Решение по иску Калмыкова А.А. к Управлению соц. защиты населения администрац. Волгоградской области, ТУСЗН администрации Волгоградской области по Котовскому району, Федеральной службе по труду и занятости населен. об увелич. суммы возмещен. вреда



№ 2-53\2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д

В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И

в составе председательствующего судьиКарагодиной Т.А.

при секретареКолесниковой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово

17 декабря 2010 года

дело по иску Калмыкова А.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Волгоградской области, Территориальному Управлению социальной защиты населения администрации Волгоградской области по Котовскому району, Федеральной службе по труду и занятости населения об увеличении сумм возмещения вреда здоровью,

У С Т А Н О В И Л:

Калмыков А.А. обратился в суд с иском к Территориальному Управлению социальной защиты населения администрации Волгоградской области по Котовскому району, Управлению социальной защиты населения администрации Волгоградской области, Федеральной службе по труду и занятости населения об увеличении сумм возмещения вреда здоровью.

Указывает, что он является инвалидом второй группы вследствие причинения вреда здоровью связанного с выполнением работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с решением Котовского районного суда от 20.10.2008г. по гражданскому делу №2-1061/2008г. Территориальное Управление по Котовскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области назначило мне ежемесячную денежную компенсацию в возмещению вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере <данные изъяты> руб.17 коп. с последующими индексациями. 1 марта 2010 года закончился срок действия решения суда. 4 февраля 2010 года он прошел медицинское освидетельствование. В результате ему была установлена II группа инвалидности (бессрочно).

Ежемесячная денежная компенсация в возмещению вреда здоровью с применением ежегодных индексов на 01.03. 2010г. по II группе составляет <данные изъяты> руб.39 коп.:

С 1 января 2000 г. <данные изъяты> х 1,581 = <данные изъяты>.18 коп.По МРОТ. 1,581

С 1 января 2001 г.<данные изъяты> х 1,515 = <данные изъяты> руб.86 коп.По МРОТ. 1,515

С 15 февраля 2001г. <данные изъяты> руб.

С 1 января 2002 г. <данные изъяты> х 1,27= <данные изъяты>.00 коп.По ВПМ 1,27 для пенсионеров

С 1 января 2003 г. <данные изъяты> х 1,12 = <данные изъяты>.00 коп.

С 1 января 2004 г. <данные изъяты> х 1,1 = <данные изъяты>.60 коп.Пост. ПР. РФ №143 от 03.03.07г.

С 1 января 2005 г. <данные изъяты> х 1,11 = <данные изъяты>.88 коп.

С 1 января 2006 г. <данные изъяты> х 1,09 = <данные изъяты> руб.65 коп.

С1января 2007г.<данные изъяты> 64х 1,08 = <данные изъяты> руб.26 коп.

С1января 2008г. <данные изъяты> х 1,105 = <данные изъяты>.94 коп.

С1января 2009 г.<данные изъяты> х 1.13 = <данные изъяты> руб. 17 коп. Пост. ПР. РФ №545 от 07.07.09г.

С1января 2010г. <данные изъяты> х 1.1 = <данные изъяты> руб. 39 коп. Пост. ПР. РФ №1024 от 16.12.09г.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещению вреда здоровью которую он получает с 1 марта 2010г. составляет <данные изъяты> руб. 93 коп.

Расчет недоплаченных сумм ВВЗ с 01.03.2010г. по 31.11.2010г.:

<данные изъяты> – <данные изъяты> = <данные изъяты> х 9 мес. = <данные изъяты> руб. 14 коп.

Просит обязать Территориальное управление по Котовскому району Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области установить ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. 39 коп. начиная с 01.03.2010г. с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством.

Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области включить его в списки для передачи в Управление Федеральной службы по труду и занятости населения на выплату единовременной суммы задолжности по возмещению вреда здоровью за период с 01.03.2010г. по 31.11.2010г. включительно в размере <данные изъяты> руб. 14 коп.

Обязать Управление Федеральной службы по труду и занятости населения перечислить ему вышеуказанную сумму на его лицевой счет, открытый в кредитной организации по месту жительства.

От истца поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика - Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, хотя о времени и мете судебного заседания были извещены надлежащим образом. О причине неявки суду не сообщили. Суд считает причину неявки неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Из Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Представили возражение на исковое заявление. Согласны с расчетом суммы индексации, предоставленным истцом, однако уточняют, что ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда следует установить с 01.12.2010 г., поскольку расчет произведен за период с 01.03.2010 г. по 30.11.2010 г. включительно. Возражают против удовлетворения требований истца о передаче списков в Управление федеральной службы по труду и занятости населения и обязании этой службы перечислить ему единовременную сумму задолженности, поскольку такой организации не существует, существует Федеральная служба по труду и занятости. Просят освободить от оплаты госпошлины в соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ.

