о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Котласский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Котовой Е.В.,

при секретаре Шестаковой Е.М.,

с участием помощника Котласского межрайонного прокурора Дурапова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шипицынское» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Котласский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Шипицынское» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОГПН г. Котласа и Котласского района проведена внеплановая выездная проверка администрации МО «Шипицынское» в отношении объектов наружного противопожарного водоснабжения, находящихся на территории МО «Шипицынское». В ходе проверки выявлено, что в установленный срок не выполнены законные предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные должностным лицом ОГПН. Выявленные нарушения норм и правил пожарной безопасности непосредственно влияют на сроки обнаружения и тушения пожара, оповещения о нем персонала, готовность персонала к действиям в случае возникновения пожара, затрудняют возможность тушения пожара в его начальной стадии и создают условия для значительного расширения площади горения, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей. Просит обязать администрацию МО «Шипицнское» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1) у водоёмов, а также по направлению к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

2.) у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием не менее 12 х 12 для установки пожарных автомобилей и забора воды;

3.) привести в исправное состояние пожарные водоёмы, расположенные по адресам:

- <адрес>,

- <адрес>,

- <адрес>,

- <адрес> <адрес>

- <адрес>,

- <адрес>,

- <адрес>,

- <адрес>, <адрес>

<адрес>

<адрес>

- <адрес> <адрес>,

- <адрес>

4.) у гидрантов, а также по направлению к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

5.) привести в исправное состояние пожарные гидранты, расположенные по адресам:

- <адрес>,

- <адрес>

<адрес>

- <адрес>

6.) обеспечить возможность забора воды (надлежащим образом установить кольцо) из пожарного гидранта по адресу: <адрес>

В судебном заседании помощник прокурора Дурапов Д.В. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Просил обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Шипицынское» Ермолаевский Г.А., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора об обязании администрации МО «Шипицынское» признал частично. В ходе судебного заседания пояснил, что не оспаривает тот факт, что администрация обязана обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО «Шипицынское». Однако у администрации МО «Шипицынское» отсутствуют финансовые средства для надлежащего содержания пожарных гидрантов и водоемов. Кроме этого по Областному закону администрацией МО «Котласский муниципальный район» на баланс администрации МО «Шипицынское» передано только четыре пожарных водоема по адресам: <адрес> <адрес> <адрес> и по <адрес>. Остальные водоемы переданы не были. Все указанные водоемы в очень запущенном состоянии.

Представитель третьего лица отдела государственного пожарного надзора г. Котласа и Котласского района в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом. Ходатайство об отложении рассмотрения дела по существу не заявил. Суд считает возможным в соответствии со статьей 167 ГПК РФ рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица отдела государственного пожарного надзора г. Котласа и Котласского района.

Выслушав прокурора, объяснения представителя ответчика, специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.

Подавая исковое заявление, прокурор обосновал обращение в суд интересами неопределённого круга лиц.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу.

Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в статье 1 установил, чтотребования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 2 указанного закона, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Организация пожарной безопасности, является одним из видов общественной безопасности. Статьёй 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что организации, их руководители, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности», п. 10 ППБ РФ 01 - 03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Пункт 9 части 1 статьи 14 Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве вопроса местного значения поселения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Частью 1 ст. 8 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 86-5-ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области в сфере пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и границах городских округов Архангельской области.

Как установлено в ч. 1 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. При этом в ч. 2 данной статьи предусмотрено, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Согласно ч. 3 указанной статьи необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются непосредственно данным Федеральным законом.

Часть 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в отношении пожарной безопасности городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований предусматривает, что данная безопасность обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Так, в ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ "О пожарной безопасности", а также в ст. 8 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 86-5-ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области» среди полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов указано на создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В силу пункта 89 ППБ 01-03, сети противопожарного водопровода, в том числе пожарные гидранты, должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.

Пунктом 90 ППБ 01-03 установлено, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); на них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В пункте 94 ППБ 01-03 предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Там же установлено, что поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отделом государственного пожарного надзора г. Котласа и Котласского района Архангельской области при проведении проверок администрации МО «Шипицынское» в отношении объектов наружного противопожарного водоснабжения, находящихся на территории МО «Шипицынское», расположенных по адресу: <адрес> выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, о чем составлен акт проверки № (л.д. 20-21).

