Дело № __.__.____.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
Котласский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Котовой Е.В.,
при секретаре Шестаковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе __.__.____ гражданское дело по заявлению Белогорлова В.В. об оспаривании решения должностного лица,
установил:
Белогорлов В.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными проведенное в отношении него государственным инспектором Котласского района по использованию и охране земель Козициной С.С. мероприятие по государственному контролю и выданное ею Предписание об устранении нарушения земельного законодательства и отменить их.
В своем заявлении Белогорлов В.В. указал, что в отношении него, в соответствии с распоряжением заместителя главного государственного инспектора Архангельской области по использованию и охране земель управления Роснедвижимости по Архангельской области от __.__.____ № З., __.__.____ государственным инспектором Котласского района по использованию и охране земель Козициной С.Ю. проведена плановая проверка соблюдения земельного законодательства в форме государственного контроля. Составлен Акт проверки соблюдения земельного законодательства и выдано Предписание об устранении нарушения земельного законодательства в установленный срок. Он считан, что в ходе проверки были допущены нарушения законодательства и просит признать незаконными действия государственного инспектора, считает возложенную на него обязанность по регистрации прав на земельный участок незаконной.
В ходе судебного заседания Белогорлов В.В. свои требования поддержал полностью, дал пояснения согласно доводам, указанным в заявлении. Также пояснил, что при проведении проверки государственный инспектор Козицына С.С. нарушила Административный регламент. Она не представляла служебное удостоверение, не представлялась. Также он считает, что Предписание в его адрес вынесено незаконно, так как данным предписанием на него незаконно возложена обязанность зарегистрировать право на земельный участок. Просит признать действия государственного инспектора Козицыной С.С. и вынесенное ею Предписание незаконными.
Заинтересованное лицо государственный инспектор Котласского района по использованию и охране земель Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Козицына С.С. заявленные Белогорловым В.В. требования не признала, в ходе судебного заседания пояснила, что проверка соблюдения земельного законодательства по земельному участку, расположенному по адресу: ... в отношении гражданина Белогорлова В.В. была проведена в соответствии с планом проведения проверок соблюдения земельного законодательства на 2 квартал 2010 года, утвержденного руководителем Управления Роснедвижимости по Архангельской области Н.А.Ожеговым и на основании Распоряжения заместителя главного государственного инспектора Архангельской области по использованию и охране земель З. от __.__.____ №. Проверка проведена уполномоченным лицом. Форма документов, используемых при проведении проверки утверждены Приказом Управления Роснедвижимости по Архангельской области № от __.__.____. В вынесенном в адрес Белогорлова В.В. Предписании от __.__.____ сделана ссылка на нарушение статьи 26 Земельного кодекса РФ - об отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок. Белогорлов В.В. с __.__.____ является собственником 1/3 доли в праве собственности на жилой дом, однако правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается жилой дом, не имеет. Землеустроительное дело по земельному участку, расположенному по адресу: ... государственном фонде отсутствует, так как установление границ и межевание данного земельного участка не проводилось. Считает вынесенное ею Предписание в адрес Белогорлова В.В. законным и обоснованным. Просит в удовлетворении заявления Белогорлову В.В. отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статье 71 Земельного кодекса РФ, специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 3 Положения о государственном земельном контроле, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года № 689, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 6 указанного Положения, должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, осуществляющие государственный земельный контроль, одновременно по должности являются:
и) специалисты структурных подразделений территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля - государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель.
Согласно пункта 9 указанного Положения, государственные инспекторы по использованию и охране земель, указанные в пункте 6 настоящего Положения, имеют право при проведении проверок:
в) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
В силу статьи 12 указанного Положения, государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
На основании статьи 13 указанного Положения, юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и предъявить документацию, необходимую для проведения проверки.
