Дело № 2-187/11 ДД.ММ.ГГГГ. РЕШЕНИЕ Именем Российской федерации Котласский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Котовой Е.В., при секретаре Шестаковой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» к Контрольно-ревизионной комиссии МО «Котласский муниципальный район» о признании незаконным ненормативного правового акта, У С Т А Н О В И Л: Администрация МО «Котласский муниципальный район» (далее Администрация) обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным представление контрольно-ревизионной комиссии МО «Котласский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ. В своем заявлении Администрация указывает, что контрольно-ревизионная комиссия МО «Котласский муниципальный район» (далее комиссия) провела проверку исполнения решения Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры администрации МО «Котласский муниципальный район». По результатам проверки комиссией составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Администрации предписано представить в комиссию не позднее 30 дней с даты получения представления отчет о принятых мерах по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства. Администрация считает представление незаконным. В представлении отражено, что главной администрации утверждено распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ штатное расписание по администрации на ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока, следовало с ДД.ММ.ГГГГ, в результате этого за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведены за счет средств местного бюджета расходы на осуществление полномочий субъекта РФ, а именно начислена и выплачена заработная плата ответственному секретарю административной комиссии. Главой администрации неправомерно утверждено распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ штатное расписание по администрации на ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока. В результате этого, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованно начислена и выплачена заработная плата работникам отделов, не предусмотренных Решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако, из акта комиссии, представления не усматривается, нарушение какого срока допустила администрация. Комиссия при вынесении представления не учла следующие обстоятельства: дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были нерабочими праздничными днями, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на лицевом счете администрации отсутствовали денежные средства, то есть администрация была лишена возможности произвести расчет с уволенными сотрудниками, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были выходными днями. Следовательно, провести организационно-штатные мероприятия до ДД.ММ.ГГГГ без нарушения установленной законом процедуры не представлялось возможным. Администрация считает, что денежные суммы <иные данные> и <иные данные> не являются суммой финансового нарушения. Указанные выплаты являются заработной платой сокращаемых сотрудников. В представлении в качестве нарушения отражено, что положения о структурных подразделениях администрации, не обладающих правами юридического лица, введенных решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район», не утверждены главой администрации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должностные инструкции руководителей новых отделов (структурных подразделений) не утверждены главой администрации. Администрация считает, что вопрос об утверждении положений об отделах должностных инструкций не имеет отношения к финансово - экономической деятельности. По мнению администрации, факт отсутствия положений, должностных инструкций не образует нарушения, поскольку трудовое законодательство не возлагает на работодателя обязанность по их принятию. Из распоряжения председателя комиссии №-р от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в состав проверяющих входил Р. - консультант Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район». Данное лицо не является штатным сотрудником комиссии, поэтому в нарушение статьи 6.6. Положения о контрольно-ревизионной комиссии МО «Котласский муниципальный район» проверка проведена ненадлежащим лицом. Представитель заявителя администрации МО «Котласский муниципальный район» Г., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно доводам, изложенным в заявлении. Также в ходе судебного заседания пояснил, что в случае невыполнения требований Контрольно-ревизионной комиссии глава администрации будет привлечен к дисциплинарному взысканию, так как в силу Положения о контрольно-ревизионной комиссии требования контрольно-ревизионной комиссии обязательны для исполнения. Просит заявленные требования удовлетворить. Представитель заинтересованного лица Контрольно-ревизионной комиссии МО «Котласский муниципальный район» Ч. заявленные администрацией требования не признала в полном объеме, в ходе судебного заседания пояснила, что в соответствии с Положением о контрольно-ревизионной комиссии основным направляем деятельности является контроль за исполнением бюджета, в том числе проведение комплексных и тематических проверок и обследований по отдельным разделам и статьям бюджета, в том числе целевых бюджетных фондов, по средствам целевых муниципальных программ, а также за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов; осуществление контроля за законностью и эффективностью расходования бюджетных ассигнований по всем статьям бюджета, включая расходы на содержание органов местного самоуправления. На основании решения Собрания депутатов комиссии поручено проведение внеплановой проверки исполнения решения Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре администрации МО «Котласский муниципальный район». Целью проведения проверки явилось