Дело Nххх
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
__.__.____ года город Котлас
Котласский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Коптяева А.В.,
при секретаре Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании __.__.____ года в ... гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю С. о проведении аттестации рабочих мест,
УСТАНОВИЛ:
Котласский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю С. о проведении аттестации рабочих мест. В обоснование иска указал, что Котласской межрайонной прокуратурой __.__.____ проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда у ИП С. Проверкой выявлены нарушения норм трудового законодательства, регулирующего охрану труда. В нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 3 п. 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» у ИП С. не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, отсутствует план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, чем нарушаются права работников на безопасные условия труда. В целях предупреждения причинения вреда работникам ИП С., осуществляющим работу на не аттестованных рабочих местах просит обязать ИП С. провести аттестацию рабочих мест.
В судебном заседании прокурор А. на удовлетворении исковых требований настаивал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Заявленные требования уточнил, просит обязать ИП С. провести аттестацию рабочих мест в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
ИП С. исковые требования признал, пояснил, что аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась, считает срок шесть месяцев достаточным для проведения аттестации.
Выслушав прокурора, объяснения ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Подавая заявление, прокурор обосновал обращение в суд интересами неопределённого круга лиц и Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок), регулирующий вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
Согласно абзацу 3 п. 1, п. 5 и п. 7 Порядка, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
Как следует из п. 9 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569, для организации и
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Подпунктом 3 п. 11 Порядка предусмотрена подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда, которая заключается в составлении перечня рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда.
При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность. Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений. Измерения и оценка производственной среды и трудового процесса оформляются протоколами. По каждому фактору на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью Карты аттестации рабочего места по условиям труда (п. 15,18,19 Порядка).
Из положений п. 27 Порядка следует, что при оценке средств обучения и инструктажа проверяется наличие документов (удостоверений, свидетельств), подтверждающих прохождение необходимого обучения, инструкций по безопасности и по охране труда, составленных с учетом нормативных требований к их структуре и содержанию.
Согласно п. 45 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего: приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости); перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению N 1 к Порядку; копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения); карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям N 6 и 7 к Порядку; план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению N 8 к Порядку; протокол заседания аттестационной комиссии по
результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 9 к Порядку; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет установленный перечень документов в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (п. 46 Порядка).
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что проверкой Котласской межрайонной прокуратуры __.__.____ года выявлены нарушения трудового законодательства у ИП С., в частности не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, не составлен план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей С. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поставлен на налоговый учёт в качестве индивидуального предпринимателя __.__.____ года.
С. осуществляет предпринимательскую деятельность с __.__.____ года, следовательно, созданы и рабочие места, которые подлежат аттестации не реже чем один раз в пять лет.
Согласно списку работающих, а также штатному расписанию штатная численность работников ИП С. составляет 5 единиц. Все штатные работники состоят в должности водителя на вывозке леса.
Аттестация рабочих мест по условиям труда, как следует из пояснений ответчика ИП С., не проводилась.
Поскольку обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда лежит на работодателе и, как установлено в судебном заседании, ответчиком до настоящего времени аттестация не проведена, а также учитывая тот факт, что штатная численность работников составляет 5 единиц, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению частично.
Суд полагает необходимым обязать ИП С. в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Срок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, о котором просит прокурор — шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит необоснованно отдаляющим исполнение решение суда. Срок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда продолжительностью три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит достаточным для проведения аттестации рабочих мест индивидуального предпринимателя в связи с небольшой штатной численностью работников, составляющей 5 единиц.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты
судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Котласского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать индивидуального предпринимателя С. в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Взыскать с индивидуального предпринимателя С. в доход местного бюджета госпошлину в размере 200 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы либо представления через Котласский районный суд.
Председательствующий: А.В. Коптяев