В соответствии с пунктом 25 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю, утвержденного Приказом Минюста РФ от 27.12.2007 года № 254, главные инспекторы, инспекторы при проведении проверок соблюдения земельного законодательства обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований законодательства, предусмотренные в пункте 23 Административного регламента;
2) соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
3) проводить проверки на основании и в строгом соответствии с распоряжениями на проверку;
4) посещать объекты (земельные участки) физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения проверок только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения на проверку;
5) не препятствовать физическому лицу, представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять физическим лицам, уполномоченным должностным лицам юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителям, присутствующим при проведении проверки, относящуюся к предмету проверки информацию;
7) знакомить физических лиц, уполномоченных должностных лиц юридического лица иди индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами проверок.
На основании статьи 26 указанного Административного регламента, объектом госземконтроля являются земельные участки и правоотношения, связанные с их предоставлением, изъятием и использованием. Госземконтроль осуществляется в форме проверок выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, в установленной сфере деятельности.
В силу статьи 27 Административного регламента, задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
В соответствии со статьей 36 Административного регламента, юридическими фактами, являющимися основанием для осуществления проверок, являются:
Проверка является плановой, если она проводится на основании плана проверок.
Согласно статье 36 Административного регламента, планы проверок утверждаются руководителями территориальных органов Роснедвижимости. Планы проверок утверждаются ежеквартально, не позднее 15 дней до начала планируемого периода.
В силу статьи 47 Административного регламента, лицу, в отношении которого проводилась проверка, одновременно с актом вручается предписание об устранении нарушения земельного законодательства в случае выявления:
- использования земельного участка без оформления в установленном порядке документов, устанавливающих (удостоверяющих) право на земельный участок (нарушения требований статьи 26Земельного кодекса РФ).
Согласно статье 26 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем одни год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случае, установленных федеральными законами.
В силу статьи 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
При исследовании материалов гражданского дела суд установил следующее.
На основании Приказа от 13 мая 2010 года № 68 Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу «О государственных инспекторах Архангельской области и Ненецкого автономного округа по использованию и охране земель», Козицына С.С., специалист-эксперт Котласского межрайонного отдела, является государственным инспектором Котласского межрайонного отдела, является государственным инспектором Котласского района Архангельской области по использованию и охране земель, следовательно её действия и решения могут быть обжалованы порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководителем Управления Роснедвижимости по Архангельской области Н.А.Ожеговым __.__.____ утвержден План проведения проверок соблюдения земельного законодательства на 2 квартал 2010 года Котласского территориального отдела Управления Роснедвижимости по Архангельской области, под пунктом 13 которого указан Белогорлов В.В., период проведения проверки __.__.____ - __.__.____.
Распоряжением о проведении проверки соблюдения земельного законодательства на территории МО «Котласский муниципальный район» № от __.__.____, вынесенным заместителем главного государственного инспектора Архангельской области по использованию и охране земель З. (л.д. 5), утвержден план документальных и выездных проверок соблюдения земельного законодательства на период с __.__.____ по __.__.____. Согласно данного распоряжения указано провести проверку соблюдения земельного законодательства в том числе и в отношении Белогорлова В.В. по использованию земельного участка площадью 2153 кв.метров в кадастровом кадастре 29:07:080101, расположенному по адресу: .... Поручено проведение проверки главному госземинспектору Котласского Красноборского районов и города Котласа Архангельской области, начальнику Котласского территориального отдела Управления Роснедвижимости по Архангельской области - В. и госземинспектору Котласского района Архангельской области, старшему специалисту 3 разряда Котласского территориального отдела Управления Роснедвижимости по Архангельской области - Козицыной С.Ю.
__.__.____ Белогорлову В.В. Котласским межрайонным отделом Государственного земельного контроля было направлено требование (л.д. 4), согласно которого Белогорлову В.В. предлагалось прибыть __.__.____ в Котласский межрайонный отдел Управления федеральной регистрационной службы по Архангельской области и НАО для проведения мероприятий по осуществлению государственной земельного контроля (проведение плановой проверки соблюдения земельного законодательства) и необходимо представить документы на земельный участок, расположенный по адресу: ...
__.__.____ по результатам проверки соблюдения земельного законодательства Белогорловым В.В. государственным инспектором Котласского района по использованию и охране земель, Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Козицыной С.Ю. был составлен Акт проверки соблюдения земельного законодательства (л.д.6), согласно которого исследовав все предоставленные материалы госинспектор установила, что Белогорлов ... использует земельный участок, расположенный по адресу: ..., площадью № кв.м. без оформления правоустанавливающих документов на землю, чем нарушает статью 26 Земельного кодекса РФ.
