Дело Nххх __.__._____ года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Котласский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Коптяева А.В.,
при секретаре Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе __.__._____ года гражданское дело по заявлению Котласского межрайонного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 7 и подпункта 9 пункта 25 Положения о добровольных народных дружинах на территории МО «Приводинское», утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» Nххх от __.__._____ года «Об утверждении Положения о добровольных народных дружинах на территории МО «Приводинское» и Положения о порядке создания и деятельности пунктов охраны общественного порядка на территории МО «Приводинское»»,
УСТАНОВИЛ:
Котласский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением об оспаривании Положения о добровольных народных дружинах на территории МО «Приводинское», утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» Nххх от __.__._____ года (далее Положение). В обоснование заявленных требований указал, что пункт 7, определяющий направления деятельности дружин по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов, предупреждению дорожно-транспортных происшествий, помощи гражданам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, спасения людей и имущества и поддержание общественного порядка в случае стихийных бедствий и подпункт 9 пункта 25 Положения устанавливающий, что дружинник обязан отчитываться перед руководителем дружины по вопросам охраны общественного порядка, не соответствуют федеральному законодательству, поскольку согласно Областного закона Архангельской области от 21.01.2009 г. № 657-33-ОЗ «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Архангельской области» (далее Областной закон), гражданам, добровольным формированиям населения по охране общественного порядка, запрещается осуществлять деятельность, отнесённую законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции органов внутренних дел. Пункт 25 подпункт 9 Положения ограничивает обязанности дружинника по сравнению с Областным законом. Прокурор считает, что Совет депутатов МО «Приводинское», наделив народные дружины дополнительными полномочиями и ограничив обязанности дружинников, превысил свои полномочия по вопросам обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности.
В ходе судебного заседания прокурор Дурапов Д.В. на требованиях заявления настаивал, уточнил их, просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункты 1-6 пункта 7 и подпункт 9 пункта 25 Положения. Обоснования требований представил согласно доводов заявления.
Представитель Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» М., действующий на основание доверенности, с заявленными требованиями не согласился. Представил письменные возражения на заявление прокурора. Пояснил, что Положение разработано в соответствие с Областным законом от 21.01.2009 г. № 657-33-ОЗ и утверждённым на его основе распоряжением правительства Архангельской области от 14.07.2009 г. №48-рп Типовым положением о добровольных народных дружинах. Из содержания Положения следует, что добровольные народные дружины поселения по охране общественного порядка не подменяют органы внутренних дел и иные государственные органы, а оказывают содействие компетентным государственным и муниципальным органам в решении поставленных перед ними задач по охране общественного порядка. Подпункт 9 пункта 25 Положения не ограничивает обязанности дружинника по сравнению с Областным законом, поскольку понятие охраны общественного порядка включает в себя и меры профилактического характера, содействие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участие в пропаганде правовых знаний, правовом воспитании населения. Просит в удовлетворении заявленных требований прокурору отказать.
Суд, выслушав прокурора, представителя Совета депутатов, изучив материалы дела, находит требования заявления не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» Nххх от __.__._____ года утверждено Положение о добровольных народных дружинах на территории МО «Приводинское».
Указанное решение вместе с Положением опубликовано в газете «Деловая хроника МО «Приводинское» от __.__._____ года (выпускNххх) л.д. 5-7).
Согласно ст. 65 Регламента Совета Депутатов МО «Приводинское», утверждённого решением Совета депутатов МО «Приводинское» от __.__._____ года, Nххх, к компетенции Совета относится принятие муниципальных правовых актов-Решений Совета депутатов по вопросам местного значения согласно Устава муниципального образования и действующего законодательства.
Принятие нормативно-правовых актов-решений Совета депутатов по вопросам местного значения, как органа местного самоуправления поселения, установлено ст. 14 Устава МО «Приводинское».
В соответствие с п. 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится в том числе, создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка».
