Решение по иску прокурора Котовск. р-на в защиту прав, свобод и законных интересов неопредел. круга лиц к администрации Лапшинского сельского поселения Котовск. р-на об обязании разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения



№ 2-130/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д

В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И

в составе председательствующего федерального судьи Карагодиной Т.А.

при секретареКолесниковой М.С.

с участием прокурораБритвиной Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово

03 февраля 2011 года

дело по иску прокурора Котовского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Лапшинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области об обязании разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Котовского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Лапшинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области об обязании разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Указывает, что прокуратурой Котовского района проведена проверка в деятельности МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское», в ходе которой были выявлены нарушения природоохранного законодательства.

Основным видом деятельности МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское» является обслуживание и содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, находящихся на территории Лапшинского сельского поселения.

Для осуществления питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское» используется скважина№ глубиной 263 метра, расположенная на <адрес>.

Данная скважина эксплуатируется МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское» на основании договоров о закреплении за МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское» муниципального имущества на праве оперативного управления.

МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское» и Администрация Лапшинского сельского поселения обеспечивая население питьевой водой из источников питьевого водоснабжения при отсутствии утвержденного проекта ЗСО, имеющего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, нарушает требования природоохранного и санитарного законодательства.

Тем самым, нарушаются права потребителей услуг водоснабжения - жителей Лапшинского сельского поселения, а также права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, временно находящихся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться), то есть субъектов персонифицировать которых невозможно.

В соответствии со ст. 39 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Просит обязать администрацию Лапшинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения скважины № глубиной 263 метра, расположенная по адресу: ст. <адрес> и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власть субъекта РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании зам. прокурора Котовского района Бритвина Н.И. поддержала заявленные требования и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика Глава администрации Лапшинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области Шаркова Т.В. с иском согласна.

Третье лицо МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское» были судом надлежащем образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Котовского района проведена проверка в деятельности МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское», в ходе которой были выявлены нарушения природоохранного законодательства.

Основным видом деятельности МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское» является обслуживание и содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, находящихся на территории Лапшинского сельского поселения.

Для осуществления питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское» используется скважина№ глубиной 263 метра, расположенная паст. <адрес>.

Данная скважина эксплуатируется МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское» на основании договоров о закреплении за МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское» муниципального имущества на праве оперативного управления.

В силу ст. 43 Водного кодекса РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006 г., для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в свою очередь устанавливается законодательством о недрах.

В целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02».

Указанные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Пунктом 1.4 настоящих СанПиН определено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения щеточника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Вместе с тем, перечисленные обязательные требования законодательства в деятельности МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское» при эксплуатации водозаборных скважин не соблюдаются, а именно: МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское» в административных границах Лапшинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области используется источники питьевого водоснабжения (артезианские скважины) при отсутствии утвержденных проектов ЗСО и заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на эти же скважины, т.е. нарушая при этом требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», окружающая среда - совокупность компонентов природной среды (куда помимо земли, почвы, воды, атмосферного воздуха, растительного, животного мира, нходят и недра), обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истоше-нию природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно требований ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

подземных источников питьевого водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологического заключение о соответствии его санитарным правилам.

Выполнение указанных требований законодательства должно быть с возложено на администрацию Лапшинского сельского поселения поскольку она является собственником имущества и органами местного самоуправления, а в соответствии с положениями ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения.

МУП ЖКХ «Мокро-Ольховское» и Администрация Лапшинского сельского поселения обеспечивая население питьевой водой из источников питьевого водоснабжения при отсутствии утвержденного проекта ЗСО, имеющего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, нарушает требования природоохранного и санитарного законодательства.

Тем самым, нарушаются права потребителей услуг водоснабжения - жителей Лапшинского сельского поселения, а также права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, временно находящихся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться), то есть субъектов персонифицировать которых невозможно.

В соответствии со ст. 39 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать Администрацию Лапшинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

СУД

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Лапшинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения скважины № глубиной 263 метра, расположенная по адресу: ст. <адрес> и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.

СУДЬЯ: подписьТ.А. Карагодина