Представитель ответчика - Территориального Управления по Котовскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области по доверенности Фомичева О.А. с иском согласна.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя Территориального Управления по Котовскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области по доверенности Фомичеву О.А., суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что истец является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом 2 группы, вследствие причинения вреда здоровью, связанного с выполнением работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 04 февраля 2010 года, что подтверждается справкой МСЭ, удостоверением инвалида. Группа инвалидности установлена без очередного переосвидетельствования.

В судебном заседании установлено, что Калмыков А.А. получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 базового закона (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ), ст. 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2288), ст. 318 ГК РФ (в редакции действовавшей с 01 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.), допустившими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размер оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 01 июля 2000 г. до 01 января 2001 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 ФЗ от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Учитывая, что согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. №11-П денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2000 г. до 15 февраля 2001 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанного в статье 1 ФЗ от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона и статьей 3 Федерального закона от 07 августа 2000 руб. №122 ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ».

Таким образом, суммы возмещения вреда в указанный период подлежали индексации с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с июля 2000 г., равного 1,581, а с января 2001 г. с учетом коэффициента равного 1,515.

Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. «О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и в ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлена ежегодная индексация размеров возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам исходя из роста уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Ст. 3 названного Закона установлена индексация сумм возмещения вреда за прошедшее время с 19 июня 2002 г. к размеру возмещения вреда, установленных законодательством, коэффициентов роста уровня инфляции.

В то же время в п. 3.2 определения Конституционного Суда РФ от 02 октября 2005 г. указано, что решение вопроса об определении материальной защищенности граждан с учетом порядка регулирования по росту инфляции предполагает исследование фактических обстоятельств, включая сопоставление размеров подлежащих уплате таким гражданам компенсационных сумм в рамках соответствующего периода, рассчитанных на основе нового критерия индексации (уровня инфляции), с размерами сумм, рассчитанных на основе показателей прожиточного минимума в субъектах РФ. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. как гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом.

Таким образом, Конституционный Суд РФ допускает возможность при рассмотрении конкретных дел компенсационной суммы за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. исходя из ранее действовавшего критерия индексации по 29 мая 2004 г. исходя из ранее действовавшего критерия индексации по ВПМ в субъекте РФ.

Таким образом, суд имеет права установить сумму доплаты за указанный период в целях сохранения материальной защищенности граждан.

Дальнейшая индексация ежемесячной суммы возмещения вреда должна производиться с применением индексов роста инфляции, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Однако истец просит проиндексировать размер возмещения вреда на коэффициенты МРОТ и инфляции.

Правительством РФ ежегодно принимается нормативные правовые акты об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Постановление правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 847 «Об индексации в 2004 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2005 г. № 292 «Об индексации в 2005 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановление правительства РФ от 24 мая 2006 г. №163 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 07 мая 2005 г. № 292 и от 09 августа 2005 г. № 496», Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. № 246 «Об индексации в 2006 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановление Правительства РФ от 03 марта 2007 г. № 143 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 07 мая 2005 г. № 292, от 09 августа 2005 г. № 496 и от 25 апреля 2006 г. № 246»), Постановление Правительства РФ от 03.09.2008 г. № 655, от 07.07.2009 г. № 545 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 21.12.2007 г. № 914». Постановление Правительства РФ от 16.12.2009 N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

В соответствии с решением Котовского районного суда от 20.10.2008 г., ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, предусмотренная п. 15 ст. 14 и Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", была пересчитана с учетом коэффициентов роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000 г. - 1,588 и с 01.01.2001г. - 1,515, а также с учетом индексов роста величины прожиточного минимума по Волгоградской области с 01.01.2002 г. - 1.27. Последующая индексация с 01.01.2003 г. произведена исходя из роста уровня инфляции, установленного в федеральном бюджете на текущий год.

Решением суда установлено к выплате истцу по третьей группе инвалидности с 01 сентября 2008 года ежемесячно в размере <данные изъяты>.17коп. с последующей индексацией указанной суммы согласно действующему законодательству РФ, до очередного медицинского переосвидетельствования, то есть до 01.03.2010 г.

Размер, установленный по решению суда, был проиндексирован в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 655 от 03.09.2008 г., № 545 от 07.07.2009 г. и № 1024 от 16.12.2009 г. и составил с 01.01.2010г. <данные изъяты> руб.76 коп. Данное решение суда исполнялось по 28 февраля 2010 года.

На основании справки МСЭ об установлении 2 группы инвалидности без ограничения срока с 01 марта 2010 г. Калмыкову А.А. установлена к выплате ежемесячная денежная компенсации в возмещение вреда в размере, установленном Постановлением Правительства РФ № от 16.12.2009 г. по 2 группе инвалидности - <данные изъяты> руб. 93 коп.

В то время как ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью с применением ежегодных индексов на 01.03.2010 г. по 2 группе инвалидности составляет <данные изъяты> руб.

