№ 2-1305/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д
В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И
в составе председательствующего судьи Карагодиной Т.А.
при секретареКолесниковой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово,
30 ноября 2010 года
дело по искуСерова А.А.
к Администрации Котовского муниципального района
Волгоградской области
о предоставлении жилой площади социального найма вне
очереди,
У С Т А Н О В И Л:
Серов А.А. обратился в суд с иском к Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о предоставлении жилой площади вне очереди.
Указывает, что он из числа детей оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители были лишены родительских прав, мать ФИО1 23 марта 1992 года, а отец ФИО2 02 октября 2003 года. Он жил и воспитывался в приёмной семье до 16 лет. Затем он учился в училище, работал и служил в Армии. После возвращения из армии в 2008 году жилья у него не было и орган опеки и попечительства поставил его на учёт нуждающихся в получении жилья социального найма под № 75.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.2 ст. 4 Закона Волгоградской области «О мерах социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» № 1147 ОД от 15 декабря 2005 года дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Просит обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить ему жильё социального найма вне очереди.
Истец Серов А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по доверенности Моисеева Н.М. с иском не согласна, поскольку имеется решение Котовского районного суда от 11 ноября 2003 года, которым за Серовым А.А. признано права пользования и проживания в <адрес> в <адрес>. Пояснила, что на сегодняшний день, какого – либо документа подтверждающего, что за Серовым А.А. закреплено жильё нет.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Котовского муниципального района по доверенности Климанова Л.Ф. требования Серова А.А. поддерживает. Пояснила, что Серов А.А. был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья социального найма, но до настоящего времени жильём не обеспечен. В их учётном деле, каких – либо документов подтверждающих факт закрепления за Серовым А.А. жилого помещения нет.
Комитет по образованию Администрации Волгоградской области просят рассматривать дело в отсутствие их представителя.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что истец Серов А.А. является сиротой, поскольку его родители были лишены родительских прав, мать ФИО1 решением Котовского районного суда от 23 марта 1992 года, отец ФИО2 решением Котовского районного суда от 02 октября 2003 года.
В судебном заседании истец пояснил, что до 16 - летнего возраста он воспитывался в приёмной семье Школьниковых в г. Волгограде. Затем он проживал у бабушки в г. Котово. После службы в армии он вернулся в г. Котово и поскольку жилья у него не было орган опеки и попечительства поставил его на учёт как нуждающегося в получении жилья социального найма. Однако до настоящего времени жильём он не обеспечен. При обращении в орган опеки и попечительства Администрации Котовского муниципального района по жилищному вопросу ему пояснили, что его очередь для получения жилья еще не подошла.
Постановлением Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 26.06.2009 года № «Об утверждении льготного списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья на территории Котовского района по состоянию на 01.07.2009год» Серов А.А. был включён в льготный список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися во внеочередном обеспечении жилым помещение по договору социального найма на территории Котовского района под номером №.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Серова А.А.
Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация» Волгоградский филиал Котовского отделение от 26 февраля 2010 г. № Серов А.А. не участвовал в приватизации жилищного фонда в <адрес> и <адрес>; жилого помещения, частного домовладения и недвижимого имущества в собственности не зарегистрировано.
Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, перечисленными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья.
Отсутствие в ЖК РФ данного указания говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.
В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.
Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.
Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).
Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди.
Более того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя в силе решение Самарского областного суда от 12.10.2007, которым признан недействительным п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона Самарской области от 05.07.2005 N 139-ГД "О жилище", предусматривавший, что граждане, имеющие в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включаются в отдельный список, указала, что установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства (Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2007 N 46-Г07-33).
Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Доводы ответчиков при рассмотрении дел о предоставлении жилья вне очереди детям-сиротам о том, что строительство жилья не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить детям жилое помещение, не основаны на законе". Таким образом, внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.
Доводы представителя Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о том, что по решению Котовского районного суда от 11 ноября 2003 года за Серовым А.А. признано право пользования и проживания в <адрес> в <адрес> не являются основанием для отказа Серову А.А. в иске, поскольку данные доводы не основаны на законе. Кроме того, каких – либо документов, подтверждающих, что Серов А.А. имеет в собственности либо за ним закреплено жилое помещение нет.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования истца Серова А.А. и обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить Серову А.А. вне очереди жилую площадь по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей»,
СУД
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить Серову А.А. по месту жительства вне очереди жилую площадь по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Судья: подписьТ.А. Карагодина