№ 2-417/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д
В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И
В составе председательствующего судьиТ.А. Карагодиной
при секретареМ.С.Колесниковой
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово,
01 марта 2011 года
дело по иску Федуловой Л.Х.,
Колосовой Е.М.,
Федуловой К.А.,
Федулова В.А.,
к Управлению Федеральной миграционной службы
по Волгоградской области
о признании незаконным решения Управления ФМС от 16.12.2010 года
У С Т А Н О В И Л:
Федулова Л.Х., Колосова Е.М., Федулова К.А., Федулов В.А. обратились в суд с иском к УФМС о признании незаконным решения Управления ФМС от 16.12.2010 года.
Указывает, что Согласно решения УФМС по Волгоградской области от 14.12.2001 года они: Федулова Л.Х., с двумя несовершеннолетними детьми - Федуловым В.А., Федуловой К.А. и Колосова Е.М. получили статус вынужденных переселенцев, получив удостоверения вынужденного переселенца 09.01.2002 года.
В связи с получением статуса вынужденных переселенцев, они были включены в список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В общем сводном списке очередь была под - №, в льготном списке № - очередь под №. (Постановление Администрации Котовского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий»).
Согласно распоряжения Главы Администрации Котовского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении комнаты № для заселения в муниципальном общежитии по <адрес>» ей и её семье была предоставлена для заселения комната № в муниципальном общежитии по <адрес> в <адрес>. (состав семьи 4 человека).
В 2007 году согласно письма Управления миграционной службы по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей и её семье (как имеющим статус вынужденного переселенца) предложили участвовать в подпрограмме «Жилище», которая предусматривает финансовую поддержку обеспечения граждан жильем в форме предоставления им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Данная программа действует на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы.
С 2008 года она и её семья состояли на учете как нуждающиеся в получении жилья как участники программы «Жилье» - в сводном списке: очередность уже была общая (номер очереди её семьи в сводном списке 2008 года являлся - 722), льготная очередь Управлением миграционной службы с 2006 года была упразднена. Ранее, до 2006 года, она состояла на учете в льготном списке, поскольку она являлась вдовой, у неё на иждивении находились двое несовершеннолетних детей и её мать является инвалидом II группы по общему заболеванию.
Постановлением Главы городского поселения г. Котово Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе общежитий» комната № в общежитии по <адрес> была отнесена к специализированному жилищному фонду, предназначенному для проживания отдельных категорий граждан. Она и её семья продолжали проживать в указанной комнате. Согласно прилагаемого перечня ( Приложение № указанного постановления) площадь занимаемой ими комнаты № составляла - 17, 8 кв.м.
Затем, согласно Постановления Главы городского поселения г. Котово от ДД.ММ.ГГГГ № было постановлено: «Отменить Постановление Главы городского поселения г. Котово № от 19.10. 2007 года «О статусе общежитий».
И между ней (имеющей состав семьи 4 человека : Колосова Е.М. -мать, Федулов В.А. - сын, Федулова К.А.- дочь) и Администрацией городского поселения г. Котово ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор социального найма жилого помещения №.
Непонятно, по каким учетным документам общая площадь всё той же комнаты согласно договора найма уже стала - 24,6 кв.м.( и указана таковой в договоре соц.найма) При её обращении и к коменданту общежития и в Городскую администрацию г.Котово ей никто не предоставил техническую документацию, в которой указана всё-таки реальная площадь занимаемой ими комнаты. С момента вселения и до настоящего времени переустройства комнаты не было.
Поскольку в декабре 2010 года истекал срок действия регистрации её и её семьи как вынужденных переселенцев, они обратились в УФМС России по Волгоградской области с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Согласно Уведомления УФМС России по Волгоградской области от 17 декабря решением от 16 декабря 2010 года ей и её членам семьи отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Также в письме от ДД.ММ.ГГГГ № УФМС России" по Волгоградской сообщает, что в связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца она, Федулова Л.Х. и члены её семьи: Колосова Е.М., Федулов В.А., Федулова К.А. исключены из сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) по Волгоградской области (протокол №от21.12.2010г.).
Считают решениеУФМСпо Волгоградскойобластинеобоснованным, подлежащим признанию незаконным.
Поскольку, она и члены её семьи, в законном порядке продолжают относиться к категории граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением и имеют право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (в виде жилищного сертификата) для приобретения жилого помещения.
Просят признать незаконным Решением Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области от 16.12.2010 года (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Федуловой Л.Х., Колосовой Е.М., Федуловой К.А., Федулову В.А. Обязать УФМС по Волгоградской области восстановить Федулову Л.Х., Колосову Е.М., Федулову К.А., Федулова В.А. в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих на учете в органах местного самоуправления в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) по Волгоградской области.
В судебном заседании истец Федулова Л.Х. и её представитель по доверенности Свириденко Т.П. поддержали заявленные требования и просят их удовлетворить.
