№ 2-999/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д
В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И
в составе председательствующего судьи Кокошкиной Г. Ю.
при секретаре Саматовой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово
22 августа 2011 г.
дело по иску Кадыковой Л.А.
к ГУ- Управление ПФ РФ в Котовском районе Волгоградской области
о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Кадыкова Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ- Управление ПФ РФ в Котовском районе Волгоградской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Указывает, что решением ГУ - Управления ПФ РФ в Котовском районе Волгоградской области № от 22.06.2011 ей отказано в назначении пенсии по старости «по причине отсутствия 30 лет специального стажа, требуемого для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости, на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ».
В ее специальный (медицинский) стаж были включены лишь два периода времени ее работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестрой приемного отделения Камышинской городской больницы №;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующей Новоольховского фельдшерского пункта общей продолжительностью 2 года 3 месяца и 16 дней.
Включение ответчиком этих периодов в ее спецстаж ею не оспаривается.
Однако, ответчиком исключены из спецстажа (и с этим она уже не может согласиться) периоды работы в качестве:
старшей медсестры детского комбината № Коробковского ГПЗ;старшей медсестры детского комбината № Коробковского ГПЗ;
старшей медсестры детского комбината № Коробковского ГПЗ;старшей медсестры детского комбината № Коробковского ГПЗ;старшей медсестры детского ясли-сада № Котовского РОНО;старшей медсестры МДОУ детский сад № общей продолжительностью 28 лет 6 месяцев и 24 дня.
При этом, ответчик указал следующую причину для отказа во включении этих периодов в ее спецстаж: «...основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам, является выполнение работы в учреждениях, указанных в Списках, утвержденных Постановлениями №464 от 06.09.1991 г., № 1066 от 22.09.1999 г. и №781 от 29.10.2002г. В вышеуказаных постановлениях в наименованиях учреждений «детский комбинат», «ясли-сад», «детский сад» не значатся».
Данный мотив не соответствует требованиям российского законодательства.
Учреждения, в которых она работала в периоды, включенные вспецстаж, тоже не предусмотрены упомянутым ответчиком списком.
Эти списки предусматривают не только типы учреждений, работав которых засчитывается в спецстаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, но и должности. В спорные периоды времени ею выполнялась как лечебная деятельность, так и деятельность по охране здоровья населения. Работая старшей медицинской сестрой в медицинском кабинете в детском комбинате № Коробковского ГПЗ, старшей медицинской сестрой в медицинском кабинете в яслях-саде № Котовского РОНО, старшей медицинской сестрой в медицинском кабинете в МДОУ детский сад № с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она выполняла приказы, рекомендации и указания Минздрава РФ (РСФСР, СССР), Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области, Роспотребнадзора и МУЗ «КЦРБ» по охране здоровья населения, занимается медицинским обслуживанием детей в данном ДОУ, в частности оказывает им неотложную и иную медицинскую помощь, ведет индивидуальный медицинский учет по каждому ребенку, заполняя соответствующую меддокументацию, регулярно проводит медицинские обследования детей и по их результатам дает рекомендации по охране здоровья и лечению родителям детей, проводит прививочные мероприятия для чего ей направляются планы профилактических прививок, выделяются бактерийные прививочные препараты, а она в свою очередь, формирует прививочную картотеку ДОУ, ежегодно в октябре месяце направляет в централизованную прививочную картотеку списочный состав детей, при возвращении ребенка в ДОУ после перенесенного им заболевания переносит в его индивидуальную карту по форме сведения о перенесенных заболеваниях с выписной справки, организует доврачебную подготовку детей перед прививкой, выполняет сами прививки, наблюдает за детьми после проведения прививок, заполняет сведения о выполненных прививках в индивидуальной карте ребенка и прививочном журнале). Медицинский кабинет надлежащим образом оборудован. Ее медицинская деятельность, ее квалификация, состояние медицинского кабинета контролируется МУЗ «КЦРБ» и органами Роспотребнадзора.
Эти обстоятельства подтверждаются документально.
Таким образом, ее условия и характер работы, место работы тождественны работе медсестры медицинского пункта структурного подразделения организации, стаж работы которой дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии со Списками, утвержденными Постановлениями №464 от 06.09.1991 г., № 1066 от 22.09.1999 г. и №781 от 29.10.2002 п, на которые ссылается ответчик.
