Решение по иску Сучковой Г.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Котовском районе о включении периодов работы в специальный стаж и назначение пенсии



№ 2-212/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д

В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И

В составе председательствующего судьи Т.А. Карагодиной

При секретареМ.С. Колесниковой

при участии адвокатаЕ.В.Деминой

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово

11 февраля 2011 года

дело по искуСучковой Г.В.

к Управлению Пенсионного фонда РФ в Котовском районе

Волгоградской области

о включении периодов работы в специальный стаж

и назначение пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Сучкова Г.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда в Котовском районе Волгоградской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначение пенсии.

Указывает, что решением ГУ-У правления Пенсионного фонда РФ в Котовском районе ей оказано в зачёте в специальный стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 10 лет 11мес. 15дн. в должности фельдшера по приёму вызовов, в связи с этим отказано в назначении пенсии по старости по статье 27 п.1 пп.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия 30 лет медицинского стажа, требуемого для определения права на пенсию по выслуге лет. С данным решением она не согласна по следующим основаниям: к зачёту в специальный стаж Пенсионный фонд засчитал 19лет.00мес.12дн.- периоды работы в должности среднего медицинского персонала. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20декабря 2005г.№25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в п.9 указывает на необходимость учитывать и разрешать в суде эти дела исходя из тождественности выполняемых работ, условий и характера деятельности, условий выполняемых истцом функций. Согласно приказа Минздрава РФ от 26.03.1999г. №100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению РФ» в штатных расписаниях медицинского персонала скорой медицинской помощи наименование должности «фельдшер» были дополнены поясняющими словами «по приему вызовов» для определения порядка установления окладов, доплат, надбавок, связанных с дифференциацией должностей при неизменности функциональных обязанностей «фельдшера».

Списком должностей, утверждённых Постановлением РФ №1066 от 22.09.1999г. и Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. предусмотрена должность фельдшера, в связи с чем считает, что дополнение должности фельдшера записью «фельдшер по приёму вызовов» уточняет характер работы, а не является самостоятельной должностью и следовательно не может служить основанием для отказа в назначении пенсии. Так, согласно Приказа Минздрава РФ №100 от 26.03.1999г. «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению РФ» фельдшер по приёму вызовов является фельдшером станции (отделения) скорой медицинской помощи. Более того, согласно должностной инструкции фельдшера по приёму вызовов она должна владеть знаниями в соответствии с квалификационной характеристикой фельдшера скорой медицинской помощи и в её должностные обязанности входит оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, непосредственно обратившимся в отделение скорой помощи при отсутствии фельдшеров выездных бригад.

Также, согласно Приказа №160 от 15.10.1999г. «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ», фельдшер по приёму вызовов входит в список среднего медицинского персонала оказывающего медицинскую помощь. Более того, она также как и фельдшер выездных бригад имеет предусмотренные законом льготы: надбавку к заработной плате по дополнительному соглашению к трудовому договору о повышении качества и доступности медицинской помощи, оказываемой медицинскими работниками скорой медицинской помощи, дополнительные 14 дней к основному отпуску в связи с вредными условиями труда, ночные, «колёсные» т.е., надбавку за стаж, также в её функциональные обязанности входит предрейсовый, текущий и послерейсовый ежедневный медицинский осмотр водителей скорой медицинской помощи, поликлиники, детской консультации, администрации ЦРБ, пищеблока ЦРБ, а также по дополнительным соглашениям проводится ежедневный медосмотр водителей различных организаций : школа №6, школа № 1, школа№3, электросети, энэргобаланс, культура, ФОМС, «Турдизель», «Арнаутов», блок защиты, неведомственная охрана, туберкулёзное отделение, рыбохотнадзор, Волгонефтегаз», РАЙПО, райадминистрация. Более того, работая в должности фельдшера по приему вызовов неоднократно на неё накладывались должностные обязанности фельдшера выездной бригады. Имеет сертификат специалиста, высшую квалификационную категорию по специальности «Лечебное дело», допуски к проведению медосмотров и всю свою трудовую жизнь проработала именно фельдшером, постоянно оказывая медицинскую помощь больным и пострадавшим и считает что, Пенсионный фонд нарушает её конституционные права гражданина на пенсионное обеспечение в соответствии с законом и его решение является незаконным в части отказа о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. 1а основании изложенного и пп.11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

Просит обязать УПФ включить в специальный стаж период работы в должности фельдшера о приему вызовов 10 лет 11 мес. 15 дн. и обязать ответчика назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Сучкова Г.В. поддержала заявленные требования и просит их удовлетворить.

Представитель УПФ РФ в Котовском районе Волгоградской области по доверенности Бахарева Т.А. с иском не согласна, так как без учета вышеназванных периодов работы Сучковой Г.В. её льготный стаж составляет 19 лет 00 мес. 12 дней, что недостаточно для назначения истцу пенсии.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав истца, представителя УПФ РФ в Котовском районе, свидетелей, находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сучкова Г.В. обратилась в УПФ РФ в Котовском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, представила необходимые документы.

Решением комиссии УПФ РФ в Котовском районе в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия 30 лет медицинского стажа, требуемого для определения права на пенсию по выслуге лет на ДД.ММ.ГГГГ.

В специальный стаж истицы было включено 19 лет 00 месяцев 12 дней.

В специальный стаж Сучковой Г.В. не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 лет 11 мес. 15 дн., фельдшера по приему вызовов, так как согласно Списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населении, утвержденных Постановлением правительства РФ от 22.09.1999 года №1066 и №781 от 29.10.2002 «фельдшер по приему вызовов» правом на льготное пенсионное обеспечение не пользуются.

