Дело № ДД.ММ.ГГГГ.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
Котласский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Котовой Е.В.,
при секретаре Шестаковой Е.М.,
с участием заместителя Котласского межрайонного прокурора Клепикова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению Котласского межрайонного прокурора об оспаривании действий органа местного самоуправления,
установил:
Котласский межрайонный прокурор А.В. Подбаронов обратился в суд с заявлением, в защиту прав и законных интересов Стрекаловской А. Т., Российской Федерации, в котором просит признать действия администрации МО «Шипицынское» по отказу гражданке Стрекаловской А. Т. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконными и обязать администрацию МО «Шипицынское» принять решение в порядке части 5 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, принять на учет Стрекаловскую А. Т. в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
В своем заявлении прокурор указал, что Стрекаловская А. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, является вдовой участника Великой Отечественной войны (далее ВОВ). Стрекаловская А.Т. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МО «Шипицынское» с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся для получения жилья как члена семьи участника ВОВ. Глава МО «Шипицынское» С. В. Н. письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказал гражданке Стрекаловской А.Т.- члену семьи погибшего (умершего) участника ВОВ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Отказ глава МО обоснован тем, что гражданка Стрекаловская А.Т. сменила место жительства с благоустроенной квартиры на неблагоустроенный дом, тем самым ухудшила свои жилищные условия. Глава МО «Шипицынское» сослался на ст.53 Жилищного кодекса РФ и считает, что Стрекаловская А.Т. может быть принята на учет в качестве нуждающейся не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Прокурор считает, что данный отказ не соответствует требованиям федерального законодательства, препятствует Стрекаловской А.Т. в реализации права по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета и подлежит признанию незаконным.
В ходе судебного заседания заместитель Котласского межрайонного прокурора Клепиков В.В. требования прокурора поддержал полностью, дал пояснения согласно доводам, указанным в заявлении. Просит признать действия администрации МО «Шипицынское», выразившиеся в отказе гражданке Стрекаловской А. Т. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконными и обязать администрацию МО «Шипицынское» принять решение по заявлению Стрекаловской А.Т. в порядке части 5 статьи 52 ЖК РФ.
Заявитель Стрекаловская А.Т. в судебное заседание не явилась. О времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.
Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии заявителя Стрекаловской А.Т.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Шипицынское» Ермолаевский Г.А. в ходе судебного заседания заявленные требования прокурора не признал, пояснил, что отказ главы администрации в постановке Стрекаловской А.Т. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий от считает законным и обоснованным, так как Стрекаловская А.Т. ухудшила свои жилищные условия переехав из благоустроенной квартиры в <адрес> в неблагоустроенный дом в <адрес>. Просит в удовлетворении заявленных требований прокурору отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
В силу статьи 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Согласно статье 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещение жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в вышеуказанной части данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями.
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, по своем у выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с Жилищных кодексом документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании статьи 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ.
В силу Письма от 18 января 2010 года № 809-СК/07 Министерства регионального развития РФ, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Своим Указом от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Президент РФ постановил необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной воны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной воны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
На основании статьи 21 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 16 декабря 1994 года № 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца ( имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.1 данного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
При исследовании материалов гражданского дела суд установил следующее.
В соответствии с удостоверением серии <данные изъяты> №, выданным ГУ «ОСЗН по Котласскому району» (л.д. 9) Стрекаловская А. Т. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны.
ДД.ММ.ГГГГ Стрекаловская А.Т. обратилась с заявлением к главе МО «Шипицынское» (л.д. 7), в котором в связи с Указом Президента РФ просит поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения благоустроенного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составлен главы администрации МО «Шипицынское» С. В. Н., ведущего специалиста Н. И. А. и председателя Совета ветеранов К. Л. И. были проверены жилищные условия гражданки Стрекаловской А. Т., проживающей по адресу: <адрес> (л.д. 20), по результатам осмотра комиссия решила: Стрекаловская А.Т. до ДД.ММ.ГГГГ проживала в благоустроенной квартире в <адрес>. Сменив место жительства (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в <адрес> - неблагоустроенный дом), Стрекаловская А.Т. ухудшила свои жилищные условия. Отказать в принятии на учет в улучшении жилищных условий, так как не истек срок со дня совершения намеренного ухудшения своих жилищных условий (ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно справке из Котласского филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации Архангельской области» (л.д. 13) Стрекаловская А. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что представителем заинтересованного лица администрации МО «Шипицынское» не представлены доказательства, подтверждающие его доводы о том, что Стрекаловская А.Т. намеренно ухудшила свои жилищные условия, так как представитель администрации не представил в суд доказательства того, что Стрекаловская А.Т. являлась собственником либо нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>. В то время, как сама Стрекаловская А.Т. в своем заявлении прокурору (л.д. 6) пояснила, что всю жизнь она проживала в <адрес> в своем неблагоустроенном доме ДД.ММ.ГГГГ года постройки, и только на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по семейным обстоятельствам она проживала в <адрес> у дочери. В настоящее время она вернулась и проживает вновь в своем доме. Данные доводы Стрекаловской А.Т. представителем заинтересованного лица не опровергнуты.
Стрекаловская А. Т., как жена умершего участника Великой Отечественной войны, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе и при признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Следовательно, суд считает, что отказ администрации МО «Шипицынское» Стрекаловской А. Т. в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий на том основании, что Стрекаловская А.Т. намеренно ухудшила свои жилищные условия переехав из благоустроенной квартиры в <адрес> в неблагоустроенный дом в <адрес> противоречит указанному выше законодательству и в связи с чем является незаконным.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым заявленные требования Котласского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме и признать действия администрации МО «Шипицынское», выразившиеся в отказе гражданке Стрекаловской А. Т. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконными.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Котласского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать действия администрации МО «Шипицынское», выразившиеся в отказе гражданке Стрекаловской А. Т. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконными.
Обязать администрацию МО «Шипицынское» принять решение по заявлению гражданки Стрекаловской А. Т. в порядке части 5 статьи 52 Жилищного кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Котова Е.В.