По результатам проверок вынесены предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12) администрации МО «Шипицынское» предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- в нарушение п. 90 ППБ 01-03 у водоёмов, а также по направлению к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

- в нарушение требований п. 94 ППБ 01-03 у естественных водоисточников не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием не менее 12 х 12 для установки пожарных автомобилей и забора воды;

- в нарушение п. 94 ППБ 01-03, п. 3 ППБ 01-03 находятся в неисправном состоянии пожарные водоёмы, расположенные по адресам:

- <адрес>,

- <адрес>,

- <адрес>,

- <адрес> <адрес>

- <адрес>,

- <адрес>,

- <адрес>,

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

- <адрес>

<адрес>

Согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23) администрации МО «Шипицынское» предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- в нарушение требований п. 90 ППБ 01-03 у гидрантов, а также по направлению к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

- в нарушение п. 3, 89 ППБ 01-03 находятся в неисправном состоянии пожарные гидранты, расположенные по адресам:

- <адрес>,

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

- в нарушение п. 3, 89 ППБ 01-03 не обеспечена возможность забора воды (сдвинуто кольцо) из пожарного гидранта по адресу: <адрес>

В ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ отделом государственного пожарного надзора г. Котласа и Котласского района Архангельской области проверки администрации МО «Шипицынское» в отношении объектов наружного противопожарного водоснабжения, находящихся на территории <адрес>, выявлены факты невыполнения предписания органа государственного пожарного надзора по устранению нарушений требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОГПН г. Котласа и Котласского района Г. в отношении администрации МО «Шипицынское» проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности с обследованием источников наружного противопожарного водоснабжения на территории МО «Шипицынское», срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения проверки было выявлено, что в указанный срок предложенные мероприятия не выполнены (л.д.8).

Согласно заключения от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки на предмет устранения администрацией МО «Шипицынское» нарушений требований пожарной безопасности указанных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного главным государственным инспектором г.Котласа и Котласского района Архангельской области по пожарному надзору В., выявленные в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ нарушения пожарной безопасности администрацией Мо «Шипицынское» не устранены. Данные нарушения непосредственно влияют на возможность тушения пожара и проведения спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения и развития пожара, тем самым повышают вероятность нанесения вреда жизни и здоровью людей.

В силу п.9 ч.1 статьи 7 Устава муниципального образования «Шипицынское», принятого решением Совета депутатов от 22 ноября 2005 года № 8, к вопросам местного значения Шипицынского муниципального образования относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО «Шипицынское».

Опрошенная в качестве специалиста инспектор ОГПН г.Котласа и Котласского района Г. в ходе судебного заседания пояснила, что в настоящее время администрацией МО «Шипицынское» выявленные нарушения требований пожарной безопасности не устранены. Содержать в надлежащем состоянии указанные в предписании пожарные водоемы является обязанностью администрации МО «Шипицынское». Каждый водоем обслуживает определенный участок территории. Оставшихся в исправном состоянии водоемов недостаточно для того, чтобы своевременно потушить пожар. В настоящее время на территории <адрес> и МО «Шипицнское» сложилась обстановка, что пожарные гидранты и водоемы находятся в ненадлежащем для эксплуатации состоянии. При возникновении пожара просто невозможно будет его локализовать.

С учетом изложенного, суд находит подлежащими удовлетворению в полном объеме исковые требования прокурора об обязании администрации МО «Шипицынское» устранить нарушения требований пожарной безопасности.

Суд соглашается с мнением представителя ответчика, представителя третьего лица и с мнением прокурора об установлении реального срока для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ, так как устранение данных нарушений потребует от администрации МО «Шипицынское» значительных материальных затрат.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Котласского межрайонного прокурора к администрации МО «Сольвычегодское» удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Шипицынское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности:

- у водоёмов, а также по направлению к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

- у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием не менее 12 х 12 для установки пожарных автомобилей и забора воды;

- привести в исправное состояние пожарные водоёмы, расположенные по адресам:

- <адрес>,

- <адрес>,

- <адрес>,

- <адрес> <адрес>

- <адрес>,

- <адрес>,

- <адрес>,

- <адрес>, <адрес>

<адрес>

<адрес>

- <адрес>

<адрес>

- у гидрантов, а также по направлению к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

- привести в исправное состояние пожарные гидранты, расположенные по адресам:

- <адрес>,

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

- обеспечить возможность забора воды (надлежащим образом установить кольцо) из пожарного гидранта по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы либо представления через Котласский районный суд.

Председательствующий Е.В. Котова