об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления



Дело №ххх __.__.____ года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

Котласский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Котовой Е.В.,

при секретаре Ермиловой А.С.,

с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Вязовикова А.В.,

представителя заинтересованного лица Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» Ишениной Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе __.__.____ года гражданское дело по заявлению Котласского межрайонного прокурора об оспаривании нормативного правового акта, признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 2.1, 2.3, 2.5, 2.6 Положения, утвержденного решением Собрания депутатов от 31.03.2010 г № 185

установил:

Котласский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 2.1, 2.3, 2.5, 2.6 Положения, утвержденного решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от 31.03.2010 года № 185 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования.

Свое заявление прокурор обосновывает тем, что решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от 31.03.2010 года № 185 утверждено Положение «О порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования. Пункты 2.1, 2.3, 2.5, 2.6 Положения противоречат федеральному законодательству, поскольку определяют иной по сравнению с установленным в статье 34 Земельного кодекса РФ порядок рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков, и подлежат признанию недействительными.

В п. 2.1 Положения установлено, что юридические и физические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, подают в администрацию МО «Котласский муниципальный район» заявления о подготовке информации о земельных участках, которые могут быть предоставлены им на определенном праве или условиях. Данный пункт противоречит федеральному законодательству, поскольку в соответствии с ч.2 ст.34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган местного самоуправления. Из положений ч.2 ст.34 ЗК РФ следует, что граждане подают в орган местного самоуправления заявление о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду, а не о подготовке информации о земельных участках, которые могут им предоставлены на определенном праве. В соответствии с п.2.3 Положения администрации МО «Котласский муниципальный район» в течение 30 дней с момента регистрации заявления гражданина рассматривает возможность использования земельного участка и направляет заявителю мотивированный отказ. В п.2.6 Положения установлено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается заявителю по истечении месяца со дня опубликования соответствующего информационного сообщения и лишь в случае, если в течение указанного срока, принято заявление только от одного гражданина. В п. 2.5 Положения установлена возможность не принимать решение о предоставлении участка по поданному заявлению заинтересованного лица ( в том числе не выдавать указанную схему) в случае, если на один и тот же земельный участок подано два и более заявления. В п. 2.5 Положения установлено, что в таком случае участок предоставляется по результатам торгов. Положения пунктов 2.3, 2.5, 2.6 Положения противоречат федеральному законодательству, поскольку в части 4 статьи 34 ЗК РФ установлена обязанность органа местного самоуправления выдать гражданину схему расположения участка независимо от поступления заявления иных граждан. При этом данная обязанность должна быть исполнена в месячный срок со дня поступления заявления гражданина, а не по истечении месяца со дня опубликования соответствующего информационного сообщения и не с момента регистрации заявления.

Участвующий в деле старший помощник прокурора Вязовиков А.В. заявление прокурора поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно поданного заявления. Просит признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 2.1, 2.3, 2.5, 2.6 Положения, утвержденного решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от 31.03.2010 года № 185 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования со дня вступления данного Положения в силу.

Представитель Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» Ишенина Т.М. заявление прокурора не признала, в ходе судебного заседания пояснила, что порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством в случае, когда территориальное зонирование в муниципальном образовании не проведено, статьей 34 Земельного кодекса РФ нее определен, чем и была обусловлена необходимость принятия Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в действующей редакции. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2004 года № 191-ФЗ, документы территориального планирования, в число которых входят генеральные планы поселений (на основе которых разрабатываются правила землепользования и застройки), должны быть утверждены не позднее 01 января 2012 года. На сегодняшний день территориальное зонирование на территории МО «Котласский муниципальный район» не проведено. Подготовка документов территориального зонирования в соответствии с установленными законодательством требованиями в виду значительной территории МО «Котласский муниципальный район», наличия всех категорий земель, предусмотренных Земельным кодексом РФ, занимает продолжительный период времени и требует значительных финансовых средств, в то время как необходимость в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, возникает постоянно. Без документов территориального зонирования, на сегодняшний день, невозможно обеспечение подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременной публикации такой информации. Отмена пунктов 2.1, 2.3, 2.5, 2.6 Положения повлечет невозможность предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории МО «Котласский муниципальный район», считает, что данные пункты не противоречат федеральному законодательству. Просит в удовлетворении заявления прокурора отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, выслушав помощника прокурора, полагавшего удовлетворить заявление, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, а также прокурор в пределах своей компетенции, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

К действиям (решениям) учреждений или должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), которыми созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 года № 154-ФЗ, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступление в силу определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии со статьей 7 частью 4 Федерального Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года «Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации».

Согласно статье 34 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Таким образом, согласно статье 34 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны принять акт, предусматривающий процедуру и критерии предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, и порядок рассмотрения полученных заявок и принятия решений. В пунктах 2-6 данной статьи содержатся нормы об общем порядке предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством объектов.

В ходе судебного заседания установлено следующее.

31 марта 2010 года решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» № 185 было утверждено Положение «О порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район» (6-8).

Данное Положение разработано в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года.

Данное Положение опубликовано в Официальном вестнике МО «Котласский муниципальный район», входящем в состав газеты «Двинская правда» от 09 апреля 2010 года.

