Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Котлас
Котласский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Котовой Е.В.,
при секретаре Ермиловой А.С.,
с участием помощника Котласского межрайонного прокурора Дурапова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Черемушское» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Котласский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Черемушское» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОГПН г. Котласа и Котласского района проведена внеплановая проверка администрации МО «Черемушское» в отношении объектов наружного противопожарного водоснабжения, находящихся на территории МО «Черемушское». Проверкой выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, которые препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию МО «Черемушское» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- привести в исправное состояние, обеспечивающее возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара в соответствии с требованиями пожарной безопасности, пожарные водоёмы, расположенные в д. <адрес>
- установить у пожарных водоёмов, расположенных вблизи зданий <адрес>, а также по направлению движения к ним указатели в соответствии с требованиями пожарной безопасности (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которые четко нанести цифры, указывающие расстояние до соответствующего пожарного водоёма.
В судебном заседании прокурор Дурапов Д.В. на удовлетворении исковых требований настаивал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Просил обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Черемушское» П.В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора признал в полном объеме. Пояснил, что действительно до настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности не устранены. Просит установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель отдела государственного пожарного надзора г. Котласа и Котласского района П.И., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержал. Пояснил, что не возражает против установления срока до ДД.ММ.ГГГГ для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Выслушав прокурора, объяснения представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.
Подавая исковое заявление, прокурор обосновал обращение в суд интересами неопределённого круга лиц.
При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу.
Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в статье 1 установил, чтотребования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 2 указанного закона, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Организация пожарной безопасности, является одним из видов общественной безопасности. Статьёй 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что организации, их руководители, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности», п. 10 ППБ РФ 01 - 03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Пункт 9 части 1 статьи 14 Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве вопроса местного значения поселения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Частью 1 ст. 8 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 86-5-ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области в сфере пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и границах городских округов Архангельской области.
Как установлено в ч. 1 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. При этом в ч. 2 данной статьи предусмотрено, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Согласно ч. 3 указанной статьи необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются непосредственно данным Федеральным законом.
Часть 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в отношении пожарной безопасности городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований предусматривает, что данная безопасность обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Так, в ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ "О пожарной безопасности", а также в ст. 8 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 86-5-ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области» среди полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов указано на создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Пунктом 90 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности», утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); на них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
В пункте 94 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ" предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Там же установлено, что поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ отделом государственного пожарного надзора г. Котласа и Котласского района Архангельской области при проведении проверки администрации МО «Черемушское» в отношении объектов наружного противопожарного водоснабжения, находящихся на территории МО «Черемушское», расположенных по адресу: Архангельская область, Котласский район, МО «Черемушское», выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, составлен акт проверки № (л.д. 6-7):
- в нарушение требований п. 94 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ" нарушена конструктивная целостность пожарного водоёма, расположенного вблизи здания по адресу: <адрес>;
- в нарушение требований ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ "О пожарной безопасности", ч. 2 ст. 8 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 86-5-ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области», п. 94 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ" нарушена конструктивная целостность горловин и крышек пожарного водоёма, расположенного вблизи здания по адресу: <адрес>;
- в нарушение требований п. 94 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ" отсутствует вторая крышка горловины пожарных водоёмов, расположенных в МО «Черемушское» вблизи зданий по адресам: <адрес>
- в нарушение требований п. 90 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности» у водоёмов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели с нанесенным цифрами, указывающими расстояния до водоисточника, расположенных в населённых пунктах <адрес>
Отделом государственного пожарного надзора г. Котласа и Котласского района Архангельской области в адрес администрации МО «Черемушское» направлено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8) по устранению в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки администрации МО «Черемушское» в отношении объектов наружного противопожарного водоснабжения, находящихся на территории МО «Черемушское», расположенных по адресу: Архангельская область, Котласский район, МО «Черемушскоеское».
Как видно из заключения отдела государственного пожарного надзора г. Котласа и Котласского района от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.14) и объяснений представителя третьего лица П.И. в судебном заседании, предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не выполнены.
С учетом изложенного, суд находит подлежащими удовлетворению в полном объеме исковые требования прокурора об обязании администрации МО «Черемушское» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно привести в исправное состояние, обеспечивающее возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара в соответствии с требованиями пожарной безопасности 4 пожарных водоема, расположенных вблизи зданий <адрес>; установить у пожарных водоемов, расположенных вблизи зданий <адрес> а также по направлению движения к ним указатели в соответствии с требованиями пожарной безопасности (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которые четко нанести цифры, указывающие расстояние до соответствующего пожарного водоема.
Суд соглашается с мнением представителя ответчика, представителя третьего лица и с мнением прокурора об установлении реального срока для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ, так как для качественного ремонта пожарных водоемов в <адрес> потребуется длительное время и значительные денежные затраты.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Котласского межрайонного прокурора к администрации МО «Черемушское» удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Черемушское» устранить нарушения требований пожарной безопасности: привести в исправное состояние, обеспечивающее возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара в соответствии с требованиями пожарной безопасности 4 пожарных водоема, расположенных вблизи зданий <адрес>; установить у пожарных водоемов, расположенных вблизи <адрес>, а также по направлению движения к ним указатели в соответствии с требованиями пожарной безопасности (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которые четко нанести цифры, указывающие расстояние до соответствующего пожарного водоема.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы либо представления через Котласский районный суд.
Председательствующий Е.В.Котова