Решение по иску Вискалиной Е.В. к адм. Котовск. р-на о предоставл. жилой площади соц. найма вне оче



Гр.д. №2-912/10Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д

В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И

в составе председательствующего судьи Карагодиной Т.А.

при секретаре Колесниковой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово,

10 сентября 2010 года

дело по иску Вискалиной Елены Владимировны

к Администрации Котовского муниципального района

Волгоградской области

о предоставлении жилой площади социального найма вне

очереди,

У С Т А Н О В И Л:

Вискалина Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о предоставлении жилой площади вне очереди.

Указывает, что она является сиротой, так как её родители умерли (отец ФИО3 - Дата обезличенаг., мать ФИО2 -Дата обезличена г.). Она проживала под опекой до июня 2005 года, затем была помещена ГОУ «Детский дом» г Котово, где находилась до сентября 2005 года, то есть до поступления в профессиональное училище Номер обезличен ....

На запрос администрации ГОУ «ПУ 22» о сохранности закрепленного жилья отдел по образованию Администрации Котовского муниципального района сообщил, что за ней было закреплено право на проживание в домовладении по ..., ..., ...., где она была прописана, что данное домовладение находится в плохом санитарно-техническом состоянии, и обеспечение её жилой площадью будет произведено по мере необходимости и на основании представленных документов в соответствии с существующим законодательством. За ней было закреплено право на проживание по ..., ..., ... в соответствии с постановлением Главы администрации Котовского муниципального района Номер обезличен от 16.06.2005 года, несмотря на то, что данное домовладение на тот момент было уже непригодное для проживания.

10.12.2007 года перед окончанием училища она обратилась в орган опеки и попечительства с заявлением о включении её в список очередности и представила все необходимые документы, на основании которых постановлением Главы Котовского муниципального района Номер обезличен от 26.12.2007 года она была признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма и поставлена в льготный список под Номер обезличен. 30.06.2008 г она закончила училище и вернулась в .... В органе опеки ей пояснили, что очередность продвинулась на 10 человек, но предоставить ей жилье вне очереди отказали, несмотря на то, что такая необходимость наступила.

Органы местного самоуправления муниципального района или городского округа на территории которого имеется жилое помещение, находящееся в собственности или закрепленное за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, переданными в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ведут учет и обеспечивают сохранность имущества и закрепленных за детьми жилых помещений; организуют управление данным имуществом и подготовку к заселению возвращающихся из указанных учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.1 ст. 4 Закона Волгоградской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области" ОД № 1147 от 15.12.2005 г.). соответствии с п. 1.1 вышеназванной статьи данного нормативного акта говорится, что в случае невозможности вселения детей-сирот в закрепление жилое помещение, органы местного самоуправления обеспечивают их вне очереди равноценной жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.

Жилье, где за ней закреплено право на проживание, не сохранено и не подготовлено к его заселению, её просто оставили на улице. В настоящее время она ждёт рождения ребенка, снимает угол в частном жилье, где нет необходимых условий, хозяйка больна туберкулезом, она испытывает материальные трудности и снимать другое жилье не в состоянии.

Просит обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области вне очереди обеспечить её по договору социального найма жилой площадью равноценной закрепленному за ней и не сохраненному жилому помещению.

Истец Вискалина Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования и просит их удовлетворить.

Представитель ответчиков Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области и службы по исполнению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по доверенностям Ромашова Е.В. с иском согласна. Пояснила, что действительно Вискалина Е.В. является сиротой, за ней было закреплено жильё, но в настоящее время данное жилье не пригодно для проживания, поэтому истица имеет право на предоставление ей жилой площади вне очереди.

Комитет по образованию Администрации Волгоградской области просят рассматривать дело в отсутствие их представителя. С иском согласны.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что истец Вискалина Е.В. является сиротой, поскольку Дата обезличена года умер отец истицы ФИО3, что подтверждается свидетельством смерти -л.д.4, Дата обезличена года умерла мать истца ФИО2, что подтверждается свидетельством о смерти -л.д.5.

10.12.2007 года Вискалина Е.В. обратилась в Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области с письменным заявлением, в котором просила поставить её на учёт нуждающихся в жилом помещении, поскольку у нее нет собственного жилья. Домовладение, в котором ранее проживала её семья, расположенное по ..., ..., ... в ... области не пригодно для проживания.

Постановлением Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 26.12.2007 годаНомер обезличен «О признании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с целью постановки на учёт в единый общий список» Вискалина Е.В. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и поставлена на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в единый общий список (очередь) под номером 35.

Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Вискалиной Е.В.

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация» Волгоградский филиал Котовского отделение от 30.07.2010 г. Номер обезличен Вискалина Е.В. не участвовала в приватизации жилищного фонда в ..., ..., ... ; жилого помещения, частного домовладения и недвижимого имущества в собственности не зарегистрировано.

В судебном заседании истица пояснила, что за ней закреплено домовладение по ..., ..., ... в ... области, однако данное жилье не пригодно для проживания, так как оно не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам.

Согласно справки о соответствии (несоответствии) жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам от Дата обезличена года, комиссия при обследовании санитарно-технического состояния помещения сироты Вискалиной Е.В. по адресу: ..., ..., ..., ... жилое помещение не соответствует санитарным и техническим нормам и правилам.

Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, перечисленными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья.

Отсутствие в ЖК РФ данного указания говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.

Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.

Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди.

Более того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя в силе решение Самарского областного суда от 12.10.2007, которым признан недействительным п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона Самарской области от 05.07.2005 N 139-ГД "О жилище", предусматривавший, что граждане, имеющие в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включаются в отдельный список, указала, что установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства (Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2007 N 46-Г07-33).

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Доводы ответчиков при рассмотрении дел о предоставлении жилья вне очереди детям-сиротам о том, что строительство жилья не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить детям жилое помещение, не основаны на законе". Таким образом, внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования истца Вискалиной Е.В. и обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области представить Вискалиной Е.В. вне очереди жилую площадь по месту жительства в ..., ... не ниже установленных социальных норм.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей»,

СУД

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить Вискалиной Елене Владимировне вне очереди жилую площадь по договору социального найма по месту жительства в ..., ... не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.

Судья подпись Т.А. Карагодина