В связи с выявленным нарушением земельного законодательства госинспектор Козицына С.Ю. __.__.____ вынесла в адрес Белогорлова В.В. Предписание об устранении нарушения земельного законодательства (л.д. 7), которым обязала Белогорлова В.В. устранить допущенное нарушение земельного законодательства в срок до __.__.____.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ заявителю было предложено представить суду доказательства, подтверждающие незаконность вынесенного в его адрес госинспектором Предписания.
Заинтересованному лицу было предложено представить суду доказательства, подтверждающие законность отказа в регистрации.
Заявитель Белогорлов В.В. представитель в обоснование своих требований договор № передачи в собственность одноквартирного жилого дома, согласно которого Белогорлову в.В. на праве собственности принадлежит 1/3 доля общей долевой собственности на жилой .... Согласно пункта 2.9. данного договора, в соответствии с п.7 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» одновременно с передачей в собственность жилого дома Приобретателю (Белогорлову В.В., Б.А. и Б.Л.) передается в собственность земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом.
Также заявитель представил договор аренды от __.__.____ № земельного участка, заключенного администрацией ... с Б.Л.. Предметом договора является земельный участок площадью № га, расположенный в .... Срок аренды 5 лет. Данный договор аренды в установленном Федеральным законом от 27.07.1997 года № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним» порядке не зарегистрирован.
Заинтересованное лицо - госинспектор Козицына С.С. в обоснование законности вынесенного Предписания представила план земельного участка, используемого Белогорловым В.В., предоставленного ей администрацией ....
Согласно данного Плана, составленного по материалам обмера в натуре землеустроителем администрации ..., земельный участок, расположенный по адресу ..., используемый Белогорловым В.В. имеет площадь № кв.м.
По данному факту заявитель пояснил, что при передаче жилого дома в собственность в __.__.____ ему и его семье был предоставлен земельный участок для использования земли возле дома в количестве № кв.м. С этого времени он оплачивает за данный земельный участок арендную плату.
По ходатайству заявителя в судебном заседании была опрошена свидетель Б.Л., которая пояснила, что в мае госинспектором Козицыной С.С. проводилась проверка соблюдения земельного законодательства в отношении её супруга Белогорлова В.В. При проведении проверки инспектор не представлялась, служебное удостоверение не представляла. У её супруга никаких правоустанавливающих документов на земельный участок, используемый для эксплуатации жилого дома не имеется. Единственный документ на землю - это договор аренды, заключенный ею с администрацией на земельный участок площадью 0,17 га.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что государственный инспектор Козицына С.Ю. действовала в соответствии со своими полномочиями, на основании вышеуказанного земельного законодательства и Административного регламента. Проверка соблюдения земельного законодательства проводилась в соответствии с планом, утвержденным полномочным на это должностным лицом. Проверка проводилась должностным лицом, указанным в Распоряжении об утверждении плана проверок. Порядок проведения проверки, предусмотренный Административным регламентом государственным инспектором соблюден. В ходе проведенной ею проверки было выявлено нарушение гражданином Белогорловым В.В. земельного законодательства, предусмотренного статьей 26 Земельного кодекса РФ, а именно использование земельного участка площадью № кв.м., расположенного по адресу: ... без правоустанавливающих документов. В связи с чем было вынесено в адрес Белогорлова В.В. Предписание об устранении земельного законодательства. Данное Предписание вынесено в соответствии с Приказом Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Архангельской области «Об утверждении форм (бланков) документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля». Следовательно, вынесенное ею Предписание в адрес гражданина Белогорлова В.В. об устранении нарушений земельного законодательства является законным и обоснованным.
Исходя из изложенного, следует, что действия государственного инспектора Козицыной С.Ю. и вынесенное ею Предписание об устранении нарушений земельного законодательства являются законными и обоснованными, а заявление Белогорлова В.В. не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Белогорлову В.В. о признании незаконными действий и решения должностного лица отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Котова Е.В.