Данное положение закреплено в пп. 32 п. 1 ст. 7 Устава МО «Приводинское».
На основание изложенного суд полагает, что решение Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» Nххх от __.__._____ года «Об утверждении Положения о добровольных народных дружинах на территории МО «Приводинское» и Положения о порядке создания и деятельности пунктов охраны общественного порядка на территории МО «Приводинское»» принято Советом депутатов в рамках своей компетенции.
Данное решение опубликовано и является действующим.
При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу.
Доводы прокурора о противоречии федеральному законодательству подпунктов 1-6 пункта 7 Положения суд находит необоснованными по следующим основаниям.
В целях реализации положений п. 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от __.__._____ г. NхххФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», __.__._____ г. принят Областной закон «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Архангельской области» № 657-33-ОЗ, который установил правовую основу, цель и задачи, принципы и формы добровольного участия граждан РФ в охране общественного порядка на территории Архангельской области.
Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют в том числе, другие нормативно-правовые акты Архангельской области, уставы муниципальных образований Архангельской области и иные муниципальные норативные правовые акты.
Согласно положений ст. 3 данного областного закона целью участия граждан в охране общественного порядка является оказание содействия органам внутренних дел, исполнительным органам государственной власти Архангельской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в решении ими задач по охране общественного порядка, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганде правовых знаний.
Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе принципов добровольности, законности, гуманности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, взаимодействия с органами внутренних дел, иными правоохранительными органами, исполнительными органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел и иных правоохранительных органов в сфере обеспечения общественного порядка.
Статьёй 4 Областного закона установлено, что коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в форме участия в добровольных формированиях населения по охране общественного порядка.
Как видно их пунктов 2-5 Положения о добровольных народных дружинах на территории МО «Приводинское» добровольная народная дружина это форма коллективного участия граждан РФ в охране общественного порядка на территории МО «Приводинское».
Членами дружины могут быть граждане, способные по своим личным и деловым качествам оказывать содействие в охране общественного порядка.
Дружина при решении возложенных на неё задач взаимодействует с органами местного самоуправления, правоохранительными органами.
Основной целью деятельности дружин является оказание содействия органам внутренних дел, исполнительным органам государственной власти Архангельской области, органам местного самоуправления МО «Приводинское» по охране общественного порядка, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганде правовых знаний.
Во исполнение достижения целей деятельности дружин, регламентированных в п. 5 Положения, пункт 7 Положения установил, что к направлениям деятельности дружин относятся: охрана общественного порядка (патрулирование, выставление постов, организация дежурств, проведение специальных рейдов и операций), предупреждение и пресечение правонарушений, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов, предупреждение дорожно-транспортных происшествий, помощь гражданам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, спасение людей и имущества и поддержание общественного порядка в случае стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, пропаганда правовых знаний.
Данные нормы Положения полностью соответствуют Типовому положению о добровольных народных дружинах, утверждённому распоряжением правительства Архангельской области от 14.07.2009 г. №48-рп, принятому в соответствии с п. 5 ст. 7 Областного закона (далее Типовое положение), а также не противоречат основным задачам и функциям дружины, регламентированных ст. 8 Областного закона, видам деятельности дружины, установленным в ст. 11 Областного закона.
Действительно, охрана общественного порядка, выявление предупреждение и пресечение правонарушений отнесено к компетенции милиции в соответствии с Законом «О милиции». Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отнесена, в том числе и к компетенции подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, согласно Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». ГИБДД МВД РФ наделена на основании Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и положения о ГИБДД, специальными полномочиями в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 3 Закон РФ «О милиции» милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии в том числе с органами местного самоуправления и гражданами. Согласно ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности в том числе, органов местного самоуправления и граждан в целях предупреждения ДТП и снижения тяжести их последствий. Государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусмотрена ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Анализируя нормы оспариваемого Положения, суд приходит к выводу, что из их смысла и содержания следует, что добровольные народные дружины МО «Приводинское» не подменяют полномочия органов внутренних дел и иных правоохранительных органов в сфере обеспечения общественного порядка, а оказывают содействие компетентным органам по охране общественного порядка, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганде правовых знаний, взаимодействуют с данными органами.
