 года рождения, ФИО10, 1987 года рождения, ФИО9, 1991 года рождения, ФИО8, 1982 года рождения, ФИО7, 1977 года рождения. Мать истицы ФИО2по решению Котовского районного суда от 13.03.1996 года лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних ФИО12, 1975 года рождения, ФИО11, 1979 года рождения, ФИО10, 1987 года рождения, ФИО9, 1991 года рождения, ФИО8, 1982 года рождения, ФИО7, 1977 года рождения.
В Постановлениеи Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 18.01.2008 года Номер обезличен, указано, что в связи с обращением Лебедевой Т.В. к Президенту РФ Путину В.В. по вопросу предоставления жилья, за несовершеннолетними ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО8 закреплено право проживания в жилом помещении по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., .... В связи с тем, что указанная квартира является непригодной для проживания (акт от 10.12.2007 г. Номер обезличен администрации Попковского сельского поселения) органом опеки и попечительства отдела по образованию Котовского муниципального района Волгоградской области Лебедева Т.В., ФИО10, ФИО9 приняты на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма под Номер обезличен.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Лебедевой Т.В.
Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация» Волгоградский филиал Котовского отделение от 18.08.2010 г. Номер обезличен Лебедева Т.В. не участвовала в приватизации жилищного фонда в ..., ..., ... ; жилого помещения, частного домовладения и недвижимого имущества в собственности не зарегистрировано.
В судебном заседании истица пояснила, что за ней закреплена квартира Номер обезличен по ..., ... в х.... ..., однако данное жилье не пригодно для проживания, так как оно не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам.
Согласно Акта обследования жилищных условий граждан от 26 августа 2010 года, комиссией установлено, что в квартире в настоящее время никто не проживает, окна и двери в квартире разбиты, отключено центральное отопление.
Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, перечисленными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья.
Отсутствие в ЖК РФ данного указания говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.
В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.
Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.
Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).
Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди.
Более того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя в силе решение Самарского областного суда от 12.10.2007, которым признан недействительным п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона Самарской области от 05.07.2005 N 139-ГД "О жилище", предусматривавший, что граждане, имеющие в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включаются в отдельный список, указала, что установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства (Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2007 N 46-Г07-33).
Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Доводы ответчиков при рассмотрении дел о предоставлении жилья вне очереди детям-сиротам о том, что строительство жилья не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить детям жилое помещение, не основаны на законе". Таким образом, внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования истца Лебедевой Т.В. и обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить Лебедевой Т.В. вне очереди жилую площадь по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей»,
СУД
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить Лебедевой Татьяне Викторовне вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Судья: подпись Т.А.Карагодина