Дело № 2-1316\2011
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д
В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И
г. Котово 09 ноября 2011 года
Судья Котовского районного суда Волгоградской области Т.А. Карагодина
с участием прокурора Н.И. Бритвиной
при секретаре С.В. Пономаренко
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Котовского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 1 г. Котово о понуждении к установке пандуса и поручней в здании школы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Котовского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 1 г. Котово о понуждении к установке пандуса и поручней в здании школы.
Указывает, что прокуратурой Котовского района проведена проверка исполнения требований действующего законодательства, регулирующего права инвалидов в деятельности МОУ СОШ № 1, в ходе которой были выявлены нарушения вышеуказанного законодательства.
В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.
В соответствии со ст. 5 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 г. № 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» (далее - Закон) органы местного самоуправления Волгоградской области, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области.
Согласно ст. 3 Закона к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения и т.д.
Статьей 4 Закона установлено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться пандусами и поручнями при входах в здания.
В соответствии со ст. 8 Закона финансовые затраты, связанные с выполнением обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.
Между тем, данные требования законодательства МОУ СОШ № 1 г. Котово не выполняются, специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения вход в здание МОУ СОШ № 1 г. Котово, расположенное по адресу <адрес>, не оборудован.
Данный факт грубо нарушает права инвалидов и других маломобильных групп населения на доступ к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области.
Бездействие МОУ СОШ № 1 г. Котово нарушает права инвалидов и других маломобильных групп населения на доступ к объектам социальной инфраструктуры, закрепленные ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-03 «О социальной защите инвалидов в РФ» и ст. 5 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 г. № 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области».
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положениями ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность защиты гражданских прав в судебном порядке, в данном случае для пресечения бездействия, нарушающего права неопределенного круга лиц.
Предъявление данного искового заявления прокурором соответствует целям защиты интересов неопределённого круга лиц. Количество лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление многочисленно, указанная категория лиц непостоянна и персонально изменчива, в частности в течение года в г. Котово Волгоградской области посещает большое количество граждан проживающих как на территории Котовского муниципального района, так и других районов Волгоградской области, а также жители иных регионов России. При этом неисполнение требований законодательства, совершённые МОУ СОШ № 1 г. Котово нарушает права инвалидов и других маломобильных групп населения на доступ к объекту социальной инфраструктуры, а именно к зданию МОУ СОШ № 1 г. Котово, расположенному по адресу: <адрес>.
Просят обязать МОУ СОШ № 1 г. Котово исполнить требования законодательства о социальной защите инвалидов в части установки пандуса и поручней при входе в здание МОУ СОШ № 1 г. Котово, расположенное по адресу <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Котовского района Волгоградской области Бритвина Н.И. поддержала заявленные требования и просит их удовлетворить.
Ответчик директор МОУ СОШ № 1 г. Котово Широбокова Е.В. с иском согласна. Просит снизить размер госпошлины до <данные изъяты> руб., в связи с тяжелым материальным положением.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Котовского района ДД.ММ.ГГГГ, выявлено, что при входе в здание МОУ СОШ № 1 г. Котово, расположенное по адресу <адрес>, отсутствует пандус, что является нарушением ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.
В соответствии со ст. 5 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 г. № 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» (далее - Закон) органы местного самоуправления Волгоградской области, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области.
Согласно ст. 3 Закона к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения и т.д.
Статьей 4 Закона установлено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться пандусами и поручнями при входах в здания.
В соответствии со ст. 8 Закона финансовые затраты, связанные с выполнением обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.
Таким образом, допущенные нарушения требований ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Закона Волгоградской области от 21 ноября 2002 г. № 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» нарушают права инвалидов и других маломобильных групп населения на доступ к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственное передвижение указанной категории граждан на территории Волгоградской области, в то время как такое право гарантировано государством и Конституцией РФ.
Следовательно, суд приходит к выводу о необходимости обязать МОУ СОШ № 1 г. Котово исполнить требования законодательства о социальной защите инвалидов в части установки пандуса и поручней при входе в здание МОУ СОШ № 1 г. Котово, расположенное по адресу <адрес>.
Ст. 103 ГПК РФ определяет, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:
для организаций - 4000 рублей.
С учетом удовлетворенных требований с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей.
Согласно ч. 2 ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Суд учитывает, что требования предъявлены к бюджетной организации МОУ СОШ № 1 г. Котово, и считает возможным снизить размер госпошлины, подлежащей уплате ответчиком в доход государства, до <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Котовского района Волгоградской области удовлетворить.
Обязать МОУ СОШ № 1 г. Котово исполнить требования законодательства о социальной защите инвалидов в части установки пандуса и поручней при входе в здание МОУ СОШ № 1 г. Котово, расположенное по адресу <адрес>.
Взыскать с МОУ СОШ № 1 г. Котово госпошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Судья: подпись.