С этими доводами Управления пенсионного фонда истец не согласилась и обратилась в суд с вышеназванным иском.

В судебном заседании установлено, что Сучкова Г.В. работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 лет 11 мес. 15 дн., в качестве фельдшера по приему вызовов, что подтверждается её трудовой книжкой.

П.п. 11 п.1 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для женщин – 55 лет) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

В ч.3 ст.28 закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи правила исчисления периода работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В п.3 ст. 29 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, исчисляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27, 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, а также Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 г. «О списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно п.20 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.

По причине отсутствия 30-ти летнего медицинского стажа, требуемого для определения права на досрочное назначение пенсии, который на момент обращения в управление Сучковой Г.В. составляет 19 лет 00 мес. 12 дн.

Возникновение права на досрочное назначение пенсии, законодатель связывает с осуществлением деятельности в лечебных учреждениях, с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда медицинских работников, приводящей к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из- за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.

В соответствии с п. 2 Постановления №516 возможно установить тождество профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст.27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имеющим разные наименования.

Как показывает анализ действующего законодательства, а именно Постановления Правительства РФ от 14.02.2003г. №101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности или специальности «Приказа Министерства Здравоохранения РФ от 26.03.1999г. №100 «О совершенствовании организации скорой помощи населению РФ «Приказав Министерства Здравоохранения и социального развитая РФ от 01.11.2004г. №179 «Об утверждении порядка оказания скорой помощи», должности «фельдшер по приему вызовов и передачи их бригадам скорой помощи» является самостоятельной должностью.

Такое наименование должности связано со спецификой деятельности. Приказом №100 утверждено Положение о фельдшере по приему и передаче вызовов скорой медицинской помощи. Указанным Положением, в частности определены обязанности названных категорий работников, в соответствии с которыми они осуществляют прием и передачу вызовов персоналу свободных выездных бригад, осуществляют оперативное руководство всеми оперативными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания, контролируют оперативность работы выездных бригад, время прибытия, время вызова, время выполнения вызова, осуществляют связь с органами местной исполнительной власти, Управлением внутренних дел, ГИБДД, пожарными частями и другими оперативными службами, информируют население в устной форме о месте нахождения больных (пострадавших), которым оказана медицинская помощь, и др.

В связи с изложенным в данном случае вопрос о возможности установления тождества наименований должностей не может быть рассмотрен. Поскольку работа фельдшера предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. в том случае, если работник полный день занят лечением и оздоровлением населения согласно Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. №516. Исходя из должностных инструкций Сучковой Г.В., она выполняла функции «диспетчера», непосредственно не связанные с лечением населения.

Досрочная пенсия медицинскому работнику носит льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения. Они предоставляются с учетом потери профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека на соответствующих должностях и профессиях. При этом работа на одних и тех же по наименованию должностях, но в разных учреждениях различается по характеру работы, по заработной плате, по функциональным обязанностям и т.д., что соответственно поразному влияет на профессиональную трудоспособность.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию является выполнение работы в учреждениях, и должностях, указанных в списках, утвержденных вышеназванными Постановлениями. Поэтому при обеспечении достоверности стажа у медицинских работников прежде всего проверяется соответствие наименования учреждения, в котором протекала работа и соответствие должности. Должность фельдшера по приему вызовов не предусмотрена Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 и Постановлением Правительства №781 от 29.10.2002г., и не может быть засчитана в специальный стаж, необходимый для определения права на досрочную пенсию.

Разрешая аналогичный спор судебная коллегия Верховного суда РФ в определениях от 16.07.2010г. №16-В10-11, и от 26.11.2010г. №16-810-18 приходит к выводу, что должность фельдшера по приему вызовов Списками утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 и Постановлением Правительства №781 от 29.10.2002г., и не поименована, а потому включение этих периодов в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не допускается.

Представленные истицей суду письменные доказательства, которыми она подтверждает осуществление ею лечебной деятельности не могут служить основанием к удовлетворению её требований.

В судебном заседании истец пояснила, что характер её работы в указанные периоды могут подтвердить свидетели.

В судебном заседании по ходатайству истца были допрошены свидетели ФИО6 и ФИО7

Однако, согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.

Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Так, в Списках N 1 и N 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 6 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", наряду с профессиями и должностями указаны условия, при которых работникам предоставляется досрочное пенсионное обеспечение: занятость на горячих участках работ, на работах с веществами определенного класса опасности, в определенных структурных подразделениях и так далее.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 г.

Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

На основании изложенного при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы.

Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела либо совершения отдельных процессуальных действий (ч. 3 ст. 1 ГПК).

Поэтому при рассмотрении данного гражданского дела по иску Сучковой Г.В. о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суд руководствуется положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).

На основании вышеизложенного, суд не может принять показания вышеуказанных свидетелей, как доказательства подтверждающие льготный характер работы Сучковой Г.В., а следовательно суд не находит законных оснований для удовлетворения требований истца о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 лет 11 мес. 15 дн., в качестве фельдшера по приему вызовов – 10 лет 11 мес. 15 дн. В специальный стаж.

Таким образом, суд считает необходимым в иске Сучковой Г.В. к УПФ РФ в Котовском районе Волгоградской области о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 лет 11 мес. 15 дн., в качестве фельдшера по приему вызовов и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

СУД

Р Е Ш И Л :

В иске Сучковой Г.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Котовском районе Волгоградской области о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 лет 11 мес. 15 дн., в качестве фельдшера по приему вызовов и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.

Судья: подписьТ.А. Карагодина