О придании нормам Положения именно такого правового смысла (содействие, взаимодействие, наложение ограничений по участию граждан в охране общественного порядка) заявил в судебном заседании представитель Собрания депутатов, указал на это в своих письменных возражениях на заявление прокурора.
Кроме того, как следует из пункта 24 и 25 Положения, соответствующих Типовому положению и ст. 10 Областного закона, дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей имеет право: оказывать сотрудникам органов внутренних дел содействие в задержании и доставлении в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения, в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия; участвовать по решению уполномоченных органов местного самоуправления (должностных лиц) в оцеплении (блокировании) участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, при проведении карантинных мероприятий, проведении массовых мероприятий.
Дружинник обязан соблюдать требования законодательства, не допускать ограничения прав и свобод граждан, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам, не совершать действий, унижающих честь и достоинство человека и гражданина; оказывать представителям органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в случае их обращения содействие в выполнении ими функций по охране общественного порядка, предупреждению или пресечению правонарушений; принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или от несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и сообщать о выявленных правонарушениях в органы внутренних дел и иные правоохранительные органы; выполнять законные распоряжения сотрудника органов внутренних дел.
Суд полагает, что приведённые нормы Положения подтверждают доводы представителя Совета Депутатов и исключают самостоятельную деятельность дружин по вопросам охраны общественного порядка, свидетельствуют, что народные дружины МО «Приводинское» при выполнении возложенных на них задач, лишь оказывают содействие компетентным органам по охране общественного порядка, участвуют в совместной деятельности с органами внутренних дел, органами местного самоуправления по охране общественного порядка, профилактике и пресечению правонарушений, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганде правовых знаний.
Довод прокурора о противоречии федеральному законодательству подпункта 9 пункта 25 Положения суд находит необоснованным по следующим основаниям.
Согласно данного пункта Положения дружинник обязан отчитываться перед руководителем дружины по вопросам охраны общественного порядка.
Обязанность дружинника отчитываться перед руководителем дружины установлена пп. 9 п. 2 ст. 10 Областного закона.
По мнению прокурора, Областным законом установлена обязанность дружинника отчитываться перед руководителем дружины также по иным вопросам, не связанным с охраной общественного порядка-содействие в профилактике безнадзорности, участие в пропаганде правовых знаний, правовом воспитании населения.
Суд находит данную норму Положения не ограничивающей обязанности дружинника, установленные нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность дружинника отчитываться перед руководителем дружины установлена Областным законом от 21.01.2009 г. № 657-33-ОЗ «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Архангельской области».
Данный Областной закон, как указано ранее в настоящем решении, устанавливает правовую основу, цель и задачи, принципы и формы добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Архангельской области.
По смыслу данного закона, под охраной общественного порядка понимается урегулированные нормами права и морали общественные отношения в своей совокупности, обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормы поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, а также уважение общественной нравственности, чести и достоинства граждан.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в целом функции (направления деятельности) народных дружин, установленных Положением, охватываются понятием охраны общественного порядка, в связи с чем, подпункт 9 пункта 25 оспариваемого прокурором Положения, не противоречит нормам действующего законодательства.
На основании изложенного суд полагает в удовлетворении требований прокурора отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Котласского межрайонного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 7 и подпункта 9 пункта 25 Положения о добровольных народных дружинах на территории МО «Приводинское», утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» Nххх от __.__._____ года «Об утверждении Положения о добровольных народных дружинах на территории МО «Приводинское» и Положения о порядке создания и деятельности пунктов охраны общественного порядка на территории МО «Приводинское»» – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме в Архангельский областной суд через Котласский районный суд.
Председательствующий А.В. Коптяев