С 01 января 2000 г. <данные изъяты> х 1,581 = <данные изъяты> руб. 18 коп.По МРОТ. 1,581

С 01 января 2001 г. <данные изъяты> х 1,515 = <данные изъяты> руб. 86 коп. По МРОТ 1,515

С 15 февраля 2001 г. <данные изъяты> руб.

С 01 января 2002 г. <данные изъяты> х 1,27 = <данные изъяты> руб. 00 коп.По ВПМ 1,27 для пенсионеров

С 01 января 2003 г. <данные изъяты> х 1,12 = <данные изъяты> руб. 00 коп.

С 01 января 2004 г. <данные изъяты> х 1,1 = <данные изъяты> руб. 60 коп.Пост. ПР.РФ № 143 от 03.03.07 г.

С 01 января 2005 г. <данные изъяты> х 1,11 = <данные изъяты> руб. 88 коп.

С 01 января 2006 г. <данные изъяты> х 1,09 = <данные изъяты> руб. 65 коп.

С 01 января 2007 г. <данные изъяты> х 1,08 = <данные изъяты> руб. 26 коп.

С 01 января 2008 г. <данные изъяты> х 1,105 = <данные изъяты> руб. 94 коп.

С 01 января 2009 г. <данные изъяты> х 1,13 = <данные изъяты> руб. 17 коп.Пост. ПР.РФ № 545 от 07.07.09 г.

С 01 января 2010 г. <данные изъяты> х 1,1 = <данные изъяты> руб. 39 коп.Пост. ПР.РФ № 1024 от 16.12.2009 г.

Следовательно, ежемесячная денежная компенсация Калмыкову А.А. составляет <данные изъяты> руб. 39 коп., а сумма недоплаты по суммам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период времени с 01 марта 2010 г. по 30 ноября 2010 г. составляет <данные изъяты> – <данные изъяты> = <данные изъяты> х 9 мес. = <данные изъяты> руб. 14 коп.

В п. 16 Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года № 7 (ред. от 11.05.2007)

"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указано, что учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №872 от 30 декабря 2006 г. «О финансовом обеспечении в 2007 г. расходных обязательств РФ, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области на основании информации территориальных органов социальной защиты населения, принимающих решение о выплате денежной компенсации, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации ежемесячно составляют реестры и представляют их в Федеральную службу по труду и занятости.

Как установлено в судебном заседании, установленные действующим законодательством различные компенсации, выплачиваемые «инвалидам - чернобыльцам» в возмещение вреда здоровью, государством надлежащим образом не индексировались, механизм индексации носил неопределенный характер, что до 2005 г. не позволяло в обязательном порядке и надлежащим образом повышать размеры денежных компенсаций в связи с чем в силу ст.ст. 79 ч.2,4 Закона «О Конституционном Суде России» до внесения изменений в действующее законодательство, исходя из прямого действия Конституции РФ и правовых позиций Конституционного Суда (постановление от 19 июня 2002 г. №11-П) надлежащую индексацию выплачиваемых «инвалидам – чернобыльцам» сумм вправе осуществлять суды общей юрисдикции.

П. 4 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607 с изменениями от 21.12.2004 года, 20.06.2005 года, предусматривает, что начисление и выплата денежной компенсации производится органами социальной защиты населения.

П. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2000 года (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7, от 11.05.2007 N 23) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что в силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

(п. 3 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.05.2007 N 23).

В соответствии с частью 3 ст. 209 ГПК РФ в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на размер платежа или его продолжительность, каждая сторона путём предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей.

В данном случае истцу установили инвалидность по 2 группе без ограничения срока. В связи с этим обстоятельством, учитывая действующее решение Котовского районного суда от 20.10.2008 г., истец может правомерно претендовать с 1 марта 2010 года на продление выплаты периодического платежа в размере – <данные изъяты> руб. 39 коп., с учетом индексации, установленной решением суда от 20.10.2008 г. (2500х1,27, 12х1, 1х1, 11х1, 09х1, 08х1, 105х1, 13х1,1).

Поскольку истец произвел расчет доплаты за период с 01.03.2010 г. по 30.11.2010 г. включительно, то ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда следует установить с 01.12.2010 г.

Руководствуясь ст. ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать территориальное управление по Котовскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области установить Калмыкову А.А. ежемесячную денежную компенсацию в возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей 39 копеек, начиная с 01 декабря 2010 года с последующей индексацией указанной суммы в соответствии в действующим законодательством, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области включить Калмыкова А.А. в списки для передачи в Федеральную службу по труду и занятости на выплату единовременной суммы задолженности по возмещению вреда здоровью за период с 01 марта 2010 года по 30 ноября 2010 года в размере <данные изъяты> рублей 14 копеек.

Обязать Федеральную службу по труду и занятости перечислить Калмыкову А.А. <данные изъяты> рублей 14 копеек на его лицевой счет, открытый в кредитной организации по месту жительства, на основании списков Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области за счет средств федерального бюджета, выделенных на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.

Судья:: подписьТ.А. Карагодина