целевое и эффективное использование бюджетных средств, достоверность финансово-экономического обоснования принятого решения Собрания депутатов о структуре с вытекающими выводами и причинами. В состав комиссии для проверки был привлечен специалист Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» на договорной основе, что соответствует пунктам 7.7, 7.11 Положения. Проверкой установлено невыполнение пункта 3 решения Собрания депутатов о структуре, а именно из штатного расписания Администрации на 2011 год должности заведующего отделом ВМР, заведующего отделом по физкультуре и спорту, заведующего отделом экологии и охраны окружающей среды, специалиста ГО и ЧС, заведующего отделом архитектуры и градостроительства, секретаря административной комиссии не исключены с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, работникам была начислена и выплачена заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 5 рабочих дней. Сумма необоснованных выплат и нецелевого использования по статье 211 «Заработная плата» составила <иные данные>. Главой администрации не были приняты своевременно и оперативно соответствующие меры для проведения организационно-штатных мероприятий, а именно не внесены изменения в штатное расписание в соответствии с новой структурой по шести должностям муниципальной службы; своевременно не уведомлены шесть муниципальных служащих о предстоящем сокращении. Комиссия считает, что нарушение пункта 3 решения Собрания депутатов - это очевидный факт, повлекший за собой финансовые нарушения, включая нецелевое использование бюджетных средств. Комиссия считает, что при своевременном проведении организационно-штатных мероприятий администрацией, производить указанные выплаты не потребовалось бы, в связи с чем данные выплаты являются финансовым нарушением. Комиссия считает, что проведение контрольно-ревизионной комиссией проверки трудового законодательства при увольнении взаимосвязано с оценкой достоверности финансово-экономического обоснования решения Собрания депутатов о структуре. Отсутствие на ДД.ММ.ГГГГ Положений о новых структурных подразделениях и должностных инструкций повлияло на принятие работниками решений об увольнении по сокращению штатов. Просит в удовлетворении заявления администрации отказать. Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В ходе судебного заседания установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ Собрание депутатов МО «Котласский муниципальный район» вынесло решение № «О структуре администрации МО «Котласский муниципальный район» (л.д. 64), которым утвердило прилагаемую структуру администрации МО «Котласский муниципальный район». Данное решение вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Собрание депутатов МО «Котласский муниципальный район» вынесло решение № «Об информации о проведенных администрацией организационно-штатных мероприятиях при реализации решения Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре администрации МО «Котласский муниципальный район» (л.д. 73), которым решило поручить председателю контрольно-ревизионной комиссии МО «Котласский муниципальный район» организовать проверку исполнения администрацией МО «Котласский муниципальный район» решения Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре администрации МО «Котласский муниципальный район». На основании данного решения председатель контрольно-ревизионной комиссии МО «Котласский муниципальный район» Ч. вынесла ДД.ММ.ГГГГ Распоряжение о проведении проверки выполнения решения Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» (л.д. 75). В силу Положения о контрольно-ревизионной комиссии МО «Котласский муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, задачами контрольно-ревизионной комиссии являются: организация и осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением муниципального бюджета, использованием заемный средств; оценка обоснованности доходных и расходных статей муниципального бюджета; оценка законности, эффективности, обоснованности, целенаправленности расходования средств муниципального бюджета и использования муниципальной собственности; контроль за исполнением администрацией МО «Котласский муниципальный район» принимаемых Собранием депутатов в пределах его полномочий решений по вопросам рассмотрения, утверждения и исполнения муниципального бюджета; проведение финансовой экспертизы и подготовка заключений по всем вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствованию бюджетного процесса муниципального образования. Контрольно-ревизионная комиссия осуществляет контроль за законностью и эффективностью расходования бюджетных ассигнований по всем статьям бюджета, включая расходы на содержание органов местного самоуправления. В целях осуществления финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств местного бюджета, средствами администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств, контрольно-ревизионная комиссия имеет право проводить проверки и обследования в органах местного самоуправления. Контрольно-ревизионная комиссия по результатам проведенных контрольных мероприятий и экспертно-аналитических работ направляет органам местного самоуправления, руководителям проверяемых организаций представления, подписанные председателем контрольно-ревизионной комиссии, для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях. Представление контрольно-ревизионной комиссии должно быть рассмотрено не позднее чем в месячный срок со дня получения, и подготовлен соответствующий ответ о принятых мерах. Контрольно-ревизионная комиссия имеет право давать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания с указанием сроков их исполнения. Требования должностных лиц контрольно-ревизионной комиссии, связанные с исполнением ими своих обязанностей, являются обязательными для органов местного самоуправления. Невыполнение законных требований контрольно-ревизионной комиссия влечет за собой ответственность в установленном законом порядке. В необходимых случаях по поручению Собрания депутатов или решению контрольно-ревизионной комиссии её специалисты могут принимать участие в проверках и ревизиях финансово-хозяйственной деятельности организаций, проводимых иными органами государственного финансового контроля на основании заключенных соглашений о взаимном сотрудничестве. