Решение по иску Сердюковой Т.В. к адм. Котовск. р-на о предоставл. жилой площади соц. найма вне оче



№ 2-894/2010 г. Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д

В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И

в составе председательствующего судьи Карагодиной Т.А.

при секретаре Колесниковой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово,

15 сентября 2010 года

дело по иску Сердюковой Тамары Владимировны

к Администрации Котовского муниципального района

Волгоградской области

о предоставлении жилой площади социального найма вне

очереди,

У С Т А Н О В И Л:

Сердюкова Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о предоставлении жилой площади вне очереди.

Указывает, что 07.10.1999 года её родители ФИО5 и ФИО13 были лишены родительских прав. Она и её сестры ФИО4 ФИО4 Дата обезличена г.р., ФИО3 Дата обезличена г.р. и ФИО2 Дата обезличена г. р. проживали в Детском доме ....

Постановлением Мирошниковской сельской Администрации от 02.02.2000 года за ними закреплено жилье в ..., несмотря на то, что домовладение, в котором они были прописаны (позже ему присвоен адрес: ..., ...), на тот момент было уже непригодно для проживания, т.к. в 1999 г. произошел пожар. Кроме того, Администрация Мирошниковского сельского поселения не имела полномочий по опеке и попечительству, правомочным должно быть постановление районной Администрации.

В ГОУ "Детский дом ..." она проживала с 20.07.1999 г. по 30.08.2006г. В соответствии с законодательством, её опекуном в этот период был директор Детского дома, который за 2 года до выпуска из Детского дома должен был подать документы на признание их нуждающимися в жилье социального найма, но этого не сделано. Никого из них не поставили на учет как нуждающихся в жилье социального найма. Её старшая сестра так и не добилась получения жилья, сейчас ей 25 лет, она имеет семью, проживает за пределами их района и решила не добиваться справедливости. Другие её сестры также не стоят на учете, им тоже негде жить. После школы её вместе с группой других воспитанников: Детского дома отвезли в ... в ГОУ КПК Номер обезличен. В это училище она поступила без желания, т.к. там было общежитие, другого выбора у неё не было. В январе 2009 года (перед окончанием училища) она обратилась в орган опеки и попечительства Администрации Котовского муниципального района |по жилищному вопросу.

Органы местного самоуправления муниципального района или городского округа на территории которого имеется жилое помещение, находящееся в собственности или закрепленное за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, переданными в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ведут учет и обеспечивают сохранность имущества и закрепленных за детьми жилых помещений; организуют управление данным имуществом и подготовку к заселению возвращающихся из указанных учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.1 ст.4 Закона Волгоградской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области" ОД № 1147 от 15.12.2005 г.) Но как указано выше, пожар в доме произошел в 1999 году и с тех пор в нем никто не проживал, не ремонтировал, в доме нет дверей, окон, полов, он не пригоден для проживания. В то же время, наше жилье не признано в установленном порядке непригодным для проживания, т.к. в Котовском районе не создана комиссия, уполномоченная, давать такие заключения в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)

В органе опеки её поставили на очередь под Номер обезличен. 01.07.2009 года она закончила училище, получила профессию повар-кондитер, но жилья нет и возвращаться некуда. В течении месяца она скиталась, затем вновь поступила в это же училище (вновь по причине, что есть общежитие) на отделение организации обслуживания общественного питания, где учится до настоящего времени.

Она считает незаконным закрепление за ней и её сестрами жилья непригодного для проживания, опасается, что после окончания училища, ей вновь негде будет даже переночевать. Её права были нарушены в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей работниками органа опеки и попечительства и Детского дома ..., на которых законодательно возложены обязанности по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Просит обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области вне очереди обеспечить её по договору социального найма жилой площадью после окончания ГОУ КПК Номер обезличен ....

Истец Сердюкова Т.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования и просит их удовлетворить.

Представитель ответчиков Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области и службы по исполнению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по доверенностям Ромашова Е.В. с иском согласна. Пояснила, что действительно Сердюкова Т.В. является сиротой, за ней было закреплено жильё, но в настоящее время данное жилье не пригодно для проживания, поэтому истица имеет право на предоставление ей жилой площади вне очереди.

Комитет по образованию Администрации Волгоградской области просят рассматривать дело в отсутствие их представителя. С иском согласны.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что истец Сердюкова Т.В. является сиротой, поскольку родители истицы ФИО5 и В.А. решением Котовского районного суда от 07.10.1999 года лишены родительских прав отношении истицы.

В судебном заседании истица пояснила, что в январе 2009 года она обратилась в орган опеки и попечительства Администрации Котовского муниципального района по жилищному вопросу.

Постановлением Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 28.08.2009 года Номер обезличен «О признании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с целью постановки на учёт в единый общий список» Сердюкова Т.В. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и поставлена на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в единый общий список (очередь) под номером 77.

В настоящее время истица обучается на 2 курсе очного отделения в ГОУ «Камышинский политехнический колледж», окончание обучения - 30.06.2012 года, что подтверждается справкой с Камышинского политехнического колледжа.

Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Сердюковой Т.В.

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация» Волгоградский филиал Котовского отделение от Дата обезличена г. Номер обезличен Сердюкова Т.В. не участвовала в приватизации жилищного фонда в ..., ..., ... ; жилого помещения, частного домовладения и недвижимого имущества в собственности не зарегистрировано.

В судебном заседании истица пояснила, что за ней закреплено домовладение по ..., ... в ... района ..., однако данное жилье не пригодно для проживания, так как оно не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам.

Согласно Акта осмотра жилого дома в ... муниципального района по ..., ... от 17.08.2010 года, внутри помещения полностью демонтированы полы, отсутствуют трубы водяного отопления, также поврежден потолок.

Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, перечисленными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья.

Отсутствие в ЖК РФ данного указания говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.

Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.

Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди.

Более того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя в силе решение Самарского областного суда от 12.10.2007, которым признан недействительным п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона Самарской области от 05.07.2005 N 139-ГД "О жилище", предусматривавший, что граждане, имеющие в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включаются в отдельный список, указала, что установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства (Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2007 N 46-Г07-33).

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Доводы ответчиков при рассмотрении дел о предоставлении жилья вне очереди детям-сиротам о том, что строительство жилья не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить детям жилое помещение, не основаны на законе". Таким образом, внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования истца Сердюковой Т.В. и обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить Сердюковой Т.В. после окончания ГОУ КПК Номер обезличен ... вне очереди жилую площадь по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей»,

СУД

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить Сердюковой Тамаре Владимировне после окончания ГОУ КПК Номер обезличен ... - 30.06.2012 года вне очереди жилую площадь по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.

Судья: подпись Т.А.Карагодина