Решение по иску прокурора Котовского района в интересах Чумаковой Ю.Н. к администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о предоставлении жилой площади по договору социального найма



№ 2-592/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д

В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И

в составе председательствующего судьи Карагодиной Т.А.

при секретареКолесниковой М.С.

участием прокурораЗибаровой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово,

18 апреля 2011 года

дело по иску прокурора Котовского района в интересах

Чумаковой Ю.Н.

к Администрации Котовского муниципального района

Волгоградской области

о предоставлении жилой площади по договору

социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Котовского района обратился в суд в интересах Чумаковой Ю.Н. с иском к Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о предоставлении жилой площади по договору социального найма.

Указывает, что в прокуратуру Котовского района обратилась Чумакова Ю.Н. по вопросу не предоставления ей жилого помещения.

В ходе проверки доводов заявителя было установлено следующее.

Согласно постановлению главы Котовского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Чумакова Ю.Н., как сирота, поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья на территории Котовского муниципального района.

В соответствии с п.2 ч.4 Закона Волгоградской области №1147-ОД от 15.12.2005 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь. Жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.

Необходимость обращения в суд прокурора в интересах Чумаковой Ю.Н. обусловлено тем, что она не может самостоятельно защищать свои интересы в суде и обратилась в прокуратуру Котовского района для защиты своих прав.

Просит обязать администрацию Котовского муниципального района обеспечить Чумакову Ю.Н. по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании истец пом.прокурора Котовского района Волгоградской области Зибарова Л.А. поддержала заявленные требования и просит их удовлетворить.

Чумакова Ю.Н. поддержала заявленные требования.

От представителя ответчика Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по доверенности Оленичева Д.П. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. С иском согласен, просит принять признание иска.

Представитель службы по исполнению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по доверенности Климанова Л.Ф. с иском согласна.

Из Комитета по образованию Администрации Волгоградской области поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя. С иском согласны.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что в свидетельстве о рождении Чернышковой Ю.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рожденияуказано, что ее родителями являютсяФИО7, ФИО9

В судебном заседании установлено, что Чумакова Ю.Н. является сиротой, поскольку ее родители умерли: ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышкова Ю.Н. заключила брак с ФИО11, после чего ей присвоена фамилия Чумакова, что подтверждается свидетельством о заключении брака.

ДД.ММ.ГГГГ Чумакова Ю.Н. обратилась в Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области с письменным заявлением, в котором просила поставить её на учёт нуждающихся в жилом помещении, поскольку у нее нет собственного жилья.

Постановлением главы Котовского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Чумакова Ю.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставлена на учет в единый общий список (очередь) указанных граждан.

В судебном заседании Чумакова Ю.Н. пояснила, что за ней жилого помещения никогда не закреплялось.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 16.11.2010 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Чумаковой Ю.Н.

Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, перечисленными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья.

Отсутствие в ЖК РФ данного указания говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.

Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.

Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди.

Более того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя в силе решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым признан недействительным п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона Самарской области от 05.07.2005 N 139-ГД "О жилище", предусматривавший, что граждане, имеющие в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включаются в отдельный список, указала, что установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства (Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2007 N 46-Г07-33).

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Доводы ответчиков при рассмотрении дел о предоставлении жилья вне очереди детям-сиротам о том, что строительство жилья не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить детям жилое помещение, не основаны на законе". Таким образом, внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Котовского района и обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить Чумаковой Ю.Н. вне очереди жилую площадь на территории Котовского района по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей»,

СУД

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить Чумаковой Ю.Н. по месту жительства на территории Котовского района Волгоградской области вне очереди жилую площадь не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.

Судья