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Контрольно-ревизионной комиссией составлен Акт проверки исполнения решения Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении структуры администрации МО «Котласский муниципальный район» (л.д. 78-84), согласно которому в ходе проверки установлены следующие нарушения: - Администрацией в нарушение пункта 5 статьи 35.1 Устава, пунктов 3.2, 3.5 Положения об Администрации, решения Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не утверждены главой администрации Положения о структурных подразделениях администрации, не обладающих правами юридического лица; - в нарушение вышеуказанных законов, решения Собрания депутатов, пункта 8 трудового договора главой администрации А. утверждено распоряжением №-к от ДД.ММ.ГГГГ штатное расписание по Администрации на 2011 год с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока. В результате этого, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованно начислена и выплачена заработная плата работникам отделов, не предусмотренных решением Собрания депутатов о структуре в сумме <иные данные>, из них подлежит возмещению в бюджет (переплата) <иные данные>. В нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведены за счет средств местного бюджета расходы на осуществление полномочий субъекта РФ, а именно начислена и выплачена заработная плата ответственному секретарю административной комиссии в сумме <иные данные>, что согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств; - проверкой соблюдения трудового законодательства при увольнении муниципальных служащих, в связи с проведенными организационно-штатными мероприятиями установлено, что согласно журналу регистрации уведомлений, извещены работники о предстоящем увольнении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подпись работников в ознакомлении в журнале отсутствует. Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ работникам направлена информация о наличии вакантных должностей, имеющихся на момент предоставления уведомления. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должностные инструкции руководителей отдела архитектуры и градостроительства, отдела экологии, отдела ГО ЧС и отдела военно-мобилизационной работы, отдела по физкультуре, спорту и молодежи отсутствовали. В результате проведенных организационно-штатных мероприятий дополнительные расходы за счет средств бюджета МО «Котласский муниципальный район» составили <иные данные>, в том числе: - расходы по выплате компенсации при сокращении, увольнении муниципальных служащих <иные данные>; - расходы на выплату выходного пособия при сокращении до ДД.ММ.ГГГГ <иные данные>. По итогам проверки общая сумма финансовых нарушений составила <иные данные>. ДД.ММ.ГГГГ Председателем контрольно-ревизионной комиссии МО «Котласский муниципальный район» в адрес главы администрации МО «Котласский муниципальный район» А. вынесено представление № (л.д. 93-94), согласно которому главе администрации предложено рассмотреть данное Представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства РФ, а именно: - главой администрации утверждено распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ штатное расписание по Администрации на 2011 года с ДД.ММ.ГГГГ, а следовало утвердить с ДД.ММ.ГГГГ, в результате этого за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведены за счет средств местного бюджета расходы на осуществление полномочий субъекта РФ, а именно начислена и выплачена заработная плата ответственному секретарю административной комиссии, а также за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованно начислена и выплачена заработная плата работникам отделов, не предусмотренных решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №. - По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ главой администрации не утверждены инструкции руководителей новых отделов (структурных подразделений). - Положения о структурных подразделениях Администрации, не обладающих правами юридического лица введенных решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № не утверждены Главой администрации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, утверждена структура Администрации. На основании данного решения главой администрации издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № р «О проведении организационно-штатных мероприятий в администрации МО «Котласский муниципальный район» в целях оптимизации расходов на содержание муниципальных служащих.(л.д. 95-98) Распоряжением главы администрации МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №р (л.