В силу ч.1 ст. 15 Конституции РФ необходимо исходить из верховенства Конституции РФ. В соответствии со ст. 19 Конституции равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Она работала медицинской сестрой в учреждении, прямо предназначенном для охраны здоровья детей и материнства (это следует из типового устава ДОУ), выполняла свои обязанности добросовестно, в соответствии с должностными инструкциями, и ограничивать ее пенсионные права, связанные с выполнением этой работы только по тому мотиву, что наименования конкретной организации нет в упомянутых ранее списках считает недопустимым.
До 1 октября 1993 года действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно которому, все медицинские сестры, работавшие в детских садах и иных образовательных учреждения, независимо от занимаемой должности имели право на получение пенсии по выслуге лет. Определением Верховного суда РФ от 21.09.2007 г. №31-807-11 четко отражено, что такая работа подлежит бесспорному включению в спецстаж. Это же следует и из требований Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П.
Таким образом, право на назначение ей пенсии по выслуге лет на момент ее обращения к ответчику имелось.
Просит обязать ответчика ГУ - Управление ПФ РФ в Котовском районе Волгоградской области включить в ее специальный стаж, требуемый для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в качестве: старшей медсестры детского комбината № Коробковского ГПЗ, старшей медсестры детского ясли-сада № Котовского РОНО; старшей медсестры МДОУ детский сад № общей продолжительностью 28 лет 6 месяцев и 24 дня и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
От Кадыковой Л.А. поступило заявление, в котором она уточнила заявленные требования.
Просит обязать ответчика ГУ - Управление ПФ РФ в Котовском районе Волгоградской области включить в ее специальный стаж, требуемый для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды работы:
ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, в качестве старшей медсестры детского комбината № Коробковского ГПЗ;
ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, в качестве старшей медсестры детского ясли-сада № Котовского РОНО;
ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, в качестве старшей медсестры МДОУ детский сад № общей продолжительностью 28 лет 6 месяцев и 24 дня и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Кадыкова Л.А. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика УПФР в Котовском районе Волгоградской области по доверенности Травянова Н.В. с иском не согласна.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Кадыкова Л.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в Котовском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, представила необходимые документы.
Решением комиссии УПФР в Котовском районе № от 22.06.2011 в назначении пенсии ей было отказано, так как на момент обращения специальный стаж Кадыковой Л.А. составлял 2 года 3 месяца 16 дней.
В специальный медицинский стаж Кадыковой Л.А. не были включены периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве старшей медсестры детского комбината № Коробковского ГПЗ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей медсестры яслей-сада № Котовского РОНО;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей медсестры МДОУ детский сад №, так как основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам, является выполнение работы в учреждениях, указанных в Списках, утвержденных Постановлениями Правительства № 464 от 06.09.1991, № 1066 от 22.09.1999 и № 781 от 29.10.2002. В вышеуказанных Постановлениях в наименованиях учреждений «детский комбинат», «ясли-сад», «детский сад» не значатся.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта I статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
Однако, действовавшим до 1 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривалось включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
В связи с вышеизложенным в специальный медицинский стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежат включению периоды работы Кадыковой Л.А. в должности старшей медсестры детского комбината № Коробковского ГПЗ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 11 лет 01 месяц 03 дня.
С 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Суд считает необоснованными доводы Кадыковой Л.А. о нарушении ее конституционных прав.
В определении Конституционного Суда РФ от 20.11.2008 N 868-О-О указано, что после принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 464 работающим в должности медицинской сестры, в том числе старшей, в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) стало известно, что их работа после 1 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. С учетом этого, основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции РФ.
Суд не соглашается с доводами Кадыковой Л.А. о том, что ее обязанности медицинской сестры, выполняемые ею в детском комбинате и в ясли-саде аналогичны обязанностям медицинской сестры в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
На основании изложенного, суд считает, что требования истца о включении в ее специальный медицинский стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей медсестры детского комбината № Коробковского ГПЗ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей медсестры детского яслей -сада № Котовского РОНО; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей медсестры МДОУ детский сад № необоснованны, противоречат нормам действующего пенсионного законодательства и в удовлетворении этих требований Кадыковой Л.А. следует отказать.
В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", права на указанную пенсию у Кадыковой Л.А. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
СУД
Р Е Ш И Л:
Обязать ГУ-Управление ПФ РФ в Котовском районе Волгоградской области включить в специальный медицинский стаж Кадыковой Л.А. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры детского комбината № Коробковского ГПЗ.
В остальной части иска Кадыковой Л.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Судья: подпись