Положение «О порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район» 31 марта 2010 года носит нормативно-правовой характер, является обязательным для неопределенного круга лиц и рассчитано на неоднократное применение. Данное Положение вступило в законную силу с момента официального опубликования – с 09 апреля 2010 года.

Настоящее Положение определяет порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район», а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории МО «Котласский муниципальный район», устанавливает процедуры и критерии предоставления, а также порядок рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) указанных выше земельных участков.

В пункте 2.1. данного Положения указано, что юридические и физические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков для целей, не связанных со строительством, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район», а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в собственность или в аренду, подают заявления в администрацию муниципального образования «Котласский муниципальный район» о подготовке информации о земельных участках, которые могут быть им предоставлены на определенном праве и условиях.

В пункте 2.3 данного Положения указано, что администрация муниципального образования «Котласский муниципальный район» в течение 30 дней с момента регистрации указанного в пункте 2.2 настоящего Положения заявления рассматривает возможность использования земельного участка под испрашиваемые цели и обеспечивает информирование население через средства массовой информации о приеме заявлений о предоставлении земельного участка, а в случаях, предусмотренных пунктом 1.10 настоящего Положения, направляет заявителю мотивированный отказ в возможности предоставления такого земельного участка с указанием причин и оснований.

В пункте 2.5 данного Положения указано, что в случае, если по истечении месяца со дня опубликования информационного сообщения, указанного в пункте 2.4 настоящего Положения, на одни и тот же земельный участок подано два и более заявления, предоставление такого участка осуществляется на торгах (конкурсе, аукционе), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В пункте 2.6 данного Положения указано, что в случае, если в течение предусмотренного в пункте 2.4 настоящего Положения срока, принято заявление только от одного заявителя, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Котласский муниципальный район» утверждает и выдает этому заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Администрация муниципального образования «Котласский муниципальный район» в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении такого земельного участка для целей, не связанн6ых со строительством, в аренду или в собственность гражданину или юридическому лицу, указанному в пункте 2.1 настоящего Положения.

В случае предоставления земельного участка в собственность, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» обеспечивает проведение оценки рыночной стоимости земельного участка.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что органы местного самоуправления должны разработать и принять специальный акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам без целей строительства. Данный нормативно-правовой акт должен соответствовать общим требованиям, которые определены статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и не должны противоречить иным нормам Земельного кодекса РФ, прежне всего направленным на урегулирование отношений по возникновению прав на земельные участки. Таким образом оспариваемые прокурором пункты 2.1, 2.3, 2.5 и 2.6 Положения «О порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования» противоречат федеральному законодательству, а именно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так пункт 2.1 оспариваемого Положения противоречит части 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ, а именно согласно статье 34 Земельного кодекса гражданин вправе подать в орган местного самоуправления заявление о предоставлении земельного участка, а не заявление о подготовке информации о земельном участке, как указано в данном пункте Положения.

Пункт 2.3 оспариваемого Положения противоречит части 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, согласно которой орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления либо обращения, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его, а не в течение 30 дней с момента регистрации заявления гражданина.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение постановленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

На основании данного закона момент обращения гражданина с заявлением и момент регистрации данного заявления не совпадает. Следовательно, в пункте 2.3 оспариваемого Положения срок изготовления проекта границ земельного участка «в течение 30 дней с момента регистрации заявления гражданина» противоречит указанному в статье 34 Земельного кодекса РФ сроку изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждения в один месяц с момента обращения гражданина.

Пункт 2.5 оспариваемого Положения противоречит статье 34 Земельного кодекса РФ, которая не предусматривает проведение торгов

(конкурсов, аукционов) в случае подачи двух и более заявлений граждан о предоставлении одного и того же земельного участка.

Земельным законодательством предусмотрены специальные нормы об обязательном проведении торгов только в отношении предоставления наиболее значимых для сельскохозяйственного производства земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, земельным законодательством предусмотрены торги на земельные участки для целей, не связанных со строительством, в зависимости от категории земель, а не от количества заявлений граждан о предоставлении одного и того же земельного участка.

Кроме этого, согласно пункта 2.5 оспариваемого Положения орган местного самоуправления принимает решение об утверждении и выдаче заявителю схемы по истечении месяца со дня опубликования информационного сообщения, что также противоречит пункту 4 статьи 34 ЗК РФ. В пункте 4 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предоставлении земельного участка гражданину орган местного самоуправления принимает в месячный срок. Таким образом, суд считает, что в пункте 2.5 оспариваемого Положения срок принятия решения не указан. Само понятие «по истечении месяца» не указывает конкретный срок принятия решения.

Пункт 2.6 оспариваемого Положения противоречит статье 34 Земельного кодекса РФ, которая не связывает обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории от количества поданных заявлений граждан.

На основании вышеизложенного суд считает, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, а оспариваемые пункты 2.1, 2.3, 2.5, 2.6 Положения «О порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район» являются противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления данного Положения в силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Котласского межрайонного прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 2.1, 2.3, 2.5, 2.6 Положения, утвержденного решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от 31.03.2010 года № 185 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования» удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления в силу пункты 2.1, 2.3, 2.5, 2.6 Положения, утвержденного решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от 31.03.2010 года № 185 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Котласский муниципальный район», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования».

Решение по делу (резолютивную часть) или сообщение о данном решении опубликовать в газете «Двинская правда».

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Котова Е.В.