От истцов Колосовой Е.М., Федуловой К.А., Федулова В.А в судебное заседание поступили заявления, в которых они просят рассматривать дело в их отсутствие. На требованиях настаивают.
Представитель УФМС России по Волгоградской области по доверенности Курбанова З.Ф.к просит рассматривать дело в её отсутствие. С иском не согласна. Считает решение УФМС Росси по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении заявителей из сводного списка вынужденных переселенцев, состоящих в органах местно самоуправления в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) по Волгоградской области», поскольку при подаче заявления о продлении статуса вынужденного переселенца у заявителей отсутствовали обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства.
Представитель третьего лица Администрации городского поселения г.Котово Волгоградской области по доверенности Бычкова С.Н. с иском согласна. Пояснила, что действительно ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения г.Котово Волгоградской области и Федуловой Л.Х. был заключен договор социального найма жилого помещения, по которому нанимателю и членам её семьи была передана в бессрочное владение и пользование комната, общей площадью 24,8 кв.м., расположенная в <адрес>, ком.21. Состав семьи вселяющийся в указанную комнату 4 человека, это наниматель и три члена её семьи. Общая площадь комнаты 24,8 кв.м., она считает, что площади данный комнаты недостаточно, для того, чтобы считать данную семью обеспеченной жилой площадью. Кроме того администрация городского поселения г.Котово идет на встречу гражданам имеющим статус вынужденных переселенцев, и при заключении с ними договора социального найма жилого помещения включается пункт договора, в котором наниматель обязуется в 2-х месячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить со всеми совместно проживающими членами семьи и сдать его в установленном законодательством РФ порядке.
От ответчика Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области поступило заявление, в котором они просят рассматривать дело в отсутствие их представителя.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно п.4 ст.5 статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В судебном заседании установлено, что согласно решения УФМС по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Федулова Л.Х., с двумя несовершеннолетними детьми - Федуловым В.А., Федуловой К.А. и Колосова Е.М. получили статус вынужденных переселенцев, получив удостоверения вынужденного переселенца ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с получением статуса вынужденных переселенцев, истцы были включены в список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В общем сводном списке очередь была под - №, в льготном списке № - очередь под № 287. (Постановление Администрации Котовского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий»).
Согласно распоряжения Главы Администрации Котовского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении комнаты № для заселения в муниципальном общежитии по <адрес>» истцу Федуловой Л.Х. и её семье была предоставлена для заселения комната № в муниципальном общежитии по <адрес> в <адрес>. (состав семьи 4 человека).
В 2007 году согласно письма Управления миграционной службы по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ истцу Федуловой Л.Х. и её семье (как имеющим статус вынужденного переселенца) предложили участвовать в подпрограмме «Жилище», которая предусматривает финансовую поддержку обеспечения граждан жильем в форме предоставления им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Данная программа действует на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы.
С 2008 года Федулова Л.Х. и её семья состояли на учете как нуждающиеся в получении жилья как участники программы «Жилье» - в сводном списке: очередность была общая (номер очереди её семьи в сводном списке 2008 года являлся - 722), льготная очередь Управлением миграционной службы с 2006 года была упразднена.
Постановлением Главы городского поселения г. Котово Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе общежитий» комната № в общежитии по <адрес> была отнесена к специализированному жилищному фонду, предназначенному для проживания отдельных категорий граждан.
Федулова Л.Х. и её семья продолжали проживать в указанной комнате. Согласно Приложения № указанного постановления- площадь занимаемой истцами комнаты № составляла - 17, 8 кв.м.
Затем, согласно Постановления Главы городского поселения г. Котово от ДД.ММ.ГГГГ № было постановлено: «Отменить Постановление Главы городского поселения г. Котово № от 19.10. 2007 года «О статусе общежитий».
И между Федуловой Л.Х. (имеющей состав семьи 4 человека : Колосова Е.М. -мать, Федулов В.А. - сын, Федулова К.А.- дочь) и Администрацией городского поселения г. Котово ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор социального найма жилого помещения №.
Поскольку в декабре 2010 года истекал срок действия регистрации истцов как вынужденных переселенцев, они обратились в УФМС России по Волгоградской области с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Согласно Уведомления УФМС России по Волгоградской области от 17 декабря решением от 16 декабря 2010 года Федуловой Л.Х. и членам её семьи отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Также в письме от ДД.ММ.ГГГГ № УФМС России" по Волгоградской сообщается, что в связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца Федулова Л.Х. и члены её семьи: Колосова Е.М., Федулов В.А., Федулова К.А. исключены из сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) по Волгоградской области (протокол №от21.12.2010г.).
Решением Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области от 16.12.2010 года (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Основания для отказа: п.4 ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 « О вынужденных переселенцах».
В данной статье указано: «При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца».
Согласно пункта 5 подпункта «ж» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 истцы являлись участниками в подпрограмме, как «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений».
