Решение по иску прокурора Котовского р-на в интересах Николаевой Д.В. к администрации Котовского муниципального р-на о предоставлении жилой площади



№ 2-1038/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д

        В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И

в составе председательствующего судьи Кокошкина    Г.Ю.

при секретаре                                                 Саматовой Н.И.

с участием прокурора                                   Зибаровой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово

                                                                                          25 августа 2011 г.

дело по иску прокурора Котовского района

              в интересах Николаевой Д.В.

               к администрации Котовского муниципального района

               о предоставлении жилой площади,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Котовского района обратился в суд с иском в интересах Николаевой Д.В. к администрации Котовского муниципального района о предоставлении жилой площади.

Указывает, что в прокуратуру Котовского района обратилась Николаева Д.В. по вопросу непредоставления ей жилого помещения.

В ходе проверки доводов заявителя было установлено следующее.

Согласно постановлению главы Котовского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Д.В., родители которой лишены родительских прав, поставлена на учет в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья на территории Котовского муниципального района.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Часть 2 названной статьи определяет, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

-    гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

-    детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях;

- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.

В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.

Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди.

Внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.

В соответствии с п.2 ч.4 Закона Волгоградской области №1147-ОД от 15.12.2005 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.

Необходимость обращения в суд прокурора в интересах Николаевой Д.В., обусловлена тем, что она не может самостоятельно защищать свои интересы в суде и обратилась в прокуратуру Котовского района для защиты своих прав.

Просит обязать администрацию Котовского муниципального района обеспечить Николаеву Д.В. по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании прокурор Зибарова Л.А., соистец Николаева Д.В. поддержали заявленные требования.

Представитель Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по доверенности Моисеева Н.М. с заявленными    требованиями     согласна, что подтвердила письменным заявлением на имя суда. Просит принять признание иска.

Представитель службы по исполнению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по доверенности Попукалова Л.А. с заявленными требованиями согласна.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

П.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что Николаева Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком оставшимся без попечения родителей.

Мать Николаевой Д.В.- ФИО7 являлась матерью –одиночкой, что подтверждается справкой о рождении , лишена родительских прав в отношении дочери решением Котовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Николаева Д.В. являлась воспитанником ГСУ СО «Петроввальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

ДД.ММ.ГГГГ Николаева Д.В. достигла совершеннолетия, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ГСУ СО «Петроввальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» было направлено ходатайство о постановке на регистрационный учёт и предоставлении социального жилья Николаевой Д.В.

Постановлением главы Котовского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в единый список (очередь) под № 54.

Николаева Д.В. в судебном заседании пояснила, что закрепленный за ней жилой дом сгорел, что подтверждается актом о пожаре ДД.ММ.ГГГГПояснила, что в настоящее время обучается в техникуме, жилье снимает.

Согласно сообщению Управления Федеральной    службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области    от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Николаевой Д.В.

Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, перечисленными в п. 2 ч. 2 ст. 57, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья.

Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

На основании вышеизложенного, суд принимает признание иска ответчиком.

Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ,

СУД

    Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Котовского муниципального района обеспечить Николаеву Д.В. по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.

    Судья: подпись