№ 2-1247/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д
В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И
в составе председательствующего судьи Карагодиной Т.А.
при секретареКолесниковой М.С.
с участием прокурораЯковлева А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово,
25 ноября 2010 года
дело по искуПрокурора Котовского района в интересах
Мохнач С.В.
к Администрации Котовского муниципального района
Волгоградской области
о предоставлении жилой площади по договору
социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Котовского района обратился в суд в интересах Мохнач С.В. с иском к Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о предоставлении жилой площади по договору социального найма.
Указывает, что в прокуратуру Котовского района обратился гр. Мохнач С.В. по вопросу не правильной постановки его на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья.
В ходе проверки доводов заявителя было установлено следующее. Согласно Постановлению главы Котовского муниципального района Волгоградской области от 26.12.2007 года № 1791 «О признании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающимися в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в целях постановки на учет в льготный список» Мохнач С.В. поставлен на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма и поставлен на учет в льготный список предоставления жилья на условиях социального найма.
Как следует из Постановления №1791 от 26.12.2007 года Мохнач С.В. в общем списке очередности значится под №.
Кроме того, по общему правилу, установленному ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Часть 2 названной статьи определяет, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
-гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
-детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях;
- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.
В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.
Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).
Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди.
Внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.
В соответствии с п.2 ч.4 Закона Волгоградской области №1147-ОД от 15.12.2005 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.
Необходимость обращения в суд прокурора в интересах Мохнач С.В. обусловлено тем, что он не может самостоятельно защищать свои интересы в суде и обратится в прокуратуру Котовского района для защиты своих прав.
Просит обязать администрацию Котовского муниципального района обеспечить Мохнач С.В. по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Обязать администрацию Котовского муниципального района привести в соответствие список лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья.
В судебном заседании истец прокурор Котовского района Волгоградской области Яковлев А.А. уточнил заявленные требования. От требований в части об обязании администрации Котовского муниципального района привести в соответствие список лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья отказался. Просит обязать администрацию Котовского муниципального района обеспечить Мохнач С.В. по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Мохнач С.В. и его представитель Шилов В.Н. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по доверенности Моисеева Н.М. с иском согласна. Пояснила, что действительно Мохнач С.В. нуждается в жилье и состоит на учет как нуждающийся в жилом помещении. Закрепленного за ним жилья не имеется.
Представитель службы по исполнению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по доверенности Попукалова Л.А. с иском согласна.
Комитет по образованию Администрации Волгоградской области просят рассматривать дело в отсутствие их представителя. С иском согласны.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что Мохнач является сиротой, поскольку его мать ФИО9 решением Котовского районного суда Волгоградской области от 03.03.1995 года была лишена родительских прав в отношении сына Мохнач С.В., дочери ФИО2, сына ФИО3.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти – л.д. 12.
Постановлением Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 26.12.2007 года №1791 «О признании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с целью постановки на учёт в льготный список» Мохнач С.В. был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и поставлен на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в льготный список (очередь) под номером 33.
Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация» Волгоградский филиал Котовского отделение от 12.03.2010 г. № Мохнач С.В. не участвовал в приватизации жилищного фонда в г. Котово, Котовском районе, Волгоградской области ; жилого помещения, частного домовладения и недвижимого имущества в собственности не зарегистрировано.
01.09.2001 года Мохнач С.В. поступил в Профессиональное училище № <адрес>, 30 июня 2004 года окончил полный курс названного училища с получением среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии «Сварщик», что подтверждается Дипломом.
В судебном заседании Мохнач С.В. пояснил, что за ним жилого помещения никогда не закреплялось.
Согласно Акта проверки жилого помещения несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей (опекаемого) по адресу: <адрес>, комиссия установила, что жилое помещение находится в доме, принадлежащем собственнику ФИО9 на основании похозяйственной книги №, указано, что на момент обследования 15.03.2010 года дом отсутствует – л.д.5.
Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, перечисленными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья.
Отсутствие в ЖК РФ данного указания говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.
В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.
Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.
Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).
Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди.
Более того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя в силе решение Самарского областного суда от 12.10.2007, которым признан недействительным п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона Самарской области от 05.07.2005 N 139-ГД "О жилище", предусматривавший, что граждане, имеющие в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включаются в отдельный список, указала, что установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства (Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2007 N 46-Г07-33).
Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Доводы ответчиков при рассмотрении дел о предоставлении жилья вне очереди детям-сиротам о том, что строительство жилья не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить детям жилое помещение, не основаны на законе". Таким образом, внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Котовского района и обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить Мохнач С.В. вне очереди жилую площадь по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей»,
СУД
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить Мохнач С.В. по месту жительства вне очереди жилую площадь не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Судья : подписьТ.А.Карагодина