Согласно пункта 16 настоящих Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 г. № 257) — «норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты устанавливается по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более».
Одним из условий выполнения программы «Жилище», в частности Пунктом 16.1 настоящих Правил, предусмотрено, что «Норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения».
В договоре социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ в разделе №II «Обязанности сторон» предусмотрено - « Наниматель обязуется в 2-х месячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать его в установленном законодательством РФ порядке».
Федулова Л.Х. и члены её семьи, являясь участниками подпрограммы «Жилище», имея статус вынужденных переселенцев, подписали указанный договор.
В судебном заседании истица Федулова Л.Х. пояснила, что она считает, что ею и членами её семьи, были соблюдены все условия настоящих Правил.
Пункт 16.3. настоящих Правил также предусматривает «В случае, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится».
Однако, Федулова Л.Х. в судебном заседании пояснила, что при заключении договора социального найма Администрацией городского поселения г. Котово ей не был предложен либо разъяснен порядок оформления указанного обязательства. Также ей не предлагалось подписать данное обязательство. Поскольку, она и члены её семьи, в законном порядке продолжают относиться к категории граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением и имеют право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (в виде жилищного сертификата) для приобретения жилого помещения.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются:
1. не являющиеся нанимателями жилого помещения, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника;
2. являющиеся нанимателями и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не менее учетной нормы.
В судебном заседании истица пояснила, что у неё и членов её семьи отсутствует жилая площадь, принадлежащая им на праве собственности. Она хоть и является нанимателем жилого помещения, но обеспеченность общей площадью на одного члена семьи намного меньше учетной нормы. Они 10 лет продолжают проживать в комнате, предоставленной им ранее общей площадью - 17,8 кв.м. У неё не изменился состав семьи. Изменилось лишь то, что занимаемой ими комнате присвоен другой жилищный статус.
Согласно ст. 50 ЖК РФ норма предоставления жилого помещения, а также учетная норма устанавливаются органом местного самоуправления.
Так согласно п.4 Решения Котовской городской думы от 19.05.2009 г. № 324/46 установлена норма предоставления жилой площади по договору социального найма на одного члена семьи, используемая для расчета порогового значения стоимости имущества в размере 18 кв.м. общей площади.
А пунктом 16.2 Постановления Правительства от 8 мая 2009 года № 408 «О внесении изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» предусмотрено, если «в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы или принятия им решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей жилой площади, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания».
Из этого следует, что общая площадь для предоставления истцам по нормативам составляет : 18 кв.м. х 4= 72,0 кв.м. Общая же площадь занимаемой комнаты составляет - 17, 8 кв.м.
Следовательно, размер общей площади, принимаемой для расчета социальной выплаты составляет на настоящее время : 72,0 кв.м. — 17,8 кв.м = 54,2 кв.м.
Таким образом, суд доводы ответчика, что в связи с тем, что заключив договор социального найма жилого помещения семья истцов обустроилась жилым помещением для постоянного проживания находит не состоятельными.
В судебном заседании истица пояснила, что на протяжении 7 лет их семья проживала в одной и то же комнате, их жилищные условия при заключении договора социального найма жилого помещения не изменились.
Следовательно, суд считает, что занимаемая истцами комната 17,8 кв.м. не предполагает обустроенность семьи из 4 человек жилым помещения для постоянного проживания.
Правила о сохранении за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении предусмотрены ст. 55 Жилищного Кодекса.
Фактически данная статья гарантирует гражданам, принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учёте.
Истица в судебном заседании пояснила, что она и члены её семьи оказались исключенными из списка нуждающихся в получении постоянного жилья без законных оснований.
В силу ст. 56 ЖК РФ решение о снятии с учета выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы в судебном порядке. Уведомление УФМС по Волгоградской области от 16 декабря 2010 года об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца истцами получено 05 января 2011 года.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить иск Федуловой Л.Х., Колосовой Е.М., Федуловой К.А., Федулова В.А. и признать незаконным Решение Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области от 16.12.2010 года (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Федуловой Л.Х., Колосовой Е.М., Федуловой К.А., Федулову В.А. Обязать УФМС по Волгоградской области восстановить Федулову Л.Х., Колосову Е.М., Федулову К.А., Федулова В.А. в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих на учете в органах местного самоуправления в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) по Волгоградской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, п.4ст.5 ФЗ «О вынужденных переселенцах». Ст.ст. 50, 51, 55, 56 ЖК РФ,
Суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным Решение Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области от 16.12.2010 года (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Федуловой Л.Х., Колосовой Е.М., Федуловой К.А., Федулову В.А..
Обязать УФМС по Волгоградской области восстановить Федулову Л.Х., Колосову Е.М., Федулову К.А., Федулова В.А. в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих на учете в органах местного самоуправления в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) по Волгоградской области.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Судья : подписьТ.А. Карагодина