д. 99 - 103) утверждено штатное расписание администрации МО «Котласский муниципальный район», которое вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ и статьей 249 ГПК РФ представителю заинтересованного лица предложено представить в суд доказательства, подтверждающие законность проводимой в администрации проверки, полномочия контрольно-ревизионной комиссии проводить проверки по факту соблюдения администрацией трудового законодательства и законность вынесенного в отношении администрации представления. Представитель заинтересованного лица подтвердила тот факт, что контрольно-ревизионная комиссия не имеет полномочий проводить проверки по факту соблюдения администрацией трудового законодательства, так как имеет полномочия на проверку соблюдения норм бюджетного законодательства. В связи с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд приходит к выводу о том, что контрольно-ревизионной комиссией в ходе проведения проверки соблюдения бюджетного законодательства администрацией МО «Котласский муниципальный район» были превышены полномочия, так как фактически контрольно-ревизионной комиссией была проведена проверка соблюдения трудового законодательства в администрации МО «Котласский муниципальный район», а на проведение проверки по факту соблюдения трудового законодательства в администрации МО «Котласский муниципальный район» ревизионная комиссия согласно Положению о контрольно-ревизионной комиссии МО «Котласский муниципальный район», утвержденному решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, не уполномочена. Кроме этого, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему: ДД.ММ.ГГГГ (в четверг) Собрание депутатов МО «Котласский муниципальный район» принимает решение «О структуре администрации МО «Котласский муниципальный район». Данное решение вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ (в пятницу) данное решение Собрания депутатов поступает в администрацию МО «Котласский муниципальный район». На основании данного решения администрация должна была провести организационно-штатные мероприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ. То есть согласно новой структуре подлежала сокращению численность и штат работников администрации. В силу статьи 180 Трудового кодекса РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников уведомить работников персонально и под роспись необходимо не менее чем за два месяца до увольнения. Следовательно, для того, чтобы уволить работников, должность или численность которых подлежали сокращению, ДД.ММ.ГГГГ, их необходимо было уведомить в последний рабочий день - ДД.ММ.ГГГГ. Работникам администрации ДД.ММ.ГГГГ необходимо было в течение рабочего дня определить фактическое число работников, подлежащих сокращению, определить фактическое количество вакантных должностей, подготовить уведомления о предстоящем сокращении должностей, подготовить уведомления о наличии вакантных должностей, вручить данные уведомления работникам, подготовить соответствующие распоряжения. В силу изложенного, судом принимаются пояснения представителя заявителя о том, что вины администрации в том, что ДД.ММ.ГГГГ работники администрации не успели подготовить все необходимые документы и не уведомили работников о сокращении должностей, не имеется, так как провести организационно-штатные мероприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ без нарушения установленной трудовым законодательством процедуры администрации МО «Котласский муниципальный район» не представлялось возможным. Администрация на законном основании, с соблюдением трудового законодательства, вручила всем сокращаемым работникам уведомления в срок до ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно, уволила работников ДД.ММ.ГГГГ. В случае не соблюдения процедуры увольнения данные работники имели бы право восстановить на работе и получить за незаконное увольнение компенсацию. В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафа в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятые в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. В ходе рассмотрения данного гражданского дела было установлено, что Контрольно-ревизионная комиссия считает нецелевым использованием бюджетных средств выплату заработной платы в период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ сокращаемым работникам. Однако суд считает, что в данном случае нецелевое использование бюджетных средств отсутствует, так как сокращаемым работникам была начислена и выплачена заработная плата со статьи расходов «Заработная плата». Необоснованное начисление и выплата заработной платы в данном случае также отсутствует в связи с тем, что работники, которым была начислена и выплачена заработная плата, на момент начисления и выплаты заработной платы уволены не были. Обжалуемым представлением на администрацию МО «Котласский муниципальный район» наложена обязанность принять меры по недопущению совершения в дальнейшем указанных в представлении нарушения бюджетного законодательства. Отчет о принятых мерах по устранений выявленных нарушений необходимо представить в контрольно-ревизионную комиссию не позднее 30 дней с даты получения Представления. Не выполнение требований должностных лиц контрольно-ревизионной комиссии влечет ответственность в установленном законом порядке. Следовательно, в случае невыполнения требований, указанных в представлении, на главу администрации МО «Котласский муниципальный район», ответственного за работу администрации, может быть наложено дисциплинарное взыскание. На основании данного Представления глава МО «Котласский муниципальный район» ДД.ММ.ГГГГ потребовала от главы администрации представить объяснения по выявленным в ходе ревизионной проверки фактам нецелевого использования средств муниципального бюджета и сообщить о готовности добровольно возместить ущерб, нанесенный бюджету муниципального образования (л.д. 106). В силу вышеизложенного суд считает необходимым заявленные требования администрации МО «Котласский муниципальный район» удовлетворить и признать представление Контрольно-ревизионной комиссии МО «Котласский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене. Руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление администрации МО «Котласский муниципальный район» удовлетворить. Признать представление контрольно-ревизионной комиссии МО «Котласский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Председательствующий Котова Е.В.