№ 2-129/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д
В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И
в составе председательствующего федерального судьи Карагодиной Т.А.
при секретареКолесниковой М.С.
с участием прокурораМусина Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово
17 января 2011 года
дело по иску прокурора Котовского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области об обязании разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Котовского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области, МУП ЖКХ «Купцовское» об обязании разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Указывает, что прокуратурой Котовского района проведена проверка в деятельности МУП ЖКХ «Купцовское», в ходе которой были выявлены нарушения природоохранного законодательства.
Для осуществления хозяйственно-бытового водоснабжения МУП ЖКХ «Купцовское» используется скважина: №, глубиной 25 метров, расположенная в с.Купцово Котовского района Волгоградской области. Данная скважина эксплуатируется МУП ЖКХ «Купцовское» на основании договора о закреплении муниципального имущества администрации Купцовского сельского поселения на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ «Купцовское».
МУП ЖКХ «Купцовское» и Администрация Купцовского сельского поселения, обеспечивая население питьевой водой из источников питьевого водоснабжения при отсутствии утвержденного проекта ЗСО, имеющего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, нарушает требования природоохранного и санитарного законодательства.
Тем самым, нарушаются права потребителей услуг водоснабжения - жителей Купцовского сельского поселения, а также права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, временно находящихся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться), то есть субъектов персонифицировать которых невозможно.
В соответствии со ст. 39 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
Просит обязать МУП ЖКХ «Купцовское» и администрацию Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании зам. прокурора Котовского района Мусин Р.А. поддержал заявленные требования и уточнил их. Просит обязать Администрацию Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. А МУП ЖКХ «Купцовское» перевести в разряд третьих лиц, так как они собственниками указанной скважины не являются, а занимаются лишь её обслуживанием.
Представитель ответчика глава Администрации Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области Вдовин В.А. с иском согласен.
Третье лицо МУП ЖКХ «Купцовское» просят рассматривать дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Котовского района проведена проверка в деятельности МУП ЖКХ «Купцовское», в ходе которой были выявлены нарушения природоохранного законодательства.
Основным видом деятельности УП ЖКХ «Купцовское» является обслуживание и содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, находящегося на территории Купцовского сельского поселения.
Для осуществления хозяйственно-бытового водоснабжения МУП ЖКХ «Купцовское» используется скважина: №, глубиной 25 метров, расположенная в <адрес>. Данная скважина эксплуатируется МУП ЖКХ «Купцовское» на основании договора о закреплении муниципального имущества администрации Купцовского сельского поселения на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ «Купцовское».
В силу ст. 43 Водного кодекса РФ №74-ФЗ от 03.06.2006 года, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные и подземные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в свою очередь устанавливается законодательством о недрах.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 г. №10 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02».
Указанные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Пунктом 1.4 настоящих СанПиН определено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Вместе с тем, перечисленные обязательные требования законодательства в деятельности МУП ЖКХ «Купцовское» при эксплуатации водозаборных скважин не соблюдаются, а именно: МУП ЖКХ «Купцовское» в административных границах Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области используется источники питьевого водоснабжения (артезианские скважины) при отсутствии утвержденных проектов ЗСО и заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на эти же скважины, т.е. нарушая при этом требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», окружающая среда - совокупность компонентов природной среды (куда помимо земли, почвы, воды, атмосферного воздуха, растительного, животного мира, входят и недра), обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно требований ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу п. 3 ст. 43 Водного кодекса РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006г., порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.
Исходя из положений ст. 23 данного Закона к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся:
охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку (пункт 7);
предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 11).
В целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02». Указанные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Пунктом 1.4 приведенных СанПиН определено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 3.2.1.1 СанПиН, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Не допускается водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды (п. 3.2.1.2 СанПиН).
Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В соответствии с пунктом 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г., проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Вместе с тем, как установлено проверкой указанные требования МУП ЖКХ «Купцовское» не выполняются: отсутствует проект зоны санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологического заключение о соответствии его санитарным правилам.
Выполнение указанных требований законодательства должно быть возложено на администрацию Купцовского сельского поселения, поскольку она является собственником имущества и органом местного самоуправления, а в соответствии с положениями ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения.
МУП ЖКХ «Купцовское» и Администрация Купцовского сельского поселения, обеспечивая население питьевой водой из источников питьевого водоснабжения при отсутствии утвержденного проекта ЗСО, имеющего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, нарушает требования природоохранного и санитарного законодательства.
Тем самым, нарушаются права потребителей услуг водоснабжения - жителей Купцовского сельского поселения, а также права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, временно находящихся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться), то есть субъектов персонифицировать которых невозможно.
В соответствии со ст. 39 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать Администрацию Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
СУД
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения скважины №, глубиной 25 метров, расположенную в <адрес> и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
СУДЬЯ : подписьТ.А. Карагодина