Дело № ДД.ММ.ГГГГ.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
Котласский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Котовой Е.В.,
при секретаре Ермиловой А.С.,
с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Посохова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению Котласского межрайонного прокурора об оспаривании действий органа местного самоуправления,
установил:
Заместитель Котласского межрайонного прокурора А.В.Макаровский обратился в суд с заявлением, в защиту прав и законных интересов Уваровой И.Т., Российской Федерации, в котором просит признать действия администрации МО «Приводинское» по отказу гражданке Уваровой И.Т. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконными и обязать администрацию МО «Приводинское» принять решение в порядке части 5 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, принять на учет Уварову И.Т. в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
В своем заявлении заместитель прокурора указал, что в сентябре 2010 года проверкой по заданию прокуратуры области выявлен ряд нарушений при реализации мер социальной поддержки по обеспечению ветеранов Великой Отечественной войны (далее ВОВ) жильем за счет средств федерального бюджета. Глава МО «Приводинское» Хабаров Е.В. письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал гражданке Уваровой И.Т. - члену семьи погибшего (умершего) участника ВОВ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Отказ обоснован тем, что гражданка Уварова И.Т. постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес> и не нуждается в улучшении жилищных условий, так как обеспечена жилым помещением площадью более учетной нормы. Прокурор считает, что данный отказ не соответствует требованиям федерального законодательства, препятствует Уваровой И.Т. в реализации права по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета и подлежит признанию незаконным.
В ходе судебного заседания старший помощник Котласского межрайонного прокурора Посохов А.Е., требования заместителя прокурора поддержал полностью, дал пояснения согласно доводам, указанным в заявлении. Просит признать действия администрации МО «Приводинское», выразившиеся в отказе гражданке Уваровой И.Т. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконными и обязать администрацию МО «Приводинское» принять решение в порядке части 5 статьи 52 ЖК РФ, принять на учет Уварову И.Т. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заявитель Уварова И.Т. в судебное заседание не явилась. О времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.
Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии заявителя Уваровой И.Т.
Представитель заявителя Уваровой И.Т. Уварова Л.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования прокурора поддержала в полном объеме, в ходе судебного заседания пояснила, что Уварова И.Т. является вдовой ветерана Великой Ответственной войны. В настоящее время Уварова И.Т. не имеет жилого помещения ни в собственности, ни по договору найма. Уварова И.Т. живет одна в жилом помещении по адресу: <адрес>. Данное жилье принадлежит на праве собственности её сыну Н. Н. в данном жилом помещении не проживает, а живет со своей семьей в <адрес>. Между Н. и Уваровой И.Т. никакого договора найма либо иного договора по использованию данного жилого помещения не заключалось. ДД.ММ.ГГГГ Уварова И.Т. обращалась с заявлением к главе МО «Приводинское» с просьбой включить её в очередь для обеспечения жилым помещением как вдову участника Великой Отечественной войны, однако ей пришло письмо, в котором ей отказали в постановке на учет для обеспечения жильем, так как она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий. С данным отказом Уварова И.Т. не согласна. Она также просит признать действия администрации МО «Приводинское», выразившиеся в отказе гражданке Уваровой И.Т. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконными и обязать администрацию МО «Приводинское» принять решение в порядке части 5 статьи 52 ЖК РФ, принять на учет Уварову И.Т. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. отказали
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Приводинское» в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания администрация МО «Приводинское» извещена надлежащим образом.
Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя заинтересованного лица - администрации МО «Приводинское».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает, что заявление заместителя прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
В силу статьи 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Согласно статье 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещение жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в вышеуказанной части данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями.
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, по своем у выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с Жилищных кодексом документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
В силу Письма от 18 января 2010 года № 809-СК/07 Министерства регионального развития РФ, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Своим Указом от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Президент РФ постановил необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной воны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной воны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
На основании статьи 21 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 16 декабря 1994 года № 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца ( имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.1 данного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
При исследовании материалов гражданского дела суд установил следующее.
В соответствии с удостоверением серии В №, выданным ГУ «ОСЗН по Котласскому району» и свидетельством о браке (л.д. 10) Уварова И.Т. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны У..
ДД.ММ.ГГГГ Уварова И.Т. обратилась с заявлением к главе МО «Приводинское» (л.д. 8), в котором в связи с Указом Президента РФ просит включить её в очередь для обеспечения благоустроенным жильем, так как она является женой умершего участника Великой Отечественной войне и нуждается в улучшении жилья.
К данному заявлению Уварова И.Т. приложила справку из Котласского филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации Архангельской области» (л.д. 11) и Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (л.д. 12), подтверждающие отсутствие у неё на праве собственности жилого помещения.
Рассмотрев заявление Уваровой И.Т. и представленные ею документы, глава МО «Приводинское» Е.В. Хабаров ДД.ММ.ГГГГ направил Уваровой И.Т. письмо (л.д. 20), в котором сообщил о том, что администрация МО «Приводинское» отказывает ей как жене умершего участника ВОВ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа глава МО указывает, что Уварова И.Т. проживает в жилом помещении и на неё приходится общая площадь, превышающая учетную норму.
В соответствии с заявлением о регистрации по месту жительства и копией поквартирной карточки, Уварова И.Т. проживает по адресу: <адрес>. Размер жилой площади составляет 34,4 кв.м. Проживает по данному адресу одна. Прибыла из <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является Н., проживающий по адресу: <адрес>
На основании справки, предоставленной главой администрации Христофоровского сельского поселения, Уварова И.Т. была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Жилое помещение находится в муниципальной собственности и было предоставлено по договору социального найма жилого помещения. Денежной субсидии на приобретение жилого помещения Уваровой И.Т. не выделялось. Уварова И.Т. в приватизации не участвовала, жилья и земельных участков на правах частной собственности не имеет.
Согласно справке, предоставленной Начальником Управления социальной защиты населения в <адрес>, Уваровой И.Т., члену семьи умершего участника ВОВ, мера социальной поддержки по обеспечению жильем в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность или в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения не предоставлялась.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Уварова И.Т., как жена умершего участника Великой Отечественной войны, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе и при признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Из исследованных материалов дела следует и не оспаривается заинтересованным лицом, что Уварова И.Т. не имеет жилого помещения на праве собственности и на основании договора социального найма. В настоящее время Уварова И.Т. проживает одна в квартире, принадлежащей на праве собственности её сыну Н. Исходя из статьи 31 ЖК РФ Уварова И.Т. не является членом семьи собственника жилого помещения Н., так как не проживает совместно с ним и не ведет совместное хозяйство. Кроме этого, в судебном заседании установлено, что отношения по использованию жилого помещения между собственником данного жилого помещения Н. и Уваровой И.Т. никак не оформлены. Следовательно, Уварова И.Т. не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилых помещений, а также не является членом семьи собственника жилого помещения. Данные обстоятельства подпадают под требования части 1 статьи 51 ЖК РФ для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, суд считает, что отказ администрации МО «Приводинское» Уваровой И.Т. в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий на том основании, что Уварова И.Т. проживает одна в квартире, имеющей площадь 34,4 кв. метра, что превышает учетную норму для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, противоречит указанному выше законодательству ив связи с чем является незаконным.
Отказывая гражданке Уваровой И.Т. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, администрация МО «Приводинское» лишила её возможности как жены умершего участника Великой Отечественной войны на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, то есть нарушила её жилищные права.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым заявленные требования заместителя Котласского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме и признать действия администрации МО «Приводинское», выразившиеся в отказе гражданке Уваровой И.Т. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконными.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление заместителя Котласского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать действия администрации МО «Приводинское», выразившиеся в отказе гражданке Уваровой И.Т. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконными.
Обязать администрацию МО «Приводинское» принять решение в порядке части 5 статьи 52 Жилищного кодекса РФ поставить на учет Уварову И.Т. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Котова Е.В.